Занятие 7. Лохматые и крылатые

Цель.Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

Предварительная работа.Педагог выясняет у детей, приходилось ли им наблюдать за повадками птиц, кошек, собак. Напоминает историю о коте, который привел поесть маленького ежонка. Просит вспомнить интересную историю о каком-либо живом существе и рассказать ее на следующем занятии.

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, не забыли ли они выполнить домашнее задание, и предлагает рассказать истории из жизни животных.

«Чтобы не перебивать вас, я буду отмечать в своей тетради самые интересные моменты в рассказе, а еще – те предложения, которые нужно построить иначе», – объясняет воспитатель.

Заслушивает рассказы детей, объясняет, что особенно понравилось в каждом из них.

Эта тема привлекательна для детей, поэтому воспитатель говорит, что интересные рассказы будут заслушиваться и на следующем занятии. Затем рассказывает детям свою историю о забавном голубом попугайчике.

Кешке очень нравилась кофейная чашка. Когда она стояла на столе, Кеша ходил вокруг и что-то ласково говорил ей. Но если кто-то специально или нечаянно оставлял в чашке кофейную ложку, Кеша приходил в ярость. Он бежал к чашке, ругался, толкал чашку, добиваясь, чтобы ложка вывалилась. Тогда он отталкивал ложку подальше от чашки. Иногда ему удавалось сбросить ее на пол. Свесив голову, он еще какое-то время смотрел на своего врага, потом бежал к чашке и что-то нежно щебетал ей.

Занятие 8. Чтение былины «Садко»[24]

Цель.Познакомить детей с былиной «Садко».[25]

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они былины о богатырях земли Русской и как звали этих богатырей.

«А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте – гусляре (гусельщике), который своей волшебной игрой покорил царя водяного и всю его свиту, – рассказывает педагог. – А что дальше было, в былине не описывается – пропевается. Про купца новгородского по имени Садко и фильмы есть, и прекрасная песня сложена – „Песня варяжского гостя“. Возможно, что вы ее еще услышите».

Педагог читает былину.

Апрель

Занятие 1. Чтение сказки «Снегурочка»

Цель.Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.

Ход занятия

«Уже давно позади остался Новый год с Дедом Морозом, елкой и, конечно, со Снегурочкой, – начинает беседу воспитатель. – Про Снегурочку и балет есть, и опера, да и ни одно новогоднее представление без нее не обходится. Сегодня я познакомлю вас со сказкой, которая так и называется – „Снегурочка“».

Педагог читает сказку, дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем интересуется, как выглядела Снегурочка, быстро ли подрастала. Заслушав ответы детей, читает: «И стала расти у старичков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».

И уточняет: «Хорошая дочка была у стариков?» (Умная, работящая, смышленая, веселая, любящая.)

Завершая занятие, воспитатель интересуется у детей, понравилась ли им сказка.

Занятие 2. Лексико-грамматические упражнения

Цель.Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.

Ход занятия

Педагог напоминает детям о том, как богат русский язык и как важно правильно подобрать слово, чтобы точно описать предмет или действие. Приводит примеры.

– «Задира лисичка – бежала по берегу моря и дразнила бычка – рыбешку морскую. Он обиделся и сказал ей: „У тебя шуба некрасивая“. Но на самом деле вместо слова некрасивая в сказке „Как лисичка бычка обидела“ было другое, более выразительное слово. Какое?» (Косматая.) Какие еще слова можно было употребить вместо слова некрасивая? (Грязная, лохматая, всклокоченная, облезлая…)

– Существует много предметов круглой формы. Это… (мяч, шар, солнце, полная луна, обруч…).

– Вещь может быть не просто красивая, а… (очень красивая, красивейшая, изящная, превосходная, великолепная…).

– Крошка сын сказал отцу: «Буду делать хорошо… (не обманывать, не трусить, не обижать тех, кто слабее, не злиться…)»

Воспитатель предлагает детям закончить стихотворения:


У Пегги был веселый гусь,
Он знал… (все песни наизусть).
(Из шотландской песенки)


Обида
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
И… (щеночка, и кота)…
Э. Мошковская

Затем педагог просит детей закончить предложения:

– Мы не пошли гулять… Почему?

– Если бы мы ушли гулять… То что?

– Когда мы собрались гулять… Что произошло?

– Чтобы не ходить гулять… Что сделали?

– Прежде чем пойти гулять… Что сделали?

После ответов детей следует повторить каждое предложение.

Наши рекомендации