Занятие 4. Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»
Цель.Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.
Ход занятия
«Не заметили ли вы, что зимой длиннее – день или ночь?» – интересуется у детей педагог и читает:
– Ночь зимой – как черный кот,
День – как серенькая мышь.
Какие необычные сравнения: „ночь зимой – как черный кот, день…?“ Эти строчки можно прочитать по-разному, делая акцент (ударение) на разных словах».
Воспитатель повторяет строчки и просит 2–3 детей по-разному проговорить их.
Педагог повторяет строчки еще раз и присоединяет к ним две следующие:
Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Дети (2–3 ребенка) читают четверостишие. Затем его повторяет педагог, присоединяя следующие четыре строки:
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.
Дети вместе с педагогом дважды проговаривают эти строчки, а 1–2 ребенка пробуют прочитать их самостоятельно.
Воспитатель, повторяя последние четыре строки, присоединяет к ним завершающее четверостишие:
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
Педагог обращает внимание детей на сравнение ночи и дня с котом: «Ночь зимой – как черный кот», а с наступлением весны «день – большой, блестящий кот».
«Большой – понятно, так как день стал длиннее, а почему блестящий?» – спрашивает воспитатель. (Стало больше солнечных дней.)
Педагог читает стихотворение полностью. Повторяет его, предлагая детям читать вместе с ним, но без голоса (тренировка артикуляционного аппарата).
Дети не успевают запомнить стихотворение на занятии. На это им потребуется 2–3 дня. Они будут читать стихотворение без искажений, если педагог будет переодически повторять его (вечером, во время сборов на прогулку).
Занятие 5. Лексические игры и упражнения
Цель.Активизировать речь детей, учить их импровизировать.
Ход занятия
«Сегодня хорошая погода, – начинает занятие воспитатель. – А точнее? (Теплая, солнечная, прекрасная…)
А на днях была плохая погода… (ветреная, с мокрым снегом, с гололедом…).
У поэта Михаила Ясного, „Мирную считалку“ которого мы с вами часто вспоминаем, есть странное стихотворение:
– Здравствуйте, хвостаствуйте!
Как вы поживаете?
– Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусайствуйте!..
Что вы об этом думаете? Можете повторить слова хвостаствуйте, кусайствуйте?
Так говорил с хвостом щенок —
И все его поймать не мог!
Мы давно не играли с вами в игру „Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем“. Правила игры помните? Тогда я начну…»
Педагог может, например, изобразить, как он болеет, когда по телевизору показывают футбольный или хоккейный матч.
Затем вызывает 3–4 детей, желающих продемонстрировать свою импровизацию.
«Проверим, – говорит педагог, – научились мы с вами сочинять интересные небылицы. – Итак, вы будете называть слова, а я запишу некоторые из них.
Что, кто вокруг нас и далеко от нас…
Какие бывают предметы, живые существа…
Где они могут находиться…
Что могут делать…»
Воспитатель предлагает вниманию детей 3–4 нелепицы.
Завершая занятие, педагог говорит детям, что будет рад услышать от них самостоятельно придуманные небылицы.
Занятие 6. Весна идет, весне дорогу!
Цель.Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Ход занятия
Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой весенний месяц.
«Чувствуете приближение весны? – интересуется воспитатель. – Кто какие приметы весны заметил? А вот что о ранней весне в стихотворениях говорится».
Педагог читает стихотворения: Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды», Е. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!».
* * *
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Ф. Тютчев
* * *
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце, и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Е. Баратынский
Воспитатель спрашивает у детей, какое стихотворение им понравилось. Читает то из них, которое понравилось большинству детей. (Чаще всего – это «Зима недаром злится…».)
Перед чтением педагог обращает внимание детей на необычные сравнения: весна – прекрасное, умывшееся снегом счастливое дитя; зима – злая ведьма, она еще не готова уступить место весне и злится на нее.
Воспитатель подчеркивает, как красива и образна поэтическая речь, какая она звучная, складная.
«Уметь писать хорошие стихи – редкий дар. Хорошие стихи живут долго. И эти весенние стихи написаны очень давно», – замечает педагог.
Затем спрашивает у детей, не заметили ли они, как изменилась ночь (она как черный кот или уже нет?), как выглядит день (как серенькая мышка или..?).
Педагог просит кого-нибудь из детей прочитать стихотворение П. Соловьевой «Ночь и день».