Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века.

Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века.

Литературный процесс XVIII века менялся очень быстро. Литература классицизма ориентировалась на античность. Не было четких границ разделения с древнерусской литературой. Основная черта русской литературы - нормативность. На протяжении XVIII в. господствовала теория стиха. Петровская эпоха: 1689 г. - подавление восстания стрельцов. 1725 г. - год смерти Петра.

Изначально Россия резко контрастировала с западными государствами. Силовые реформы Петра привели к сближению с западной Европой. Государство было прогрессивной силой. Сила, осуществившая реформы Петра - дворянство. Окружение Петра I: Волынский, Опраксин, Меньшаков, Толстой. До Петра I определялось критическое положение русской культуры. Русская культура поддавалась влиянию Востока: Персии и Индии, что портила нравы людей. При Петре I началось возрождение. Он отстоял независимость и самостоятельность русского государства.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Культурная жизнь Петровской эпохи. Развитие драматургии, поэзии и прозы. Литературная деятельность Феофана Прокоповича.

Русская Культура во время правления Петра I сделала величайший шаг вперед. Петр смог отстоять русскую независимость и самостоятельность. Русское государство стало по-настоящему европейским. Петр хотел превзойти Запад и не простыми подражаниями ему, а чем-то новым. Нужно было строить свою собственную национальную культуру. Русские люд XVIII века многому учились на Западе, но при этом отбирали для себя все самое важно из сокровищницы западной культуры. Русская культура получила развитие драматургии, поэзии, прозы. Одним из пропагандистом Петра и его дела был Ф.Прокопович. Он был ученый монах. Образование получил в Киеве Италии. Феофан сочетал в себе черты ученого-гуманиста эпохи Возрождения с просветительскими стремлениями европейской мысли его времени. Он учил следовать образцам классической античной литературы: Гомеру, Вергилию, Горацию и др. Одним из крупных произведением был «Владимир». Это трагидо-комедия, написанная в стихах, есть эпилог, пять актов. Завязка произведения – начало борьбы жрецов с Владимиром, решившим упразднять язычество (дорогие друзья, вспомните историю – крещение Руси – 988 г.). Третий акт – кульминация действий, борьба: Владимир сомневается на путях к истине, изображен спор Жиривола с философом-христианином. Четвертый акт – переход к развязке (борьба в душе Владимира). Пятый акт – «катастрофа», развязка: по приказу Владимира сокрушены идолы и жрецы посрамлены. В комедии много иронических вставок, сатира, спор внутри себя. Кроме этой книги, Феофан написал еще: «Духовный регламент», «Первое учение отрокам». Смысл «Духовного регламента» - призыв бороться с реакционной стариной, с ветхозаветским застойным укладом жизни во имя прогресса. Феофан был отличным пропагандистом идей Петра I.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Особенности похвальной оды в поэзии М.В.Ломоносова: проблематика, поэтика, стих. Смысл диалога в цикле «Разговор с Анакреонтом».

Основным видом поэтического творчества Ломоносова была»похвальная» ода. Особенность похвальной оды Ломоносова заключается в том, что они написаны чистым ямбом. Ломоносов старался соответствовать строго в написании «высокого» жанра. Похвальная ода – это обширное стихотворение, написанное в высоком штиле, состоит из множества больших строф (10 строк), оды писал на великие события, к примеру на восхождение Елизаветы Петровны на престол. Ода Ломоносова – декларация, она очень сильно политизирована. В своих одах Ломоносов говорит голосом правительства, это сообщение манифеста той власти, о которой мечтал Ломоносов, а не Елизавета. В «Разговоре с Анакреонтом» идет диалог. Этот диалог построен очень необычно. Сначала Ломоносов переводит Анакреонта, а потом отвечает ему, потом снова переводит Анакреонта. В первой же своей стихотворной речи Анакреонт отказывается воспевать героев, так как его лира поневоле велят петь ему только любовь. В Ломоносовской лире слышен «геройский» ответ. Он сравнивает Анакреонта с Катоном. Когда Анакреонт просит написать портрет любимой, Ломоносов пишет его. Это портрет России.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Классицизм как литературное направление: истоки, философия, поэтика. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы А.Сумароков о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» М.Ломоносова.

Классицизм сложился как законченное литературное мировоззрение во Франции в середине XVIII столетия. Затем распространился по Англии, Германии, Италии и проник в Россию. Идея классицизма – это все то, что подчиняется законам разума и общества. Все индивидуальное не входит в систему ценностей классицизма. Поэт-классик не изображает конкретного, единичного человека, он изображал человека вообще, отвлеченно человека. Показываются не конкретные факты жизни человеческой, а общие законы психики. Основа всех правил классической поэтики – разделение литературы на несмешиваемые жанры. Здесь царил своеобразный закон единства стиля. Каждая тема соответствует своему жанру. Русский классицизм прослеживается с 17 века в творчестве Симеона Полоцкого. Но именно Сумароков и его единомышленники создали окончательный единый стиль. Классицизм вполне соответствовал по своим идейным установкам основному направлению, указанному русской культуре всем историческим путем России с начала XVIII века: именно культ общественного, государственного долга, подчинение частного, личного интересам страны и разума. Классицизм учил, анализируя человека вообще, идеал человека, воспитывать людей в духе этого идеала. А.П.Сумароков и Ломоносов вместе выступали против Тредиаковского в теоретическом споре об эмоциональном содержании размеров русского стиха. Сумароков писал эпистолы: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве» - в них он дает характеристику риторического стиля и жанра оды вполне в Ломоносовском духе. Но в этих эпистолах заметны следы нового, специфически сумароковсого. Он выдвигает наряду с величественными жанрами (одой и трагедией) другие жанры, интимно-лирические, салонные, комические, чуждые Ломоносову (песня, эклога, комическая поэма).

- «О пользе книг церковных в России на русском языке». Типография Московского университета. Теория «трех штилей» - в качестве предисловия. Ломоносов выделил в русском языке три группы слов (взял церковнославянский и народный язык) –Группа общих слов: Бог, слава; Старославянские (церковнославянские) слова (малоупотребительные): отвергаю, Господень; Русские слова: говорю, ручей. От употребления этих групп слов зависят три штиля (разная пропорция церковнославянских слов): Высокий – первая и вторая группа; Средний (посредственный) – первая и третья группа; Низкий – третья группа. Связь стилей с жанрами – первая теория жанров в русской литературе. Церковнославянскому языку отдано преимущество перед другими языками. Русский язык не достаточно развит, пишутся только деловые бумаги. Ломоносов боялся засилья иностранных слов. Жанры: ода, героическая поэма – высокий стиль; научные сочинения – средний стиль; эпистолярный жанр – низкий стиль. Ломоносов советовал не употреблять устаревших слов. Ломоносов очистил язык, приблизил его к славянскому и латинскому. Пушкин был к этому не способен – он белоручка. Ломоносов прокладывал путь. Будущее было за Пушкиным, систему нарушил Державин.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века.

Литературный процесс XVIII века менялся очень быстро. Литература классицизма ориентировалась на античность. Не было четких границ разделения с древнерусской литературой. Основная черта русской литературы - нормативность. На протяжении XVIII в. господствовала теория стиха. Петровская эпоха: 1689 г. - подавление восстания стрельцов. 1725 г. - год смерти Петра.

Изначально Россия резко контрастировала с западными государствами. Силовые реформы Петра привели к сближению с западной Европой. Государство было прогрессивной силой. Сила, осуществившая реформы Петра - дворянство. Окружение Петра I: Волынский, Опраксин, Меньшаков, Толстой. До Петра I определялось критическое положение русской культуры. Русская культура поддавалась влиянию Востока: Персии и Индии, что портила нравы людей. При Петре I началось возрождение. Он отстоял независимость и самостоятельность русского государства.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Наши рекомендации