Занятие 3. Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками

Цель.Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о том, что они уже знают, как, используя фланелеграф и альбомные картинки-матрицы, создавать собственные сюжеты на заданную тему.

«Давайте проверим, чему мы уже научились, – говорит педагог. – Будем составлять картины на тему „Лесная полянка“».

Воспитатель размещает на фланелеграфе 2–3 картинки (деревья, кустик, ягоды и т. д.) и объясняет: «Это лесная полянка. Пока на ней нет животных, птиц, ягод, грибов. Но они появятся с вашей помощью. На полянке встретятся медведь, лось… (перечисляет животных); созреют ягоды (перечисляет), вырастут грибы, появятся грибники…»

Педагог показывает, какую можно составить картину. Выложив картинки (не более 5), он составляет рассказ: «Ночью вырос под деревом грибок – подберезовик. Увидела его белочка, хочет гриб сорвать. Но что-то ее встревожило. На полянке появилась девочка с корзиной. Девочка увидела белку. Белка заметила девочку. Как думаете, что было дальше? Убежала белочка, ушла и девочка. Остался под кустом грибок – подберезовик. Почему остался?»

Далее педагог приглашает ребенка составить рассказ по картине (по желанию). Оценивает его рассказ, отмечает наиболее интересные моменты.

Затем воспитатель вызывает еще двоих детей.

Завершая занятие, педагог говорит о том, что дети научились самостоятельно создавать интересные картины на тему «Лесная полянка».

Примечание. Если в группе есть альбомы «Учусь говорить», работу на занятии можно организовать иначе. Ребенок создает картину на фланелеграфе, а двое детей (или четверо, если в наличии два альбома) – на альбомном листе. Сначала выслушивается ребенок, работающий у фланелеграфа, затем – дети, составляющие картины на местах (договорившись, кто из двоих партнеров будет рассказывать).

Занятие 4. Заучивание стихотворений

Цель.Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.

Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок»

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о том, что многим из них понравилось совсем не веселое, но очень-очень трогательное стихотворение Ю. Кушака «Олененок».

Педагог читает стихотворение, спрашивает у детей, не согласятся ли они выучить его. Получив согласие детей, радуется и еще раз читает стихотворение.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:


Слегла олениха,
Да так и не встала? (4–5 подтверждений)

Ответно-вопросная форма общения позволяет детям быстрее запомнить начало стихотворения.

Педагог повторяет эти строчки и присоединяет к ним две следующие:


У олененка
Мамы не стало.

Воспитатель просит дошкольников прочитать четверостишие негромко и так, чтобы в нем звучало сочувствие к осиротевшему малышу (4–5 ответов).

«Ребенок, – продолжает педагог, – изо всех сил пытается помочь олененку:


Я его глажу,
С ладошки кормлю.
Я его очень,
Очень люблю».

Дети упражняются в выразительном чтении этих строк (4–5 индивидуальных ответов).

Педагог читает две первые части стихотворения и присоединяет последнюю:


И всюду за мною
Он скачет упрямо.
Пусть думает он,
Что я – его мама.

«Итак, олененок упрямо следует за своим другом, – поясняет педагог, – даже тогда, когда ребенок, судя по всему, не разрешает малышу скакать за ним. Иначе откуда бы появилось слово упрямо».

Педагог дважды читает четверостишие, но каждый раз по-разному. В одном случае интонационно выделяет слова за мною, во втором – слово упрямо. Интересуется, какой из вариантов декламации детям понравился больше.

Далее дети читают эти строчки самостоятельно (3–5 повторений). Педагог называет ребенка, чья импровизация ему показалась наиболее удачной.

Воспитатель читает стихотворение полностью. Затем повторяет его, а дети тихо, практически без голоса, читают стихотворение вместе с ним.

Далее стихотворение читают 2–3 ребенка, быстро запоминающие стихи и выразительно передающие их.

Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

Ход занятия

Воспитатель говорит, что намерен порадовать детей, познакомив их с русской народной песенкой «Дед хотел уху сварить».

Педагог дважды читает стихотворение. Спрашивает у детей, действительно ли это добрая песенка, и могут ли они доказать это.

«Грех не выучить эту песенку. Любой взрослый будет доволен, если услышит ее в вашем исполнении», – продолжает воспитатель.

Педагог повторяет первые четыре строчки, а дети после паузы договаривают клички животных (2–3 повторения), запоминая, как зовут кота и петуха.


Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.

Воспитатель еще раз читает четверостишие и присоединяет к нему следующие две строки:


Тащат удочки
Вдоль по улочке.

«Легко ли коту и петуху дедовы удочки тащить? – спрашивает педагог. – Было бы легко, тогда другое слово, а не слово тащить использовалось бы в песенке. Тащат кот и петух удочки, вздыхают:


Деду одному невмочь.
Надо старому помочь».

Воспитатель упражняет детей в выразительном чтении последних строчек, предлагая читать их вдвоем: ребенок, изображающий кота, читает строчку целиком, а ребенок, изображающий петуха, вздыхая, соглашается с котом: «Невмочь, надо помочь». Упражнение повторяется 4–5 раз. Каждый раз исполнители меняются.

Воспитатель интересуется, есть ли среди детей рыбаки и что они знают о ершах. Затем поясняет: «Это забавная народная песенка, в ней много лукавства. Даже рыба, которую дед собирается наловить, чтобы сварить уху, костлявая, колючая. Ее и чистить трудно, да и кот намучается, собравшись рыбкой полакомиться».

Педагог повторяет песенку. Дети читают ее вместе с педагогом практически без голоса, но четко артикулируя слова.

Примечание. В последующие дни воспитатель читает песенку при активной помощи детей. Выслушивает ребенка, выразившего желание прочитать песенку самостоятельно.

Май

Занятие 1. День Победы

Цель.Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».

Предварительная работа.Обратиться к родителям детей с просьбой рассказать дошкольникам о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне».

Ход занятия

«Много лет назад, когда еще ваши бабушки и дедушки были детьми, закончилась долгая и страшная война, – начинает занятие воспитатель. – Много городов и сел было разрушено. Много людей погибло. Вы что-то об этом знаете?»

Педагог выслушивает ответы детей, обобщает их рассказы.

«В далекие майские дни закончились бои, и был подписан мир. И с тех пор каждое Девятое мая наша страна, наш народ отмечает День Победы, – продолжает занятие педагог. – На улицах вам встретятся пожилые люди с орденами и медалями. Улыбнитесь им, поздравьте с праздником, пожелайте здоровья. О Дне Победы сложено много песен и стихов. Я прочитаю вам одно из них».

Воспитатель читает стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы». Спрашивает, понравилось ли стихотворение. Читает произведение второй раз и предлагает детям запомнить его.

«Дедушки и бабушки будут благодарны вам, если в День Победы вы порадуете их, прочитав это стихотворение. А я помогу вам запомнить его.


Майский праздник
День Победы
Отмечает вся страна»?

Педагог задает детям вопрос, предлагая воспроизвести текст с утвердительной интонацией (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).

Воспитатель повторяет начало стихотворения, присоединяя к первым трем сточкам еще две:


Надевают наши деды
Боевые ордена.

Эти строки педагог тоже читает с вопросительной интонацией. Сначала все дети отвечают на вопросы, потом 2–3 ребенка индивидуально.

Воспитатель читает первые пять строчек стихотворения. Спрашивает, почему бывшие воины надели ордена и куда их с утра зовет дорога.


Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им
Бабушки глядят.

Педагог читает стихотворение полностью. Затем повторяет его вне занятий.

Наши рекомендации