Можно отметить трагикомедию как форму, сочетающею в себе черты трагедии и комедии.
2. Однако старинные водевили (например, «Соломенная шляпка» или «Лев Гурыч Синичкин») состояли из пяти актов. Водевиль из современной жизни «Вредный элемент» Шкваркина состоит из четырех актов.
Стр.117
шуточного содержания, в которую обычно, вводятся пляска и пение (злободневные куплеты), что приближает водевиль к оперетте.
СОБСТВЕННО ДРАМА
Трагедия и комедия возникли еще в греческом театре, а впоследствии были усвоены феодально-аристократическим театром нового времени (Англия, Испания, Франция).
Когда на историческую арену начала выходить буржуазия, то она выдвинула, в противовес аристократическим формам драмы, свою новую форму — «мещанскую» или «слезную», драму, изображавшую жизнь третьего сословия (буржуазии), жизнь простых и не «родовитых» людей. Отсюда и возникла та форма, которую мы называем собственно драмой или просто драмой (в отличие от трагедии и комедии, между которыми она занимает в известном смысле промежуточное положение).
Собственно драма есть изображение борьбы с трудно преодолимыми препятствиями, ведущейся нередко с большим ожесточением, и притом борьбы, которая может вестись как с идейными, так и с корыстными побуждениями.
Развязка драмы обычно неблагополучна, а если же и благополучна, то только до 'Некоторой степени. Физическая или гражданская смерть персонажа — нередкий финал драмы.
Герои драмы ведут борьбу с трудными препятствиями, но все же с такими, какие нередко встречаются в повседневной жизни. Понятно, что и сами они являются людьми более или менее обычного уровня или стоящими лишь несколько выше этого уровня.
Поскольку в драме борьба ведется с различными побуждениями, постольку герои ее могут
Стр. 118
вызывать у нас и сочувствие, <и ненависть, и отвращение, и т. п.
Общий характер драмы, а также и ее язык по сравнению с трагедией опять-таки гораздо больше приближаются к обычной жизни, к современности (хотя возможны, конечно, и драмы на исторические темы).
Можно различать героическую драму (события и действующие лица которой значительно подымаются «ад обычным уровнем, приближаясь к героям трагедии), драму бытовую (рисующую обычную повседневную жизнь), психологическую (с тщательной разработкой психологии действующих лиц), социальную (в которой центр внимания составляет не личная жизнь, а общественные явления) и т. д.
В качестве примеров назовем «Бедность не порок» Островского (чистая бытовая драма), «Гроза» (психологическая и бытовая драма с трагическим оттенком), «Ткачи» Гауптмана, а из современных — «Страх» Афиногенова, «Хлеб» Киршона и др. (социальная драма).
МЕЛОДРАМА
Мелодрама есть вид драматического произведения, отличающийся сильно развитой фабулой, содержащей ряд острых сценических положений, резких перемен счастья и несчастья в происходящей борьбе. Мелодрама (как и трагедия) не углубляется в быт. Она не разрабатывает с достаточной глубиной психологию действующих лиц1, сосредоточиваясь (в отличие от трагедии) главным образом на быстрой смене драматических положений. Эта погоня за остротой положения иногда приводит
1.Поэтому в типичной мелодраме обычно не внутренней борьбы.
Стр119
к тому, что в мелодраме нарушается чувство правдоподобия1. Довольно типичной чертой мелодрамы является присущая ей эмоциональность и сентиментальность 2. В мелодраме очень часто встречается благополучная развязка.
Образы действующих лиц в мелодраме очерчиваются резко, иногда даже несколько упрощенно; положительные и отрицательные стороны даются преувеличенно, почти в «две краски».
В качестве образцов мелодрамы можно назвать «Тайну Нельской башни» Дюма, «Тайну замка Кенильворт» и другие пьесы В. Гюго. Из современных мелодрам назовем «Амбу» 3. Чалой, «Конец Криворыльска» Ромашова, «1881 год», «Чернь» Шаповаленко и «Человек с портфелем» Файко.
Трагедия, мелодрама и драма составляют группу драматических произведений серьезного (не комического) характера. Комедия же, фарс и водевиль — пруту произведений комических.
СМЕШАННЫЕ ЖАНРЫ
В заключение скажем, что совершенно чистых жанров драматических произведений очень мало. Драма, как сказано, может иногда приближаться к трагедии. В мелодраму могут входить черты бытовой драмы (например, «Конец Криворыльска» Ромашова) ; часто мелодрама может приближаться к комедии; комедия может, не имея гибельной развязки, быть все же настолько серьезной, что начинает приближаться к драме, и т. д. С другой стороны, в каждую серьезную
1. Дальнейшая ступень мелодрамы — так называемый «детектив»— пьеса, в которой ведется «преследование» одного действующего лица другим.
2. При своем возникновении мелодрама была связана с музыкой, с пением. (Мелос—голос.)
пьесу (даже в трагедию), как бы мрачно ни было ее содержание, всегда привходят комические моменты, дающие возможность еще более оттенить и обострить драматичность содержания. Тем не менее общий характер пьесы должен быть выдержан, 'И начинающий должен заботиться о том, чтобы из-под его пера не выходило механической смеси разных жанров, Но научиться работать над чистыми видами драматических произведений полезно, чтобы выработать владение формой, а тем самым и независимость от этой формы, возможность вносить в ту или иную чистую форму сознательно и закономерно изменения, диктуемые характером содержания.
4. ОСЛАБЛЕННО-ФАБУЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
Чисто фабульные жанры, построенные на едином действии и едином контрдействия, вследствие их насыщенности драматической борьбой, представляют собой чрезвычайно благодарный сценический материал (или, так говорят, отличаются большой сценичностью). Однако, с другой стороны, эти формы отличаются большой требовательностью, так как не всегда в их рамки можно уложить любое содержание, любой материал, и не веяние события можно показать как борьбу определенных конкретных личностей или конкретных трупп, проходящую сквозь всю пьесу. Если события эти очень велики по своему масштабу (например, Парижская коммуна, 1905 год, Октябрьский переворот) или занимают очень длительный промежуток времени (например, история рождения и жизни Красной армии, тот или иной этап истории (революционного движения в России и т. п.), то совершенно ясно, что показать их в форме чисто фабульной пьесы достаточно полно и широко мы не сможем.;
Стр.121
Эта требовательность, строгость чисто фабульных форм естественным образом приводит ж тому, что иногда драматурги, поступаясь сценичностью, отходят от стеснительных рамок этих форм и пишут произведения с ослабленной фабулой, не требующие обязательного наличия единого действия и единого контрдействия. Разумеется, борьба, действие есть и в таких пьесах (иначе их нельзя было бы ставить), но борьба эта развертывается как ряд отдельных, иногда не связанных четкой причинностью моментов. Постановка такого рода произведений нередко имеет значительный успех вследствие драматичности самих событий, которые они стремятся воспроизвести. (Например, успех «Первой конной» Вишневского.)
Легко заметить, что ослабленно-фабульные формы имеют повествовательный характер, в некоторой степени приближаются к эпическим (повествовательным) формам художественной литературы — к роману, К повести, в то время как в чисто фабульных формах события крепко связаны между собой не только по времени (хронологически), но и причинно. В формах с ослабленной фабулой причинная связь отступает, остается скрытой, а связь хронологическая выдвигается, оказывается более заметной. Это вполне понятно, потому что в первом случае события как бы вытекают из ожесточенных усилий отдельных персонажей, а во втором—они обычно развиваются независимо от желаний, решений отдельных людей, направляются более глубоким и скрытыми причинами социально-исторического характера.
ХРОНИКА СЦЕНЫ
Ослабленно-фабульные формы получили особенно широкое распространение в наше время, поскольку
Стр.122
нашей драматургии, сравнительно еще слабой технически, пришлось отражать исторические события очень большого масштаба, писать громадные, широко развернутые полотна, уложить которые в хрупкие рамки чисто фабульной формы, как мы выяснили, было бы очень трудно. Однако ослабленно-фабульные формы практиковались в драматургии 'И раньше. Таковы так называемые 1) хроники и 2) сцены.
1. Хроники. Под этим названием обычно понимались
произведения, в центре внимания которых стояла та, или иная
историческая личность, причем жизнь ее обычно освещалась на более или менее ограниченном промежутке времени. Таковы многочисленные хроники Шекспира — «Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV» Таковы же и так называемые «царски» пьесы наших современников: Лернера, Чижевского, Смолина, Щеголева и других. Следует заметить, что успех этих пьес иногда держится на дешевом любопытстве к «тайнам» придворной жизни. В более широком смысле слова под хроникой можно понимать всякое произведение, изображающее те или иные исторические события. Например, «1905 год» Подгорного и Соболева, «1917 год» Платона и Суханова и др.
2. Сцены. Под «сценами» принято понимать пьесы,
изображающие события повседневной жизни той или иной общественной среды. Поскольку в них изображается жизнь повседневная, идущая день за днем, обычная, не чреватая значительными событиями, постольку понятно, что «сцены» являются формой, имеющей повествовательный характер. Понятно и то, что напряженное действие, борьба в «сценах» предстают перед нами в ослабленном, разряженном виде, они не (выступают резко на первый план, не заполняют сплошь всю ткань пьесы.
Характерными образчиками такого рода сцен можно считать, например, «На дне» и «Мещане» Горького (жизнь «дна», жизнь мещанства) и «Дни нашей жизни» Л. Андреева (жизнь студенчества).
Стр.123
Сравнительно малая сценичность этой формы требует от драматурга, чтобы этот недостаток был возмещен прекрасным знанием среды, большой яркостью образов и блестящим диалогом: без этих качеств пьеса данного жанра, не удержится на сцене.
НОВЫЕ ВИДЫ ОСЛАБЛЕННО-ФАБУЛЬНЫХ ФОРМ
(ПЬЕСЫ-ОВОЗРЕНИЯ, ПЬЕСЫ-ДОКЛАДЫ И Т. Д.)
Советская драматургия создала целый ряд новых разновидностей ослабленно-фабульных форм. Эти разновидности, с одной стороны, сходны с хроникой и сценами, а с другой, напоминают ранее практиковавшуюся форму так называемого обозрения.
Обозрение обычно практиковалось как форма злободневно-сатирическая и предназначалось для осмеяния ряда тех или иных недостатков, отрицательных явлений, составлявших злобу дня. Чаще всего оно представляет собою ряд отдельных сцен (частей, эпизодов), в каждой из которых последовательно рассматривается та или иная сторона данного явления, те или иные события, расположенные в определенном порядке. Чтобы обозрение производило впечатление единства, все его части связываются введением так называемых «обозревателей», которые в прологе как бы дают повод к началу «обозревания», а затем выступают в отдельных эпизодах как действующие лица или же появляются между действиями (после каждого эпизода) и подытоживают то, что было показано со сцены. Они же выступают (вместе с остальными персонажами) и в заключительной части (в эпилоге, в концовке) обозрения.
Стр. 124
Легко видеть, чти если отказаться от сатирической, Комедийной, шутливой формы и если в ряде эпизодов показывать те или иные события в хронологической порядке, то формой обозрения можно воспользоваться и для подачи таких тем, как «Октябрь», «Парижская коммуна», «1905 год» и т. д. (хроника-обозрение).
Между хроникой-обозрением и пьесой существуют формы промежуточные. Таков, например, «Шторм» Билль-Белоцерковского. На первый взгляд «Шторм» по своему построению ничем не отличается от обычной фабульной пьесы; однако, присмотревшись, мы увидим одно существенное различие: в «Шторме» есть единое действие, которое ведут предукома и матрос, но здесь нет единого контрдействия (так как борьба идет против ряда разнообразных врагов, против кулаков, предателей, белогвардейцев, шкурников). И так как уком вступает в борьбу последовательно сначала с одним, затем с другим из этих врагов и т. д., то> построение пьесы в силу этого по 'своей композиции приближается в некоторой, правда небольшой, степени к обозрению.
Гораздо ближе по своему построению к хронике-обозрению стоит пьеса И. Терентьева «Джон Рид», сделанная на основе известной книги Рида «10 дней, которые потрясли мир». В ряде эпизодов перед зрителем проходят картины событий, связанных с Октябрьским переворотом, причем через все эти картины, а также через пролог и заключение проходит образ самого Джона Рида, который является как бы «обозревателем» этих событий». «Джон Рид» может быть назван «обозрением-пьесой».
К типу храники-обозрения можно отнести и «сценическую повесть» В. Подгорного и Ю. Соболева «1905 год», а также «Первую конную»
В. Вишневского.
Стр. 125
ПОСТРОЕНИЕ ОСААБЛЁННО-ФАБУЛЬНЫХ ФОРУ
Из сказанного выше легко заключить, что работа над построением пьесы ослабленно-фабульной формы в общем оказывается менее сложной, чем работа над построением пьесы чисто фабульной. Иногда здесь оказывается достаточным в намеченном материале выбрать события, наиболее существенные и в то же время наиболее удобные для их сценического воплощения, и затем расположить их в известной последовательности во времени. Ряд требований, которые мы указали, говоря о фабульном построении, сохраняет свое значение и здесь. Произведение ослаблено фабульной формы все же должно создавать впечатление единства (через единство темы, единство действующих лиц и т. п.), цельности (иметь вступительную часть и концовку), стройности (равномерность отдельных частей). Произведение должно. Иметь известное нарастание, в нем не должно быть нагромождения случайных малосущественных моментов, переход от одного эпизода к другому должен быть естественным, последовательным.
Отсутствие единого, воплощенного в одних и тех же [конкретных лицах контрдействия очень облегчает расположение событий. Необязательным становится наличие драматического узла в точном смысле слова. Завязка и развязка становятся просто начальными и конечными моментами борьбы и т. д. Нет надобности связывать один момент с другим причинной связью, «оправдывать, мотивировать» психологически всю сквозную цепь действий отдельных персонажей.
В целом же надо сказать, что еще не найдены формы
драматургического (произведения для полного выявления грандиозных исторических событий эпохи крушения старого мира и создания нового.
Стр126
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к четвертому изданию……………………………………………3