Слово «драма» употребляется и в другом, более широком Смысле, как вообще пьеса
Стр.112
ПЬЕСЫ ПОЛОЖЕНИЙ И ПЬЕСЫ ХАРАКТЕРОВ
Многие теоретики различают пьесы положений и пьесы характеров.
Если в пьесе основное внимание драматурга обращено на самый ход событий, а не на внутренний мир персонажей, если развивающаяся в пьесе борьба носит 'преимущественно внешний характер, то такого рода пьеса может быть названа пьесой положений. Обратно, если драматург уделяет большее внимание внутренней жизни персонажей, развитию характеров, раскрытию их внутренних противоречий, если борьба носит не только внешний, но в значительной степени и внутренний характер, то мы имеем пьесу характеров.
Мы уже не раз говорили, что образы действующих лиц нельзя отделять от фабулы, от происходящих в пьесе событий. Где есть события, там есть и характеры; где раскрывается драматический характер, там есть и действие, событие. Поэтому неверно думать, что пьеса положений — это такая пьеса, в которой есть внешние события и нет характеров, а пьеса характеров такая пьеса, в которой даны глубокие характеристики и совсем не показаны события, действия. Само собой понятно, что в каждой пьесе есть и характеры и события, и речь идет только о том, на что главным образе м обращено внимание драматурга.
В «Грозе» есть ряд событий, драматических положений, но все же то внимание, которое драматург уделяет здесь образу Катерины, то обстоятельство, что противоречия данной общественной среды драматург переносит во внутреннюю жизнь Катерины, развертывает нам картину внутренней 6орьбы, дает нам основание отнести «Грозу» к пьесам характеров.
Стр. 113
Напротив, «Шторм» Билль-Белоцерковского, хотя там и даны интересные образы (предукома, братишки и др.). все же развертывается как ряд внешних столкновений двух лагерей: борьба носит здесь внешний характер, и потому «Шторм» является пьесой положений. Пьесами положений являются обычно и все мелодрамы, так как они строятся на острых внешних столкновениях.
В истории драмы можно отметить,- как под влиянием тех или иных общественных причин ведущая роль переходит то к пьесе положений, то к пьесе характеров. Например, шекспировская драматургия представляет собой преимущественно драматургию характеров. Наша советская драматургия раньше развивалась преимущественно как драматургия положений, но теперь в ней уделяется большое внимание уже и внутреннему миру, внутренним противоречиям в душе персонажа, отражающим противоречия общественные. (Таковы, например, пьеса Файко «Евграф», такова «Зависть» Олеши, пьесы Афиногенова «Чудак», «Страх» и «Собственность» Персонова.)
ЧИСТО ФАБУЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
К чисто фабульным жанрам драматических произведений мы относим пьесы, построенные на четко выявленном едином действии и едином контрдействий. Сюда относятся, как сказано, трагедия, комедия, собственно драма, мелодрама, фарс, водевиль.
В чем же заключаются основные признаки различия этих форм? Чем отличается трагедия от драмы и комедии, драма от комедии и мелодрамы и т. д.?
Сравнивая между собой эти жанры, мы увидим, что у них имеется целый ряд различий. Но яснее всего это различие мы можем установить в характере драматической борьбы, который присущ каждому из этих жанров.
Стр.114
ТРАГЕДИЯ
Трагедия есть изображение борьбы с явно непреодолимыми (или почти непреодолимыми) в данных условиях препятствиями, борьбы, которая ведется обычно с исключительной страстностью и с предельным напряжением человеческих сил.
Поскольку эти препятствия обычно непреодолимы, герой ведет с ними борьбу не на жизнь, а на смерть, постольку понятно, что конец трагедии, ее развязка обычно неблагополучна для героя. (При этом гибель трагического героя вызывает у нас обычно сочувствие, сострадание.)
Поскольку трагедия есть изображение борьбы, которая ведется с крайним напряжением сил, постольку естественно, что герои трагедии обычно представляют собою характеры выдающиеся, стоящие значительно выше обычного, среднего уровня.
Отсюда же вытекает и еще одна особенность трагедии — некоторая ее отвлеченность, ее приподнятость над бытом. Трагедия не изображает быта, ее не интересуют детали (мелкие подробности) жизни данной общественной среды. Не случайно поэтому трагедия изображает обычно более или менее отдаленную эпоху; трагедий из жизни современной автору эпохи почти не существует. В соответствии со всем этим и язык трагедии отличается от обычного разговорного языка некоторой приподнятостью, значительностью, необычностью. В трагедии вполне уместными являются различные приемы усиления образности языка и стихотворная речь.
В качестве образчиков этого жанра можно указать (трагедии греческих (Эсхил, Софокл, Эврипид) и фран-щузсиих (Корнель, Расин) классиков, «Гамлета»,
Стр. 115
«Отелло» и другие трагедии Шекспира, «Разбойнйков» Шиллера или его же «Дон-Карлоса». Русская литература дала сравнительно мало значительных трагедий. («Борис Годунов» Пушкина, «Царь Федор» А. Толстого. Из новых — «Спартак» Волькенштейна и «Загмук» Глебова.)
КОМЕДИЯ
Комедия изображает борьбу с .препятствиями преодолимыми (иногда с препятствиями мнимыми, вымышленными), борьбу не жестокую и притом ведущуюся средствами неловкими, нелепыми или унизительными.
Поскольку борьба в комедии ведется с препятствиями преодолимыми и не носит жестокого характера, постольку мы часто встречаем в комедии вполне благополучную развязку. (Довольно типичная развязка старых комедий — свадьба.) Если же развязка и неблагополучна, то все же она не связана обычно с физической или даже гражданской смертью. Даже арест — мало типичный финал комедии. Из указанного характера комедийной борьбы вытекает и то обстоятельство, что комедия, в отличие от трагедии, тяготеет к обыденной жизни и к современности.
Поскольку комедийная борьба ведется обычно средствами нелепыми, неловкими или унизительными, постольку герои комедии — чаще всего — люди небольшого масштаба, люди, которым свойственны невысокие, а порой и просто низменные побуждения: чаще всего это или плуты, или глупцы, или близорукие люди, которые, вдобавок, нередко держатся о себе крайне высокого мнения. Естественно поэтому, что комедийные герои вызывают у нас не сострадание, не удивление, и даже не ненависть, а чаще отвращение,
Стр.116
насмешку или презрение. Впрочем, в так называемой «высокой комедии» (например, в «Горе от ума») герои выглядят уже иначе, могут вызвать и сочувствие, не лишенное, однако, некоторой степени иронии.
В соответствии с характером комедийной борьбы находится и диалог комедии: смешной, остроумный, местами построенный на шутках, на игре слов, оговорках и т. п.
Общественное значение комедии лежит в том, чтобы, подвергая осмеянию отрицательные стороны нашей действительности, ее недостатки, тем самым добиваться их исправления.
Комедия может быть и серьезной, иметь большой общественный смысл, но может быть и легкой, приближаясь к буффонаде (клоунской, балаганной игре).
Образцами серьезной, сатирической комедии можно считать «Тартюф» Мольера, «Горе от ума» Грибоедова и гоголевского «Ревизора». Как пример комедии более легкого типа назовем «Мандат» Н. Эрдмана и комедию буффонадного типа «Сиволапинская» Д. Чижевского 1.
Из других видов комических произведений отметим здесь вкратце еще 1) фарс — комедию, сюжет которой связан с какими-либо физиологическими сторонами человеческой природы, с отношениями полов (например, «Лизистрата» Аристофана, где женщины, чтобы положить конец войне, устраивают «забастовку», отказывая мужчинам в любви), с испорченным пищеварением (например, «Мнимый больной» Мольера) и т. п. и 2) водевиль — небольшую комедию2 неглубокого,