Длительные совместные игры сверстников
«Бюро находок»
Эта игра может продолжаться один или несколько дней (последнее предпочтительнее). В течение определенного времени дети, обнаруживая потерянные вещи или вещи, лежащие не на своих местах (это могут быть, например, ластик, солдатики, машинка, заколка для волос, варежки, даже мыльница — если в расписании занятий было посещение бассейна), сдают их в «Бюро находок». В последний день игры «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.
«Кругосветное путешествие»
В течение двух—трех дней или недели дети всем классом (группой) совершают «кругосветное путешествие». Маршрут путешествия желательно прослеживать и отмечать на карте.
На борту корабля находятся капитан, его помощник, матросы (4—5 человек), юнга, кок, корабельный врач и несколько пассажиров (например, семья из четырех человек, журналист, художник, бизнесмен, дипломат). За время плавания с путешественниками происходят всевозможные приключения: они сражаются с пиратами (4—5 человек), знакомятся с культурой иноземных племен (4—5 человек), ведут переговоры с рабовладельцами (2—3 человека) и освобождают несчастных рабов (3—4 человека), терпят лишения на необитаемом острове и наконец благополучно возвращаются.
Поскольку игра продолжается несколько дней, то каждый день целесообразно разыгрывать одну—две сценки. Сценки могут быть представлены играми различных типов. Например, в сцене знакомства с культурой иноземных племен уместны образные игры или игры-драматизации, а в сцене сражения с пиратами — игры-соревнования.
Не страшно, если какую-либо роль сначала исполняет один ребенок, а потом другой или если кому-то из детей поручены две роли. Важно, чтобы все ученики класса были задействованы в игре. Поэтому взрослый, совместно с детьми, может дополнять игру новыми сценами и персонажами.
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ
«Король-Боровик»
Ведущий произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту:
Шел Король-Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был Король-Боровик не в духе, Короля покусали мухи.
«Тишина»
Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким (жирным шрифтом выделены роли):
Тишина.
Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышло из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка, и т.д.
«Попугай»
(отрывок из рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского
«Попугай»)
...Ника часто капризничала, и как начнет, бывало, плакать, так три часа и плакала.
Перестанет совсем уже, мама спросит ее:
— Ты, Никочка, перестала плакать?
— Нет, мама,— ответит Никочка,— я отдыхаю только, я сейчас опять начну.
Вот раз, когда Никочка так отдыхала, попугай вдруг говорит:
— Ты, Никочка, перестала плакать?
Даже Никочка рассмеялась. Захочет плакать, вспомнит попугая и только рассмеется...
Никочка была и самая капризная, и самая большая шалунья...
Основой игр-драматизаций могут быть и другие литературные произведения, например, отрывки из рассказов для детей «Елка», «Бабушкин подарок» М.Зощенко и «Большая стирка» Л.Пантелеева (недисциплинированное поведение); «Как я был учителем» Л.Ленча (протестное поведение); из сказок «Маленький Мук» В.Гауфа (агрессивное поведение); «Сказка про тигрицу Барчу и тигренка Ачу» (симптоматическое поведение) и «Кузнечик и улитка» (демонстративное поведение) Д.Биссета, «Два кролика» К.Д.Ушинского (протестное поведение), «Лесные хоромы» М.Л.Михайлова (конфликтное поведение) и др.
Незатейливую сказку, но отвечающую потребностям и целям коррекционно-развивающей работы можно придумать и самим. Например, такую:
«Маленький деревянный стульчик»
В одном богатом и знатном доме жил-был маленький деревянный Стульчик. Помимо него в доме, в хорошо освещенной просторной парадной зале, жили большие Стулья с высокими спинками и мягкие удобные Кресла. За ними регулярно ухаживали слуги: бережно смахивали с них пыль, натирали лаком. Они всегда сияли чистотой и блеском. Без них не обходилось ни одно празднество и торжество. Сидеть на больших Стульях и мягких Креслах имели право только хозяева и знатные гости, а детям строго-настрого запрещалось использовать их для своих игр. Большие Стулья и мягкие Кресла очень гордились своей жизнью и с презрением поглядывали на маленький деревянный Стульчик, который большую часть своей жизни проводил на крохотной тесной кухне. Ему тоже очень хотелось хоть ненадолго заглянуть в парадный зал, но он понимал, что этой мечте сбыться не суждено. И все, как казалось Стульчику, из-за его невзрачного внешнего вида: и ростом он не вышел, и краска местами облупилась, и ножка одна вот-вот сломается. Поэтому, когда на ночь Стульчик задвигали в самый темный угол, он не возражал; когда на него вставали ногами в грязных башмаках, чтобы дотянуться до верхней полки,— он подчинялся; а когда на него ставили горячую кастрюлю, он готов был заплакать от обиды и закричать от боли, но все равно терпел и молчал.
Однажды хозяева решили расстаться с маленьким деревянным Стульчиком. Они выставили его за ворота, чтобы дворник выбросил Стульчик на помойку. Полдня простоял Стульчик под проливным дождем, простудился и стал жалобно скрипеть, а большие Стулья и мягкие кресла смотрели на него сквозь окна теплой, светлой залы и злорадствовали: «Так ему и надо! Поделом!».
Мимо проходили люди и никто даже не обращал внимания на маленький деревянный Стульчик. И только к вечеру, когда почти стемнело, один прохожий наконец заметил Стульчик, оглядел его со всех сторон, улыбнулся, бережно взял в руки и унес с собой. Этот человек был мастер-краснодеревщик. Он сразу понял, что маленький деревянный Стульчик не рухлядь, а старинная драгоценная вещь.
Долго пришлось повозиться краснодеревщику: он отмыл Стульчик, починил, очистил старую дешевую краску, покрыл его дорогим лаком и прежде невзрачный Стульчик приобрел свою первозданную красоту. А еще, мастер шепнул Стульчику, что теперь он не должен вести себя как прежде. Пора перестать быть робким, молчаливым, застенчивым.
Через несколько дней, когда подсох лак и выветрился запах краски, мастер отнес маленький деревянный Стульчик в музей и поставил его на самое почетное место. Теперь Стульчик оказался в центре внимания, на небольшом возвышении, под ногами у^него — мягкий ковер, его освещают десятки ламп, им* восхищаются служащие музея и посетители. Но Стульчик решил не зазнаваться. В ответ на восторженные слова в свой адрес он приветливо улыбается, приглашает присесть и поговорить, с удовольствием позирует фоторепортерам, радуется новой жизни сам и радует других.
ОБРАЗНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
«Интересная походка»
Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2—3 человека.
«Разные лошадки»
Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, непохожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно, по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изобразить лошадку — упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и др. Дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.
Примечание: вместо лошадок героями игры могут быть зайчики (хвастливый, трусливый, сердитый, ленивый и др.) или воробьи (задиристый, грустный, добрый, храбрый и др.).
«Теремок»
В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного героя, и коротко оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения. Например, Медведь — молчаливый, неповоротливый; Заяц — трусливый; Лягушка — болтливая, непослушная; Муха — назойливая, непоседливая; Волк — злой, драчливый; Лиса — недотрога, лукавая притворщица; Козел — упрямый, сердитый; Мышка — капризная, обидчивая и др. Далее ведущий говорит, что пришло время всем познакомиться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ
РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ
ИГРЫ
«Киска! Брысь под лавку»
Играют парами: сначала — взрослый с каждым ребенком по очереди, потом — дети друг с другом. Ребенок вытягивает руки вперед и свои ладошки тыльной стороной вверх кладет на «открытые» ладошки взрослого. Взрослый смотрит в глаза ребенку, гладит его ладошки и выразительно приговаривает: «Киска, киска! Брысь под лавку!». На слово «брысь» ребенок должен успеть отдернуть ладошки, не дать их осалить. Чтобы игра проходила эмоционально, присказку желательно варьировать, вводя новый текст до слова «брысь» и произносить его неожиданно. Например, «Киска, киска! Ой, какая хорошая киска, пушистая, серенькая, а усики... Брысь!».
«Летел лебедь»
Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем, левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа, Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладонь соседа слева и при этом хором, в такт хлопкам, приговаривают: «Летел лебедь, сказал... девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен вовремя отдернуть руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова и он же определяет новое число. Если ребенок не успел отдернуть руку, то он выбывает из игры. Победитель определяется из двух оставшихся игроков.
«Атомы—молекулы»
Игроки-атомы беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они в течение десяти секунд, пока звенит колокольчик, объединяются в молекулы определенной величины (по 2—5 атомов). Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают из игры. Ведущий каждый раз называет такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один игрок оставался лишним.
«Посидим в тишине»
Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; сложить карандаши в пенал и т.п.
«Загадочный стук»
Из числа играюших детей выбирается водящий. Он выходит из комнаты (класса) и стучит в дверь: угрожающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, как-то иначе (по выбору). Остальные дети должны понять эмоциональный подтекст стука. Ребенок, которому удается отгадать первым, становится водящим, и игра продолжается.
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ
ОСВОБОЖДАЮЩИЕ ИГРЫ
Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок — зеркало, другой — смотрящийся в зеркало. Задача играющих — синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящемуся в зеркало. Через одну-две минуты дети в паре меняются ролями.
«Зеркало наоборот»
Дети свободно располагаются в пространстве лицом к ведущему. Задача игроков выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий молчит, дети — кричат; ведущий сжимает руки в кулаки, дети — раскрывают ладошки; ведущий топает ногами, дети — хлопают в ладоши; ведущий раскидывает руки в стороны, дети — скрещивают руки на груди и т.д.
«Голова—мяч»
Дети играют парами или, что сложнее, тройками. Для игры потребуется мяч средних размеров. Мяч лежит на табурете или кубе. Игроки опускаются на колени и зажимают мяч между головами. Если играют по двое, то задача детей — поднять мяч со стула и донести его до определенного места, например, до стены. Если играют по трое, то достаточно поднять мяч со стула и удерживать его так некоторое время. Удача сопутствует тем игрокам, которые действуют медленно и согласованно. Строго запрещается поддерживать мяч руками.
«Ванька—Встанька»
Дети по четыре — пять человек кружком сидят на полу, взявшись за руки. По команде ведущего одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем, по команде ведущего, также садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первым. Запрещается размыкать руки и опираться на них. Команда, нарушившая правила, выбывает из игры.
«Звонари»
В отведенном для игры месте натянута веревка, на которую прикреплены на разной высоте и на некотором расстоянии друг от друга колокольчики (четыре— семь штук). Каждый колокольчик имеет порядковый номер. Дети играют по очереди. В руке у ребенка-звонаря палочка. Он называет номер колокольчика, в который собирается звонить, отмеряет на глаз расстояние до него (оптимально шесть— десять шагов), закрывает глаза (их лучше завязать платком), подходит и ударяет. Если удар точный, то ребенок возвращается на исходную позицию и выбирает следующий колокольчик. Если ребенок промахивается, то звонарем становится другой.
«Шалтай-Болтай»
Дети хором произносят слова:
Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Куда упал? Во что попал?
Ребенок-водящий с закрытыми (а лучше с завязанными платком) глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, кнопками, пуговицами, семечками; камушками, бисером, ракушками и др. и определяет их содержимое отдельно правой и левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.
7.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Минное поле»
Дети играют парами. Один ребенок в каждой паре — командир, другой — сапер. Дети рядом сидят за столом. Перед ними лежит тетрадный лист в клеточку, на котором изображено «минное поле». Мины обозначены черными точками на пересечении клеточек. Задача командира давать такие команды, чтобы сапер кратчайшим путем, обходя мины, перебрался с одного края поля на другой. Задача сапера точно следовать приказам командира и графически изобразить свой путь.
Отдавая приказы, командир должен помнить, что движение возможно в любую сторону, кроме диагонали. Побеждает та пара, которая первой, без ссор и пререканий пройдет все десять мин.
Вариант «минного поля»:
Вариант возможных команд командира: 2 клеточка вверх, 5 — вправо, 4 — вниз, 3 — вправо, 1 — вверх 1 — вправо, 1 — вверх. Ура!
«Сто одежек»
Дети играют тройками. Каждая тройка — это семья: папа, мама и ребенок. Перед каждым игроком на столе лежит соответствующая кукла, вырезанная из картона (кукла-папа, кукла-мама, кукла-ребенок — мальчик или девочка) и набор одежды (не менее десяти предметов), вырезанной из бумаги. Задача детей как можно быстрее одеть каждого члена семьи в соответствующую его полу и возрасту одежду.
Трудность заключается в том, что часть одежды в комплекте изначально предназначенном для каждого кукольного члена семьи, принадлежит другому. Поэтому, игроки, одевающие кукол, должны об этом вовремя догадаться и поменяться необходимой одеждой.
«Латаем ковер»
Игра аналогичная предыдущей, только дети соревнуются уже четверками. Игроки сидят за столом с четырех сторон. Перед ними лежит достаточно большой лист бумаги, рисунок на котором имитирует ковер с дырками. Причем на одном секторе ковра дырки (семь— десять штук — у всех игроков обязательно одинаковое количество) хотя и отличаются размером и конфигурацией, тем не менее все треугольной формы. На другом секторе -- четырехугольные, на третьем — округлые, на четвертом — бесформенные. Каждый ребенок латает свой сектор ковра. В его распоряжении имеется нужное количество заплат, но опять же, предлагаемые заплаты намеренно перепутаны. Дети сами должны это обнаружить и исправить ошибку. Выигрывает та четверка, которая первой залатает ковер.
Для изготовления ковра потребуется большой лист бумаги (ватман или кусок обоев), который следует поделить на четыре равные части. Из картона вырезаются заплаты (семь — десять штук каждой формы). Заплаты накладывают на соответствующий сектор ковра и каждую обводят карандашом, получаются «дырки». По желанию и ковер, и заплаты можно сделать цветными. Варианты ковра и заплат:
«Неожиданные картинки»
Столы (парты) расставлены по кругу. У каждого ребенка набор карандашей (фломастеров) и лист бумаги, подписанный с обратной стороны. Каждый начинает рисовать какую-либо картинку. По команде ведущего все перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева. Получив взамен лист от соседа справа, продолжают рисовать уже начатую им картинку. Через две-три минуты опять происходит обмен рисунками. Если детей много, то рисунки целесообразно передавать через одного. Совершив полный круг, рисунки возвращаются к своим первоначальным владельцам. Получившаяся картинка — результат коллективного творчества детей.
«Цепочки слов»
Ведущий называет какое-либо слово, например «мед», и спрашивает рядом стоящего игрока что он себе представляет, когда слышит это слово? Игрок, допустим, отвечает: «пчела». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например, «боль» и т.д. Получиться может такая цепочка: мед — пчела — боль — врач — скорая помощь — машина — автогонки и т.д.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
«День рождения»
Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и как именинник, и как гость. Сейчас каждый получит определенную роль, которой должен придерживаться в течение всей игры». Возможные роли: Именинник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Весельчак, Бестактный, Сердитый, Забияка, Застенчивый и др. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей коррекционно-развивающей работы. Если есть необходимость, особенно поначалу, то можно определить роль более подробно. Например, Застенчивый — сидит в сторонке, молчит, участия в общем веселье не принимает, всех сторонится и т.д. Задача взрослого — внимательно наблюдать за ходом игры и поведением каждого из участников, отмечая соответствие его поведения предложенной роли и сюжету.
«В поликлинике»
Игра аналогична предыдущей. Ведущий, апеллируя к имеющемуся у игроков опыту, предлагает им представить себя в поликлинике и вспомнить, как по-разному ведут себя дети, ожидая очереди на прием к врачу. В этом игровом сюжете возможны такие роли:
Доктор — его роль целесообразнее взять на себя взрослому.
Трусливый — сидит дрожит и стонет. Как только Доктор или кто-то из посетителей обращается к нему с вопросом, зажмуривает глаза, закрывает голову руками и начинает тихонечко причитать: «Ой, боюсь!» и т.п.
Нетерпеливый — норовит проскочить в кабинет врача без очереди. В общем разговоре всех перебивает, то и дело смотрит на часы, ходит взад-вперед по коридору, торопит Доктора и других детей и т.п.
Упрямый — игнорирует просьбы других, поступает назло. Например, его просят подвинуться, чтобы всем было удобно сидеть, а он даже не пошевелился; его просят снять в помещении куртку, а он, наоборот, надел еще и шапку; 'его просят не петь, т.к. кругом больные, а он поет еще громче и т.п.
Хвастливый — каждому сообщает, что он не боится никаких процедур, никакого лечения. Например, к стоматологу ходит с радостью, горькое лекарство пьет не поморщившись, кровь из пальца готов сдавать хоть каждый день, а уж про уколы и говорить нечего —пустяки, их боятся только трусы. Но как только подходит очередь Хвастливого, он заметно робеет и т.п.
Капризный — постоянно ноет, все время чем-то недоволен: то ему жарко, то ему хочется пить, а на просьбу посетителей не скулить и не портить всем настроение, начинает громко и безутешно плакать и т.п.
Застенчивый — сидит тихонечко в сторонке на краешке стула. На обращенные к нему вопросы: Как тебя зовут? Сколько лет? Что болит? — молчит, испуганно на всех смотрит, и все сильнее забивается в угол и т.п.
Распределив и обсудив роли, ведущий напоминает детям, что в течение всей игры каждый должен постоянно находиться в указанном образе.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Цепи»
Играющие делятся на две команды, равные по силам и по числу игроков. Каждая команда, взявшись за руки, образует цепь. Цепи располагаются одна против другой на расстоянии 10—15 метров. Звучит ритуальный зачин (члены команд произносят его хором):
1 команда: Али-Баба!
2 команда: На что слуга?
1 команда: Цепи рвать!
2 команда: Кого вызывать?
1 команда (совещаются между собой и выбирают): Мишу!
Игроки второй команды отпускают Мишу из своей цепи. Он бежит к цепи соперников и старается с разбега разорвать ее в любом месте, т.е. разъединить между двумя игроками сжатые руки. Если Мише это удается, то оторванную меньшую часть цепи он берет к себе в плен — присоединяет к своей команде. Если же ему не удается разорвать цепь, то он сам становится пленником — присоединяется к этой цепи. И так — пока одна из команд полностью не растеряет своих игроков.
Можно, по договоренности, разорвав цепь, забирать не часть цепи, а только двух игроков, между которыми она была разорвана. И еще, игроки, присоединенные из команды соперника, участие в разбивании цепи не принимают.
«Горелки»
Играющие образуют круг и движутся по часовой .стрелке. Водящий, ударяя в бубен, движется внутри круга против часовой стрелки. Все дети хором произносят слова:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три, Беги!
На слово «три» все останавливаются, водящий протягивает бубен между двумя соседними игроками. Они поворачиваются спиной друг к другу и на слово «беги» бегут в противоположные стороны, огибая круг. Выигрывает тот из детей, кто первым вернулся к водящему и ударил в бубен. Теперь этот ребенок — водящий, а его проигравший соперник и бывший водящий становятся в общий круг. Игра продолжается.
«Разорви круг»
Играющие, держась за руки, образуют круг и начинают двигаться по кругу вправо или влево. По сигналу ведущего они останавливаются и, дергая друг друга то вперед, то назад, стараются разорвать круг, но не расцепляясь с соседом. Те, кто разнимает руки, выходят из игры. Круг сужается. Затем по сигналу все повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, он и побеждает. Если кто-то сам оторвет свою руку от соседа, то из игры выходят оба, поэтому надо держать руки соседей очень крепко.
«Поймай последнего»
Все играющие становятся в колонну по одному, обхватив друг друга за пояс. По сигналу ведущего, стоящий впереди старается поймать последнего в колонне. Вся колонна извивается змейкой, пытаясь не допустить этого. Во время увертывания играющие не имеют права расцепляться. Отцепившийся игрок выходит из игры.
По договоренности впереди стоящий может ловить не только последнего игрока, но и других, стоящих в конце колонны. Если, например, он поймал третьего игрока от конца, то в этом случае все стоящие за ним выбывают из игры.
ЛИТЕРАТУРА
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994.
Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1996.
Божович Л.И. Проблема формирования личности // Избр. пси-хол. труды. М., 1995.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990.
Вайнер М.Э. Дети. Эмоции. Школа. Обнинск, 2001.
Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.
Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. Вып.1. М., 1998.
Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб., 1996.
Ивочкина Н.В. Коррекционньге возможности народной игры // Начальная школа, 1998, № 11—12, с. 25—32.
Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. М., 1991.
Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.
Кравченко А.С. Мотивация демонстративного поведения. М., 2001.
Медведева И., Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.
Михайленко Л.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. М., 2000.
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.
Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика, 1993, № 3, с. 121—126.
романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей.
М./ЯШ.
Романов А.А. С чего начинается поведенческая игротерапия? М., 1993.
Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1998.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 1. М., 2000.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
Марина Эдуардовна Вайнер