Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции демонстративного поведения (по сравнению с другими типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социа­лизирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в старшем дошкольном и младшем школь­ном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.

Бывает так, что роль, которую ребенок с демонст­ративным поведением исполняет в сюжетно-ролевой игре соответствует его идеалу, а потому любые требо­вания (к поведению, к личностным качествам персо­нажа), если они входят в структуру идеала, им при­нимаются. Например, любимая роль девочки с демонстративным поведением — Принцесса или Ко­ролева. В соответствии с сюжетом и к своему удоволь­ствию девочка изображает Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персо­наж чертами, характерными для нее самой. В дальней­шем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер, поведение Принцессы, и вместе с ней стать иной: скромной, покорной, доб­рой. В возможностях подобных метаморфоз и заклю­чается коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, в частности для детей с демонстратив­ным поведением.

Бывает и так, что предпочитаемый ребенком игро­вой персонаж с присущим ему поведением и лично­стными чертами, социально порицаем. В этом случае следует все-таки дать ребенку возможность сыграть роль «ложного» идеала, но в дальнейшем создать та­кие условия, в которых он смог бы воплотить в игре и образ положительного героя. Правомерность такого методического подхода подтверждают эксперименты С.Г.Якобсона. В них показана несостоятельность при­нятого в традиционной педагогике метода ссылки только на лучшие образцы, положительные примеры, так как в этом случае ребенку, по сути, навязывается для подражания пока чуждый ему идеал. Поэтому бо­лее целесообразно предоставить ребенку с демонстра­тивным поведением возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения — положительным и отрицательным. В этом случае ребенку проще отде­лить свои негативные действия, черты характера в ро­ли игрового персонажа от себя самого, сделать их оп­ределенной внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, на­конец, отказаться от них.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВОБОЖДАЮЩИЕ

ИГРЫ И РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Психотехнические освобождающие игрынаправлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных пережива­ний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозмож­ных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный ка­нал для выпуска агрессивными детьми разрушитель­ной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

Например, игра «Тир». В ней ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячики) по движущимся мише­ням — другим детям, которые, изображая какую-ли­бо зверушку или сказочный персонаж, с равным ин­тервалом перебегают от одной стены к другой. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самооблада­ния, развивают способность к самоконтролю за дест­руктивными эмоциями и поступками.

После игры-освобождения полезно предложить ре­бенку игровое упражнение, позволяющее ему осоз­нать свое поведение или состояние. Например, иг­ра-упражнение «Где прячется злость?». Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, при­нимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В ко­ленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздра­жение? А грусть? А радость?».

Психотехнические освобождающие игры и игро­вые упражнения подготавливают ребенка с агрессив­ным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре,в которой ребенок распреде­ляет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрес­сивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для раз­решения значимых для ребенка затруднений непо­средственно в игре.

В режиссерской игре ребенку необходимо предоста­вить возможность самостоятельно организовывать иг­ровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаи­моотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. В этом случае режис­серская игра, выполняя психотерапевтическую функ­цию (ребенок может проявить свою агрессию «спря­тавшись» за куклу-персонаж), решает еще и педагоги­ческие коррекционно-развиваюшие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свиде­телями»,— то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть, помимо «агрессора», ему прихо­дится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссер­ской игре ребенок с агрессивным поведением посте­пенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить раз­личные варианты поведения в ней и выбирать прием­лемый. Кроме того, у ребенка развивается способ­ность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.

Наши рекомендации