Занятие 3. Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)
Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.
Рассматривание картины «Коза с козлятами».Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»Ход занятия
Часть I. Перед детьми – картина «Коза с козлятами» (автор серии «Домашние животные» С. Веретенникова). Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине; предлагает рассмотреть сначала козу, а потом козлят.
Рассматривая козу, дети отмечают, что она большая, с рогами; у нее длинная шерсть, а на шее колокольчик; она стоит около куста и объедает листья с веточек.
Воспитатель объясняет, зачем козе привязали колокольчик: «Коза наклоняет голову, и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла».
Обобщив наблюдения детей, педагог вновь обращается к картине. Говорит, что рядом с козой гуляют козлята и предлагает детям рассказать про них. Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек; у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка; они играют: делают вид, что бодаются и т. п.
Завершая рассматривание картины, воспитатель предлагает вниманию детей рассказ: «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик.Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая, пушистая шерсть и забавные мордочки. Козлята меряютсясилой. Малыши-шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться-то нечем – рожки не выросли!»
Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные слова (выделены курсивом).
Часть II. Педагог убирает картину и ставит перед детьми макет сказочного теремка (например, из набора настольного театра), затем демонстрирует картинки с изображениями котенка, козленка, жеребенка. Выясняет, кто это. Просит нескольких детей повторить слово жеребенок.
«Эти малыши, – говорит воспитатель, указывая на животных, – идут в теремок танцевать. Хотите пойти вместе с ними?»
По приглашению педагога к столу подходят 2–3 ребенка. «Сейчас я превращу вас в маленьких котят, – говорит он, совершая „загадочные“ манипуляции и приговаривая: „Крабле-крибле-бум!“».
«Котята» стучатся в теремок: «Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»
«Я, хозяйка теремка. Меня зовут Валентина Викторовна. А кто вы?» – спрашивает воспитатель. – «Мы котята. (Мяукают.) Пустите нас в теремок». – «Заходите! Я вам рада!»
Далее педагог предлагает детям объединиться в пары (тройки), определиться, кем они хотят быть (цыплятами, утятами, тигрятами, телятами и т. п.) и постучаться в теремок. Но игра продолжается уже вне занятия. На вопрос, «кто в теремочке живет», отвечают все, кто уже поселился в теремке.
Играет музыка, дети танцуют.
В эту игру при участии педагога дети играют и в последующие дни (в группе или на участке).
Рассматривание картины «Домик Малыша»[10]Ход занятия
Педагог сообщает, что ему очень нравится светловолосый большеглазый Малыш, играющий около своего маленького домика, который для него построил папа: «Хотите посмотреть на этот домик? А познакомиться с Малышом?»
Воспитатель предлагает вниманию детей картину, дает возможность рассмотреть ее. Затем спрашивает:
– Понравился вам домик? Домик красивый, с окном, красной дверью, с птицей-флюгером на крыше – куда ветер подует, туда и флюгер поворачивается.
– Кто на крыше сидит, на Малыша глядит? (Сорока-белобока с длиннющим хвостом.)
– Я не ошиблась: Малыш светловолосый, большеглазый? Чем он занят? (На качелях качается.) С одной стороны Малыш и… (бабочка). Она у Малыша на спине сидит. С другой стороны качелей – белая кошка и рогатая улитка.
– Кто-то очень-очень удивлен, увидев кошку на качелях. Кто удивлен? (Мышка.)Можете показать, как мышка лапы растопырила и рот от удивления открыла?
– У Малыша много игрушек? Назовите их, только не кричите все сразу. Вы уже большие, умеете говорить по одному и спокойно.
– Обратили внимание, как красиво вокруг? На яблоне созрели яблоки, перед красивым домом, в котором живет Малыш с родителями, цветут цветы. Вокруг много-много зелени и голубое небо.
Воспитатель предлагает послушать рассказ про Малыша, играющего около своего домика: «Папа построил Малышу маленький домик около яблони. Малыша в домике нет – он качается на качелях и смеется. Как не смеяться, когда кошка да улитка конец качелей вниз опустили, Малыша вверх подняли. Чудеса!
Рядом с качелями песочница с игрушками. У Малыша много игрушек, но лучше всех спокойный лохматый лев и забавная мышка».
Воспитатель повторяет рассказ, дети помогают ему, договаривая слова (выделены курсивом).
«Малыш, – продолжает рассказ педагог, – очень любит смешные стихотворения».
Воспитатель читает латышскую песенку (пер. С. Маршака):
Что за грохот, что за стук?
Сел комар в лесу на сук.
Треснул сук под комаром —
Вот откуда стук и гром.
Уточняет, может ли маленький легкий комар отломить ветку дерева.
Примечание. В один из последующих дней в вечерние часы (или в утренние во время приема детей) педагог, поставив на мольберт картину, предлагает детям назвать то, что не заметили при рассматривании картины на занятии (задание на внимание).