Занятие 3. Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»
Цель.Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)
Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.
«Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…» (длинные ресницы, румяные щеки).
«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)
«Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.
Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…»
Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»
«Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».
Примечание. Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…»
Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».
Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле
Цель.Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
Предварительная работа.Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра».
Ход занятия
Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. «Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них».
Читает стихотворение И. Бунина «Листопад» (2 раза).
«Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!»
Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. «Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…»
Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.
Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина «Листопад».
Октябрь
Занятие 1. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
Цель.Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
Предварительная работа.Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. Чуковского «Телефон» (лучше с рисунками В. Сутеева).
Ход занятия
Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку «Телефон».
Педагог интересуется у детей, кому какой телефонный разговор кажется самым смешным. «Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:
– Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню
Споем.
– Нет, нет, соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!»
Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: «Динь-ди-лень, динь-ди-лень».
«Алло! Вас слушают, – говорит воспитатель. – Это я, крокодил (медведь, носорог…)». Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого).
Примечание. В эту игру следует играть и в последующие дни (в помещении, на улице), помогая детям запоминать и выразительно читать диалоги.