Занятие 6. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
Цель.Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
Ход занятия
Воспитатель читает детям рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга». Дает ребятам возможность обменяться впечатлениями. Обращает внимание на то, как ярко описаны проделки и подвиги кота, какой при этом используется богатый словарь: «Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали», «Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами», «Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел».
Педагог предлагает выполнить заявки детей, если они понятно объяснят, какой отрывок им хочется услышать еще раз (зачитывает 3–4 отрывка).
«„Кот-ворюга“ – это рассказ или сказка? – уточняет воспитатель. – Можете объяснить, почему это рассказ?»
Занятие 7. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц
Цель.Активизировать словарь детей.
Ход занятия
Воспитатель интересуется, не забыли ли дети игру «Что получится, то и получится» (см. с. 23). Уточняет, что такое небылицы. Затем читает одну из них («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка», С. Маршак «Пудель», Д. Хармс «Иван Торопышкин» и т.п.).
«Наши небылицы будут из одной строчки-предложения», – говорит педагог и задает детям вопросы: «Кто (что)?», «Какой (какая, какое)?», «Что делает?», «Где находится?»
Воспитатель записывает ответы в таблицу, а затем зачитывает 3–4 наиболее смешные небылицы.
Игра повторяется еще раз.
Далее дети играют в игру «Угадай слово» (см. Апрель, занятие 2). Ребята отгадывают 2–3 слова.
В заключение проводится игра «Чепуха». Воспитатель предлагает детям задумать название любого предмета (одушевленного или неодушевленного). Затем задает ребятам вопросы, чтобы отгадать задуманное слово, например: «На чем поедем в цирк?» (На стуле, бегемоте, мышке, занавеске…)
Занятие 8. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Цель.Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что хочет познакомить их с новой авторской сказкой: «Не русской народной, как „Сивка-бурка“, „Царевна-лягушка“, а авторской. Как вы думаете, что такое авторская сказка?»
Педагог выслушивает ответы детей и называет имя автора сказки – Валентин Катаев. Затем читает произведение, но без заключительного эпизода – встречи с Витей.
«А на что вы потратили бы последний лепесток волшебного цветка?» – спрашивает воспитатель.
Выслушивает ответы детей и зачитывает концовку сказки. Затем уточняет, одобряют ли дети поступок Жени.
«Можете доказать, что „Цветик-семицветик“ – это сказка?» – интересуется воспитатель.
Педагог предлагает ребятам запомнить «заклинание». Читает его 2–3 раза с помощью детей.
Если останется время, воспитатель читает отрывки из сказки по выбору детей.
Май
Занятие 1. Литературный калейдоскоп
Цель.Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям о том, что в соседнем детском саду ребята средней группы знают много загадок и считалок.
«Они загадали мне десять загадок, прочитали четыре считалки, – говорит педагог. – Должно быть, они вас победили!»
Дети не соглашаются и загадывают педагогу и сверстникам загадки.
«Действительно, вы знаете больше загадок, чем ребята из соседнего детского сада», – отмечает педагог.
Затем проверяет, какие считалки помнят дети. Педагог выясняет, знают ли дети и что именно о великом празднике – Дне Победы. Читает стихотворение Т. Белозерова «День Победы».
Майский праздник
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им
Бабушки глядят.
Педагог объясняет ребятам, что надо стремиться жить так, чтобы не было войны и «дарит» «Мирную считалку» В. Берестова (из М. Карема).
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
Дети образуют круг. Воспитатель несколько раз повторяет считалку и просит ребят постараться запомнить названия цветов и металлов.
Затем воспитатель еще раз читает считалку, удаляя из круга с ее помощью одного за другим игроков (3–4 повторения). Дети проговаривают считалку вместе с педагогом.