Дошкольников в условиях детского сада
Утренняя атмосфера определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания детей в детском саду уместны игры тонизирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на любимую программу», т.е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телевизионного экрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, т.к. выбранный ребенком цвет указывает на его актуальное эмоциональное состояние.
Завтрак.
Учебные занятия.
Занятие 1 — развитие речи. Используя метод библиотерапии, детям предлагают послушать и придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н.Г. Гарина-Михайловского. При выполнении этого задания в центре внимания воспитателя дети с демонстративным поведением, упрямые и капризные. Анализируя литературную продукцию детей, важно выявить их отношение к главной героине — капризуле Нике, эмоциональную оценку поведения девочки, предложенные детьми варианты альтернативного поведения.
Занятие 2 — изобразительное искусство. Используя метод арттерапии — рисунок,— детям предлагают сделать иллюстрации к рассказу Н.Н.Гарина-Михайловского «Попугай». В этой работе следует обратить внимание на рисунки агрессивных детей: каков сюжет рисунка и в какой цветовой гамме он решен.
Прогулка. Во время прогулки приоритет следует отдать подвижным играм. Они не только удовлетворяют потребность детей в активном поведении, но и придают поведению через правила игры организованную целесообразность. Особенно детям нравятся игры с элементами соревновательности. Например, игра «Третий лишний».
Играющие становятся парами по кругу и поворачиваются лицом в центр круга так, чтобы один стоял за другим. Двое водящих находятся за кругом на некотором расстоянии друг от друга. По команде ведущего один из водящих убегает, другой его догоняет. Убегающий, почувствовав, что его догоняют, спасается, т.е. пристраивается впереди какой-либо пары. Как только он встал, сзади стоящий в этой паре оказывается третьим лишним и начинает догонять того, кто до этого ловил убегающего. Таким образом, ловивший превращается в убегающего и, спасаясь, также становится впереди какой-нибудь пары. И так игра продолжается. Догоняющему надо быть очень внимательным, т.к. в любой момент он может стать убегающим, спасаясь от нового ловящего.
Если догоняющий осалил убегаюшего пока тот не успел пристроиться к какой-либо паре, то водящие меняются ролями и начинают бег в противоположном направлении. Если кто-то из детей задерживается в роли водящего, и видно, что он уже устал, то его можно заменить ребенком прежде стоящим в паре и желающим побегать. Бегать разрешается внутри круга, по внешнему контуру круга, а также пересекая круг.
Обед.
Тихий час — сон под спокойную музыку (музыкотерапия). Можно использовать лирические фрагменты из произведения П.И.Чайковского, Э.Грига, Ф.Шопена, а также запись звуков природы.
Полдник.
Вторая половина дня. Некоторое время может быть отведено для игры-драматизации по рассказу Н.Г. Гарина-Михайловского «Попугай», или отдано работе с изобразительным материалом. Например, дети коллективно создают аппликацию по сюжету одноименного рассказа или на любую другую тему.
И в заключении.
Наряду с грамотно продуманной логикой коррекционно-развивающей работы не менее важен и стиль руководства ею взрослыми. Оптимально эффективный стиль характеризуется адекватностью, гибкостью и прогностичностью.
Адекватность — это способность взрослого видеть и понимать индивидуальные особенности каждого ребенка, своевременно замечать изменения, происходящие в развитии его личности и поведении.
Гибкость — это способность взрослого вовремя и по мере необходимости вносить изменения в содержание и методическую инструментовку коррекционно-развивающего процесса в соответствии с динамикой поведения детей.
Прогностичностъ — это способность взрослого создавать в коррекционно-развивающем процессе условия, которые предвосхищают появление положительных черт личности и конструктивных способов поведения детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ