Занятие 1. Готовимся встречать весну и Международный женский день
Цель.Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что март – первый месяц весны и какая бы погода ни стояла на улице, весна уже близко.
Педагог читает стихотворение «Весна» А. Плещеева (в сокращении):
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
«Ну а у нас, в нашем родном городе (поселке) можно обнаружить приметы весны?» – спрашивает педагог.
Воспитатель завершает ответ ребенка (детей) строчками стихотворения: «Уж тает снег, бегут ручьи… Теплей и ярче солнце стало» и т.д.
Затем читает стихотворение еще раз.
Воспитатель напоминает детям о том, что в марте – первом месяце весны – отмечается Международный женский день. В этот день принято поздравлять мам, бабушек, сестричек, дарить им цветы, сувениры, подарки.
«Какие слова принято говорить, поздравляя кого-либо с праздником? – интересуется педагог. – Как вы обратитесь к мамам, вручая им цветы или сделанные своими руками поделки?»
Дети проговаривают подсказанные взрослым поздравления, например: «Дорогая мама (бабушка, крестная). Поздравляю тебя с праздником весны. Желаю тебе здоровья и счастья».
Педагог поясняет, что пожелать родному человеку можно «крепкого здоровья», «хороших друзей», «всяческого благополучия», «послушного сына (дочки)» и т.д.
Далее все дети произносят два первых слова поздравления «Желаю тебе…», а пожелание маме сочиняют самостоятельно (3–4 ответа).
Завершая занятие, педагог может прочитать детям стихотворение И. Косякова «Все она», с которым ребята познакомились во второй младшей группе.[9]
Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки щ – ч
Цель.Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.
Ход занятия
«Мой Язычок научился петь новую песенку, – начинает занятие воспитатель. – Послушайте: „Щ-щ-щ“. Что услышали? Попробуйте спеть ее, но не забывайте кончик языка держать за верхними зубами, а рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ, вот так)».
Дети произносят звук все вместе, затем только девочки (только мальчики, только Саша, Оля и т.д., 4–5 детей).
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
Ащ-ащ-ащ – ач-ач-ач,
Ча-ча-ча – ща-ща-ща,
Ещ-ещ-ещ – еч-еч-еч.
Теперь очень трудное задание. Надо угадать, какой звук слышится в словах этого предложения: „Девочки и мальчики прыгают как мячики“.
А какой звук прячется в словах этих стихотворных строчек (Самуил Маршак «Про все на свете»):
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
А сейчас очень-очень трудное задание. Надо услышать в слове звук щ и хлопнуть в ладошки: плащ надену… щуку поймаю… ищу пропавшего щенка… угощу молочком ежа (педагог произносит слова с одинаковой паузой).
Можете сосчитать, сколько слов со звуком щ в пословице (просит показать ответ на пальцах): «Щи да каша – пища наша».
Если на обед сварены щи, целесообразно напомнить детям пословицу: «Где щи, тут и нас ищи».
Если останется время, следует познакомить дошкольников со стихами-перевертышами И. Сельвинского «Что правильно?»
Гречка
В печке,
Валенки
На завалинке? (Это правильно?)
Гречка
В валенке,
Печка
На завалинке? (Правильно? Не правильно?)
Валенки
В печке,
На завалинке
Гречка? (Что не так?)
Валенки
В гречке,
Завалинка
В печке? (Что перепутано?)
Примечание. Вне занятий, напомнив детям стихотворение «Что правильно?», можно предложить им сочинить свои перевертыши, ориентируясь на следующие исходные строчки: «На горке каша, в кроватке Маша».
Занятие 3. Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Цель.Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
Ход занятия
«Одна очень известная русская народная сказка называется „Петушок и бобовое зернышко“, – начинает занятие воспитатель. – Вы бобы-то когда-нибудь видели? Кто не видел, после занятия посмотрите. Бобовое зернышко совсем не маленькое. А почему я вам об этом говорю, поймете, прослушав сказку».
Педагог читает произведение.
«Я считаю, что это добрая сказка, – продолжает занятие воспитатель. – А вы как думаете?»
Воспитатель выслушивает ответы детей. Соглашается, что добыть маслица курочке помогали все герои: кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.
Педагог обращает внимание ребята на то, как много в сказке ласково звучащих слов: не зерно, а… (зернышко), не хозяйка, а… (хозяюшка), не корова, а…(коровушка), и еще голубушка, не горло, а… (горлышко), не масло, а… (маслице).
«Мы познакомились с новой сказкой. А какие еще русские народные сказки вы можете назвать?» – спрашивает педагог.
Затем показывает обложки (рисунки) сказок, с которыми дети познакомились в этом году. Прибегая к разным приемам, просит ребят назвать сказку и вспомнить, чем она заканчивается. Воспитатель предлагает узнать сказку по:
– ее начальной фразе: «Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек… («Жихарка»);
– отрывку: «Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!» («Война грибов с ягодами», в обр. В. Даля);
– песенке (рифмованным строчкам): «Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала…» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). И так далее.