Проблемы христианской этики.

Существует мнение, что в мироощущении Катерины сочетается славянское язычество и христианская культура. Действительно, отношение героини к природе напоминает язычество: природа в ее фантазиях одушевлена (в ней Катерина видит проявление божественного духа), а религиозные обряды она воспринимает как естественное продолжение жизни: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу ничего, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится, - рассказывает Катерина о своей прежней жизни Варваре.- Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко всходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу: так меня и найдут», Катерина подменила реальную жизнь на вымышленную, которая сложилась в ее воображении в детстве при посещении церкви. Внутренний ее конфликт усугубляется еще и тем, что этот придуманный мир идет вразрез совершенно естественным чувствам женщины - любить и быть любимой.

Несмотря на то, что Катерина искренно верит в бога, она нарушает его заповеди: когда изменяет мужу и когда совершает самоубийство. Чувство личной свободы оказывается для героини важнее религиозных законов: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могилу лучше... Под деревцем могилушка... как хорошо! Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» Катерина знает, что по христианским обычаям самоубийство считается самым страшным грехом. Но ей незачем оставаться на этой земле, так как никто не будет сожалеть о ее кончине, поэтому она идет на такой страшный шаг.

Катерина в оценке русских критиков.

Образ главной героини «Грозы» вызвал много споров среди современников А.Н.Островского.

Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» (1864) высказал сомнения в том, что можно видеть народный героический характер в «непросвещенной» купчихе, предающейся «бессмысленным» поэтическим фантазиям. А.М.Скобичевский в работе «Женщины в пьесах Островского» (1895) причислил Катерину к категории героинь «колеблющихся, нерешительных, боящихся всяких кар».

В то же время А.С.Гиероглифов в статье «Новая драма Островского «Гроза» (1859) отозвался о Катерине с восхищением: «... в лице Катерины мы видим светлый луч на темном небе».

А Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) дал ей следующую характеристику: «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца...»

Значение образа Катерины в творчестве А.Н.Островского.

Катерина заметно выделяется на фоне героинь А.Н.Островского, описанных в предыдущих пьесах. С одной стороны, она продолжает линию предыдущих героинь, поскольку выражает веру в творческие начала национального характера; а с другой стороны - противостоит существующим порядкам, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта.

Заключение.

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образа Катерины Кабановой А.Н.Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно - психологического облика.

Как и другие герои пьесы, Катерины выросла в патриархальном мире. Тем не менее, по своему характеру и поведению она противостоит им. Несмотря на то, что Катерина искренно верит в бога, она нарушает его заповеди: когда изменяет мужу и когда совершает самоубийство.

Душевные качества Катерины во многом определяют ее судьбу. Стремление к свободе и самостоятельности приходит в неразрешимое противоречие не только с косой силой ее окружения (внешний конфликт), но и с собственными представлениями о долге (внутренний конфликт). Катерина не может найти выхода из сложившейся ситуации и совершает самоубийство.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

Итоговый тест к уроку «Образ Катерины»

1. К какому сословию принадлежит главная героиня «Грозы» А.Н.Островского?

A) Купечеств

Б) мещанство

B) крестьянство

2. О чем рассказывает Катерина в первом разговоре с Варварой?

A) о своей любви к Борису

Б) о своей жизни в родительском доме

B) о своей жизни в доме мужа

3. Кому из героев принадлежат следующие реплики?



А) «Ох, грех тяжкий! Вот долг ли согрешить-то! Разговор близкий к сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут». А) Дикой
Б) «Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (плачет) Куда мне, бедной деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» Б) Кабаниха
В) «Вот жизнъ~то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то только в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили - все равно...» В) Катерина
Г) «Понимаю я это: да что же ты мне прикажешь с собою делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю...» Г) Борис

5. В какой последовательности происходят события пьесы?

Рассказ Катерины о детстве. 1.

Публичное покаяние Катерины. 2.

Свиданье Катерины с Борисом. 3.

Знакомство читателей с Кулигиным. 4.
Прощанье Катерины с Тихоном. 5.

5. Кому из критиков принадлежит следующая характеристика Катерины? И «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

А) Д.И.Писареву

Б) Н.А.Добролюбову

В) В.Г.Белинскому

Урок 5. Художественное своеобразие пьесы «Гроза».

Цель урока- рассмотреть художественное своеобразие пьесы «Гроза» (особенности композиции, конфликта, пейзажа, символики, жанра) и определить в чем заключалось новаторство А.Н.Островского.

План урока:

1. Композиция.

2. Конфликт.

3. Пейзаж.

4. Символика.

5. Жанр.

Композиция.

Композиция - это «построение» художественного произведения, взаимная соотнесенность и расположение всех составляющих его частей. Она зависит от авторской концепции (идеи) и обладает содержательной значимостью.

Композиция литературного произведения включает расстановку персонажей (систему образов), событий, способов повествований, деталей, стилистических приемов, вставных новелл, лирических отступлений. Чаще всего композиция бывает основана на принципе варьирования (подобия) или на принципе противопоставления (антитезы).

Антитеза - противопоставление явлений, понятий, контрастных образов.

Наши рекомендации