Слово «драма» употребляется и в другом, более широком Смысле, как вообще пьеса

Стр.112

ПЬЕСЫ ПОЛОЖЕНИЙ И ПЬЕСЫ ХАРАКТЕРОВ

Многие теоретики различают пьесы положений и пьесы характеров.

Если в пьесе основное внимание драматурга обраще­но на самый ход событий, а не на внутренний мир персонажей, если развивающаяся в пьесе борьба носит 'преимущественно внешний характер, то та­кого рода пьеса может быть названа пьесой положений. Обратно, если драматург уделяет большее внимание внутренней жизни персонажей, развитию характеров, раскрытию их внутренних про­тиворечий, если борьба носит не только внешний, но в значительной степени и внутренний характер, то мы имеем пьесу характеров.

Мы уже не раз говорили, что образы действующих лиц нельзя отделять от фабулы, от происходящих в пьесе событий. Где есть события, там есть и характе­ры; где раскрывается драматический характер, там есть и действие, событие. Поэтому неверно думать, что пьеса положений — это такая пьеса, в которой есть внешние события и нет характеров, а пьеса ха­рактеров такая пьеса, в которой даны глубокие ха­рактеристики и совсем не показаны события, дейст­вия. Само собой понятно, что в каждой пьесе есть и характеры и события, и речь идет только о том, на что главным образе м обращено внимание драматурга.

В «Грозе» есть ряд событий, драматических поло­жений, но все же то внимание, которое драматург уделяет здесь образу Катерины, то обстоятельство, что противоречия данной общественной среды драма­тург переносит во внутреннюю жизнь Катери­ны, развертывает нам картину внутренней 6орьбы, дает нам основание отнести «Грозу» к пьесам характеров.

Стр. 113

Напротив, «Шторм» Билль-Белоцерковского, хотя там и даны интересные образы (предукома, братишки и др.). все же развертыва­ется как ряд внешних столкновений двух лагерей: борьба носит здесь внешний характер, и потому «Шторм» является пьесой положений. Пьесами поло­жений являются обычно и все мелодрамы, так как они строятся на острых внешних столкновениях.

В истории драмы можно отметить,- как под влиянием тех или иных общественных причин ведущая роль пе­реходит то к пьесе положений, то к пьесе характеров. Например, шекспировская драматургия представляет собой преимущественно драматургию характеров. На­ша советская драматургия раньше развивалась пре­имущественно как драматургия положений, но теперь в ней уделяется большое внимание уже и внутреннему миру, внутренним противоречиям в душе персонажа, отражающим противоречия общественные. (Таковы, например, пьеса Файко «Евграф», такова «Зависть» Олеши, пьесы Афиногенова «Чудак», «Страх» и «Соб­ственность» Персонова.)

ЧИСТО ФАБУЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

К чисто фабульным жанрам драматических произведений мы относим пьесы, построенные на четко выявленном едином действии и едином контрдействий. Сюда относятся, как сказано, трагедия, комедия, соб­ственно драма, мелодрама, фарс, водевиль.

В чем же заключаются основные признаки различия этих форм? Чем отличается трагедия от драмы и ко­медии, драма от комедии и мелодрамы и т. д.?

Сравнивая между собой эти жанры, мы увидим, что у них имеется целый ряд различий. Но яснее всего это различие мы можем установить в характере драматической борьбы, который присущ каждому из этих жанров.

Стр.114

ТРАГЕДИЯ

Трагедия есть изображение борьбы с явно не­преодолимыми (или почти непреодолимыми) в данных условиях препятствиями, борь­бы, которая ведется обычно с исключительной страст­ностью и с предельным напряжением человеческих сил.

Поскольку эти препятствия обычно непреодолимы, герой ведет с ними борьбу не на жизнь, а на смерть, постольку понятно, что конец трагедии, ее развязка обычно неблагополучна для героя. (При этом гибель трагического героя вызывает у нас обыч­но сочувствие, сострадание.)

Поскольку трагедия есть изображение борьбы, кото­рая ведется с крайним напряжением сил, постольку естественно, что герои трагедии обычно представляют собою характеры выдающиеся, стоящие значительно выше обыч­ного, среднего уровня.

Отсюда же вытекает и еще одна особенность траге­дии — некоторая ее отвлеченность, ее приподня­тость над бытом. Трагедия не изображает бы­та, ее не интересуют детали (мелкие подробности) жизни данной общественной среды. Не случайно по­этому трагедия изображает обычно более или менее отдаленную эпоху; трагедий из жизни современной автору эпохи почти не существует. В соответствии со всем этим и язык трагедии отличается от обычного разговорного языка некоторой приподнятостью, зна­чительностью, необычностью. В трагедии вполне уме­стными являются различные приемы усиления образности языка и стихотворная речь.

В качестве образчиков этого жанра можно указать (трагедии греческих (Эсхил, Софокл, Эврипид) и фран-щузсиих (Корнель, Расин) классиков, «Гамлета»,

Стр. 115

«Отелло» и другие трагедии Шекспира, «Разбойнйков» Шиллера или его же «Дон-Карлоса». Русская литература дала сравнительно мало значительных трагедий. («Борис Годунов» Пушкина, «Царь Федор» А. Толстого. Из новых — «Спартак» Волькенштейна и «Загмук» Глебова.)

КОМЕДИЯ

Комедия изображает борьбу с .препятствия­ми преодолимыми (иногда с препятствиями мнимыми, вымышленными), борьбу не жестокую и притом ведущуюся средствами не­ловкими, нелепыми или унизительны­ми.

Поскольку борьба в комедии ведется с препятствия­ми преодолимыми и не носит жестокого характера, по­стольку мы часто встречаем в комедии вполне благопо­лучную развязку. (Довольно типичная развязка старых комедий — свадьба.) Если же развязка и небла­гополучна, то все же она не связана обычно с физиче­ской или даже гражданской смертью. Даже арест — мало типичный финал комедии. Из указанного харак­тера комедийной борьбы вытекает и то обстоятель­ство, что комедия, в отличие от трагедии, тяготеет к обыденной жизни и к современности.

Поскольку комедийная борьба ведется обычно сред­ствами нелепыми, неловкими или унизительными, по­стольку герои комедии — чаще всего — люди неболь­шого масштаба, люди, которым свойственны невысо­кие, а порой и просто низменные побуждения: чаще всего это или плуты, или глупцы, или близорукие лю­ди, которые, вдобавок, нередко держатся о себе край­не высокого мнения. Естественно поэтому, что коме­дийные герои вызывают у нас не сострадание, не уди­вление, и даже не ненависть, а чаще отвращение,

Стр.116

насмешку или презрение. Впрочем, в так называемой «высокой комедии» (например, в «Горе от ума») герои выглядят уже иначе, могут вызвать и сочувствие, не лишенное, однако, некоторой степени иронии.

В соответствии с характером комедийной борьбы на­ходится и диалог комедии: смешной, остроумный, ме­стами построенный на шутках, на игре слов, оговорках и т. п.

Общественное значение комедии лежит в том, что­бы, подвергая осмеянию отрицательные стороны на­шей действительности, ее недостатки, тем самым доби­ваться их исправления.

Комедия может быть и серьезной, иметь большой общественный смысл, но может быть и легкой, приб­лижаясь к буффонаде (клоунской, балаганной игре).

Образцами серьезной, сатирической комедии можно считать «Тартюф» Мольера, «Горе от ума» Грибоедо­ва и гоголевского «Ревизора». Как пример комедии более легкого типа назовем «Мандат» Н. Эрдмана и комедию буффонадного типа «Сиволапинская» Д. Чи­жевского 1.

Из других видов комических произведений отметим здесь вкратце еще 1) фарс — комедию, сюжет которой связан с какими-либо физиологическими сторонами человеческой природы, с отношениями полов (напри­мер, «Лизистрата» Аристофана, где женщины, чтобы положить конец войне, устраивают «забастовку», от­казывая мужчинам в любви), с испорченным пищева­рением (например, «Мнимый больной» Мольера) и т. п. и 2) водевиль — небольшую комедию2 неглубокого,

Наши рекомендации