ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Произведения художественной словесности всегда принадлежат тому или другому народу, на языке которого они созданы, и определенной эпохе в истории этого народа. Литературоведение не может не учитывать тесную связь развития художественной словесности с исторической жизнью отдельных народов. Более того, понимание этих связей оно кладет в основу своего изучения. Вследствие этого литературоведение само выступает как о б щ е с т-в е н н о-и сторическая наука, стоящая в ряду исторических наук, с разных сторон изучающих развитие общественной жизни народов мира.
Произведения художественной словесности всегда отражают в себе своеобразие той исторической эпохи национальной жизни, в которую они были созданы. В особенности это относится к произведениям художественной литературы. Произведения фольклора живут веками в памяти народа в устной передаче многих поколений певцов и сказителей. Естественно, что при этом они постепенно изменяются в своем содержании и форме, иногда очень значительно. И часто в них трудно разглядеть черты того времени, в которое они первоначально возникли.
Иначе живет художественная литература, особенно печатная. Ее произведения, созданные в определенную эпоху, остаются затем неизменными в течение веков, даже тысячелетий и сохраняют в себе своеобразие создавшего их времени. В особенностях своего содержания и формы они отражают часто не только характерные черты целой исторической эпохи, но и отдельного ее периода, иногда
даже определенного момента социально-политического, идейного, культурного развития того или иного народа.
Без понимания этого, без знания множества фактов, событий, отношений, характерных для того времени, когда возникли те или иные произведения, без умения вникнуть в самый «дух» той эпохи или ее периода невозможно научно изучать художественную литературу.
Поэтому литературовед всегда должен обращаться к другим' историческим наукам, чтобы они вооружили его соответствующими знаниями и сведениями. Ему необходима способность осознавать неповторимое своеобразие каждого периода национально-исторической жизни и его отражения в особенностях художественного содержания и формы литературных произведений — историзм литературоведческого мышления.
Основное значение для литературоведения имеют те знания, которые может дать гражданская история, изучающая факты, события, отношения социальной, политической и идейной жизни народов. Эта наука дает, в частности, хронологические сведения — точные данные (даты) о том, когда, в какой внешней связи и последовательности возникли явления и события общественной жизни. Пользуясь общеисторической хронологией, литературоведение создает и свою собственную хронологию, достаточно точную и надежную, помогающую ему установить внешнюю последовательность появления произведений, а отсюда и возможности их внутренних связей. Без общеисторической и собственно литературной хронологии не может существовать история литературы как наука. Неясности и ошибки в хронологии могут привести к неверному пониманию всего процесса литературного развития той или иной страны.
Своеобразие той или иной исторической эпохи национальной жизни отражается в первую очередь в содержании созданных в эту эпоху литературных произведений, прежде всего в том, какие именно явления жизни воспроизведены, какое воплощение они нашли в образах.
Писатель всегда принадлежит к определенному слою общества своего времени, вращается в определенных социальных и культурных кругах, у него имеются какие-то особенности образования, для него характерен определенный уровень развития, он часто бывает сторонником какого-то политического и идейного движения, участником или даже инициатором происходящих в его стране общественных событий. У него всегда должны быть отчет-
ливые взгляды на жизнь, те или иные общественные идеалы, которые он и выражает в своих произведениях.
Что можно понять в замыслах писателя, в идейной направленности его произведений, в самом складе его творчества без знания этих конкретных связей, отношений, обстоятельств его жизни и деятельности? Поэтому на помощь литературоведению приходят и другие исторические науки — гражданская история, история общественной мысли, история культуры. Они дают знания, с помощью которых литературоведы могут понять ту реальную обстановку, ту «атмосферу» идейной и культурной жизни, которой дышал писатель, когда он задумывал и творил свои произведения.
Но факты, из которых складывается собственно л и-тературная жизнь эпохи и все то, что характеризует творческое мышление и творческую деятельность писателей, литературоведы выясняют, изучают и самостоятельно. Подобно историкам, они должны уметь разбирать архивы, находить документы и материалы, в частности новые, неопубликованные художественные тексты, и комментировать их во всеоружии исторических знаний.
Очень важная задача для литературоведов — выяснение идейной и творческой биографии отдельных писателей. Они пользуются для этого различными документами, высказываниями самих писателей — их письмами, дневниками, мемуарами, свидетельствами их современников, наконец, самими художественными произведениями. Биографические данные всегда бывают очень важным, хотя и подсобным материалом для изучения исторического развития национальных литератур, для понимания особенностей их идейного содержания.
Таковы сложные задачи исторического изучения литературы вообще. Но литература каждого народа, созданная на его языке, имеет свои национальные особенности, свои закономерности исторического развития. Поэтому научное изучение литературы каждого народа требует от литературоведов и особых знаний — филологических, исторических, искусствоведческих, и особой исследовательской опытности. Вследствие этого изучение каждой национальной литературы представляет собой особую часть литературоведения, особую его «дисциплину» и нуждается в своих ученых-специалистах.
Вместе с тем многие национальные литературы развиваются на протяжении нескольких столетий, целого ряда исторических эпох. И в каждую эпоху они обнаруживают
существенные особенности и различия в своем содержании и форме. Изучение таких особенностей и различий также требует специальных знаний. Поэтому история таких литератур, как особая научная дисциплина, подразделяется обычно на отдельные части, которым литературоведы и посвящают свои исследования. Например, история русской литературы подразделяется на историю: «древней» русской литературы, литературы XVIII в., XIX в., начала XX в., русской советской литературы. Подобные подразделения существуют и в истории других национальных литератур.
Изучение национальных литератур в их историческом своеобразии требует постоянного сопоставления и сравнения произведений разных стран, разных эпох и периодов, разных писателей одной страны и эпохи. Иногда такое сопоставление называют «сравнительным методом» литературоведения. Но сравнение — это не метод литературоведения. Это общее условие познания жизни, необходимо для всех наук, а также и для повседневного практического осознания действительности. Без сопоставления и сравнения невозможно отличать одни явления от других, узнавать их,сознавать их особенности. Метод литературоведения — это не просто сравнение, это определенное понимание тех связей, которые существуют между развитием литературы и общим развитием жизни народов и всего человечества. «Метод» (гр. meta — через и hodos — путь) буквально означает путь исследовательской мысли через материал, через свой предмет. Методология — это теория метода, учение о нем.