Причины и типы неконструктивного поведения детей

Начиная со старшего дошкольного и на всем про­тяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий реперту­ар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению аме­риканского психолога Э.Берна, механизм здесь та­ков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведе­ния, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то вре­мя как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культи­вировать.» Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996

Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стре­мятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придер­живаться его до конца, несмотря на трудности, а так­же в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со сто­роны взрослых или сверстников.

Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит у него сформированы важные ка­чества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, прин­ципам, правилам поведения).

Нередко как «произвольное» определяют поведе­ние исключительно послушных детей. Однако послу­шание ребенка, если оно есть не что иное, как «сле­пое» следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важ­ных характеристик произвольного поведения — ос­мысленности, инициативности. Поэтому ребенок с та­ким «удобным», другими словами,— конформным поведением нуждается в коррекционной помощи.

Другим детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различ­ными нарушениями поведения. В таких случаях пове­дение характеризуется как отклоняющееся, неконст­руктивное, неадаптивное.

Типичными формами неконструктивного поведе­ния дошкольников, как правило, являются:

♦ импульсивное,

♦ демонстративное,

♦ протестное,

♦ агрессивное,

♦ недисциплинированное,

♦ конформное,

♦ симптоматическое поведение.

Причины неконструктивного поведения детей раз­нообразны, однако все они могут быть классифици­рованы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определя­ются особенностями нейродинамических свойств ребен­ка: нестабильность психических процессов, психомотор­ная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от по­вышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагиро­вания ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотноше­ний со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивно­стью или, наоборот, негативизмом, упрямством, аг­рессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффек­тов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстни­ками и взрослыми.

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществи­мо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, роди­тели) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникнове­нием. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.

Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисципли­ну или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными вида­ми деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребен­ка познавательную активность, включая его в разнооб­разные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к то­му, что ребенок приобретает привычку вести себя не­организованно , недисциплинированно.

Таким образом, типичными формами неконструк­тивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте являются: импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущест­венно нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптомати­ческое поведение (в возникновении которых опреде­ляющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.). Рассмотрим их.

ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Пожалуй, импульсивное поведение детей, как ни­какое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей, воспитателей. Такое поведение складывает­ся из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоя­тельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реаги­рует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

При импульсивном поведении ребенком движет прежде всего возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство. Конкретная цель при этом, естественно, не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и послед­ствиях импульсивных действий. Этим импульсивное поведение отличается от решительного поведения. По­следнее также предполагает быструю реакцию, но связано с обдумыванием ситуации и принятием наи­более целесообразных и обоснованных решений.

Ребенка с импульсивным поведением отличает, прежде всего, невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. Он постоянно совершает беспокойные движения кистя­ми и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не заду­мываясь; с трудом сохраняет внимание при выполне­нии заданий или во время игр; часто переходит от од­ного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и заня­тия других детей; совершает опасные действия, не за­думываясь о последствиях. Нередко ребенок с импуль­сивным поведением начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней; не пытается хоть как-то организовать свою рабо­ту, чтобы облегчить выполнение задания; не исполь­зует предложенные средства., поэтому допускает мно­го ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с импульсивным поведением постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быст­рый и активный, но в целом много лишних, побоч­ных, ненужных и даже навязчивых движений. Нередко дети с импульсивным поведением отличаются недос­таточно четкой пространственной координацией дви­жений. Ребенок как бы не «вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, про­стенки). Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвращаются». Результативность «брызжущей» активности при импульсивном поведении не всегда имеет высокое качество и часто начатое не доводится до конца. Также невозможно предсказать, что он сде­лает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становит­ся. Такой ребенок легко переносит наказания, не дер­жит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотно­шениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенно­сти поведения таких детей свидетельствует о недоста­точно сформированных у них регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейше­го условия и необходимого звена в становлении произ­вольного поведения.

Помимо психологического основания импульсив­ное поведение может иметь и физиологические причи­ны. В этом случае оно объясняется слабостью тормоз­ного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы — речи. Речь, по мнению психологов, мощ­ное средство осознания своего поведения. А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что развитие произволь­ного действия начинается со способности ребенка вы­полнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка коренным образом отличаются от не­произвольных движений. Действие по инструкции — это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, он сможет завтра выполнить в ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Дети с импуль­сивным поведением проявляют в этом глубокую несо­стоятельность. Поэтому добрые, жизнерадостные, об­щительные они вызывают массу нареканий у взрослых, раздражение у сверстников и нуждаются в психоло­го-педагогической помощи.

Преодоление импульсивного поведения детей про­исходит постепенно, через воспитание у них выдерж­ки и самообладания. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои поры­вы, нести ответственность за свое поведение. Эффек­тивным средством коррекции импульсивного поведе­ния старших дошкольников и младших школьников является игра. В частности, игры с правилами и дли­тельные совместные игры со сверстниками. В этих иг­рах от детей с импульсивным поведением потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, под­чиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих.

КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Психологи давно отметили, что некоторым людям, в том числе и детям, свойственна повышенная склон­ность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет еще нельзя считать конформистом. На этом возрастном этапе зависимость ребенка от внешних воздействий оправдана и естест­венна. Он еще не располагает достаточными знаниями о мире, не имеет собственных суждений по многим жизненным вопросам. Поэтому ребенку приходится доверять внешним источникам информации и пола­гаться на чужое мнение (в основном близких взрос­лых). Лишь к младшему школьному возрасту, посте­пенно, по мере становления самосознания ребенка, его диалог со сверстниками и взрослыми приобретает симметричность и гармонию.

Однако среди старших дошкольников достаточно много тихонь, которые готовы во всем согласиться со взрослыми и подчиниться им. Такое поведение детей чаще удовлетворяет взрослых, чем пугает и настора­живает. Дети-тихони также легко «идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбеж­но приводит к искажению его личностного развития.

Психологи установили, что по сравнению со свер­стниками эти дети и в младшем школьном возрасте по-прежнему больше подражают, чем действуют само­стоятельно, многое принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. Может даже сло­житься впечатление, что они умственно неполноцен­ны, несмотря на то, что их интеллект в норме.

Вполне закономерно, что дети с конформным по­ведением имеют проблемы в общении, в межлично­стных отношениях. Наиболее типичные из них это из­бирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публич­ных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.

Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило не яв­ляются его врожденными качествами. Они формиру­ются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопе-кающий стиль воспитания.

Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное под­ражание, «заражение». Однако будет ошибкой, если определить как «конформное» естественное подража­ние дошкольника взрослым при усвоении правил по­ведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками (манипулирование предме­тами, организация игр и-др.).

Безусловно, дети с конформным поведением нуж­даются в грамотной психолого-педагогической помо­щи. Такого ребенка бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться, проявить инициативу и самостоятель­ность. Прежде всего, необходимо создать такие усло­вия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по настоящему увлекательно для ребенка. Это может быть, например, специально организованное учебное занятие. Но, как показывает опыт, наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является иг­ра, в частности — игры-драматизации.

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Качества личности противоположные конформно­сти — это самостоятельность и независимость. Одна­ко в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному — демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребенок кривляется толь­ко в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внима­ние. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я де­лаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я — плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстра­тивное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе вни­мание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются ис­ключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея при­емлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребе­нок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму — демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Обще­ние» состоялось.

Но это причина не единственная. Если бы все слу­чаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, из­вестно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ре­бенка «я — плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, от­ругать, поскольку осуждение — самоосуждение — уже состоялось. Такое демонстративное поведение преиму­щественно распространено в семьях (группах) с авто­ритарным стилем воспитания, властными родителя­ми, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.

Демонстративное поведение может также возни­кать при прямо противоположном желании ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со сто­роны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Другой не менее распространенный вариант демон­стративного поведения детей — это капризы. Каприз — часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обра­тить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявле­нием недовольства и раздражительности: плачем, дви­гательным возбуждением, катанием по полу, разбра­сыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы возникают в результате пе­реутомления, перевозбуждения нервной системы ре­бенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболе­вания.

От эпизодических капризов, обусловленных во мно­гом возрастными особенностями детей следует отли­чать закрепившиеся капризы, превратившиеся в при­вычную форму поведения. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалован­ность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помоши. В коррекционной и профилактической рабо­те с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достиг­нутых в игре результатов.

Коррекционные возможности игры помогают эф­фективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для лучшего осознания ребен­ком самого себя. Объясняется это тем, что в игре взрослый может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно,— один из способов самоосознания. Иг­ра помогает также сгладить негативные черты лично­сти, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм — типичные для детей с демонстративным поведением.

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Формы протестного поведения детей это негати­визм, упрямство, строптивость. В определенном возрас­те, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные из­менения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об ис­следовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. То есть, это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л.С. Выготский подчер­кивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действу­ет непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкну­тость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» не­гативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «ак­тивном» негативизме дети совершают действия, про­тивоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети стано­вятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствую­щим удовлетворению детской потребности в само­стоятельности. Таким образом, негативизм — это час­то результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативиз­му, явление положительное. Это важнейшая характе­ристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определя­ется подлинной заинтересованностью ребенка в дости­жении цели. Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, без чего воспитание вообще становится невозможным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют ис­полнению решений и желаний ребенка, неизбежно постепенно происходит ослабление самих этих жела­ний, а следовательно, и ослабевает стремление к само­стоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все ос­тальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.

«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого силь­но хочется, а потому, что он это потребовал... Моти­вом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением». Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4. 22

Причины упрямства разнообразны. Упрямство мо­жет возникнуть как следствие неразрешимого кон­фликта взрослых, например родителей, их противо­стояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жа­лующихся на упрямство детей характерна индивидуа­листическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребно­стью взрослых во что бы то ни стало добиться беспре­кословного их послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше ва­риантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоре­чия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причи­на подобного рода упрямства — длительно действую­щий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостъю, когда ребенок не может быть по­следовательным в восприятии чрезмерно большого ко­личества советов и ограничений со стороны взрослых.

Негативно, патологично упрямство бессознатель­ное, «слепое», бессмысленное. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное жела­ние выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных по­требностей. Подобное упрямство или, другими слова­ми — «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями — важная .личностная черта на­ряду с другой — разумно подчиняться обстоятельст­вам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения — строптивость. Строп­тивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руково­дящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Дети с протестным поведением чаще других свер­стников инициируют конфликтные ситуации или по­падают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации кри­ками, обзыванием, дракой.

Чтобы вернуть такому ребенку эмоциональное бла­гополучие, ему необходимо помочь осознать какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; привести уровень притязаний в соответствии с инди­видуальными возможностями; восстановить пошат­нувшуюся самооценку или утвердить ее на новой ос­нове. В полной мере и успешно реализовать эти задачи взрослый может, если обратится к коллективной игре. В таких играх у детей с конфликтным поведением лег­че развить способность идти на компромисс (взаим­ные уступки), научить договариваться, познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, при­влечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников), переключить свое внимание или внимание оппонента, разделить дело­вую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Агрессивным называют целенаправленное разруши­тельное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни лю­дей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физи­ческий ущерб людям и вызывает у них психологиче­ский дискомфорт (отрицательные переживания, со­стояние психической напряженности, подавленность, страх и др.).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блоки­рованной, неудовлетворенной потребности; как само­цель, удовлетворяющая потребность в самореализа­ции и самоутверждении.1

1 Ениколопов С.Н Агрессивное поведение. /В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помощи. М , 1998, вып.1.

Агрессивное поведение может быть непосредствен­ным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-ли­бо причинам не может направить агрессию на источ­ник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребенок направляет агрессивные действий не на обидевшего его старшего брата, а на кошку; т.е. брата не бьет, но мучает кошку. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ре­бенка может выработаться механизм направления аг­рессии на самого себя — так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т.п.

Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, спровоци­ровано каким-то драматическим событием или по­требностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность необязательно проявляется в физиче­ских действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная по­требность почувствовать себя сильным или желание отыграться за причиненные ему ранее обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей из-за разнообразных учебных трудностей. Другая су­щественная детерминанта агрессивного поведения — воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический про­смотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроиз­ведений со сценами жестокости, насилия, мести при­водит к тому, что агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоцио­нальная чувствительность детей к насилию и, наобо­рот, повышается вероятность формирования враждеб­ности, подозрительности, зависти, тревожности — чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, появление и закрепление агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприят­ных внешних условий, среди которых авторитарный стиль воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и др. Как и при протестом по­ведении, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Чтобы его разрядить, некоторые из них прибегают к агрес­сивному поведению как к наиболее эффективному и доступному средству.

Еще одна причина агрессивного поведения — дис­гармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родите­лей по отношению к другим людям. Жестокие неспра­ведливые наказания, применяемые взрослыми, не­редко есть модель агрессивного поведения ребенка.

Основанием для заключения об агрессивности ре­бенка является частота и количество агрессивных проявлений, а также значительная интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражите­лям. Интенсивность и неадекватность агрессивных ре­акций во многом зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нерв­ной системы, а также от характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило импульсивны, раздражительны, вспыль­чивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неус­тойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма неконструктив­ного поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детер­минирующих, направляющих и обеспечивающих реа­лизацию агрессивного поведения. Агрессивность за­трудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, негатив­ную реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает типич­ная ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо-специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотрен­ных. Тем не менее оно вызывает многочисленные на­рекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисцип­линированное.

Вообще дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общно­сти, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям ка­кой-либо организации (например, школы). А дисцип­линированность — это качество личности, в котором интегрированы выдержанность, внутренняя организо­ванность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, правилам, нор­мам). Соответственно, недисциплинированное поведе­ние — это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стан­дарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.

Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведе­ния, может быть следствием неблагоприятного воз­действия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибоч­ного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не зна­ет определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.

Однако чаще недисциплинированные дети пре­красно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание и даже понимание правил не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизве­дение ребенком правила также не гарантирует руко­водства им в практической деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основы­ваться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Этот факт доказывает, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила. И хотя очевидно, что знание правила является необ­ходимым условием его выполнения, столь же очевид­но, что это условие не является достаточным, и что между знанием правила и действием по правилу мо­жет существовать определенный разрыв. Не оправды­вает себя и непосредственный перенос правила или образца поведения в практическое действие. Навязы­вание образца или его внушение, которое происходит помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает правильное и неправильное действие. Навязанное, неосознанное действие, несмотря на его внешнюю правилосообразность, является вынужден­ным, автоматическим и не имеющим собственного смысла.

Достаточно часто нарушают дисциплину, допуска­ют ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неуда­чи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, за­ключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, кор­ректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуа­циях. Психоаналитик Селма Фрейберг считает, что обучение дисциплине как раз и заключается в разви­тии у ребенка самоконтроля. По ее мнению, ребенок изначально не имеет ни собственного желания быть дисциплинированным, ни стремления контролиро­вать свои инстинктивные потребнос

Наши рекомендации