М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника Тема совести

— «Рукописи не горят.» — с этой верой в неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю . «Рукописи не горят.» — эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда — романа «Мастер и Маргарита» И заклятие подействовало, предсказание сбылось Время стало союзником М А Булгакова, и роман его не только смог явиться в свет, но и среди других, более актуальных по теме книг последнего времени, оказался произведением насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной пылью Прочитанная множеством читателей книга, вызвавшая немало споров, толков, вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в литературе Возникло даже что-то вроде «моды на Булгакова». И всё-таки, почему «рукописи не горят»?

Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, тема совести?

— Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения Мастер — историк, сделавшийся писателем Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман . При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл

Мастер — во многом автобиографический герой . Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г . Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романа «Белая гвардия»

Судьба мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой

— Божественной волей мастеру дарован писательский талант, который делает безвестного сотрудника музея мастером Работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», мастер тем самым выполняет завет Бога но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению Воланда, «чего ни хватишься, ничего нет» Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших литературную ниву и считающих её

своей законной кормушкой, своей вотчиной Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает И они стараются его уничтожить Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает Он к этому не готов ненависть и злоба этих людей его угнетают К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа И мастер отчаялся, сломался

Мастер решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах неудивительно, что мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных

Возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты Он возненавидел и роман, и себя самого Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно!

— Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни — о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным Члены МАССОЛИТа — бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить Так и произошло с мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу ещё до выхода её из

печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества,— распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде Его современники отреклись от Бога — он им не нужен, как не нужен и роман мастера, и потому они так дружно набрасываются на него . Здесь мы наблюдаем явную параллель судьбы Михаила Булгакова и мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только две были положительными И вполне закономерно, что жизнь Дома литераторов сосредоточивается не в дискуссионных залах и литературных студиях, а в ресторане, в котором подручные Воланда устраивают пожар в конце своих московских похождений, лишая ремесленников от литературы их самого приятного и удобного способа времяпрепровождения Единственным положительным персонажем, принадлежащим писательской среде, является Иван Бездомный, осознавший, что высокая поэзия не для него, и потому отбросивший псевдоним и ставший профессором Иваном Николаевичем Понырёвым Но столкновение с могучими мистическими силами наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, и время от времени он подвержен приступам необычной тоски, вырывающей его из плена повседневности

— Едва ли найдётся читатель, который возьмёт на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загадкам Но многое в произведении приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений Изображая судьбу мастера, Булгаков в своём романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям Художник, который лжёт, не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество

Сделав мастера своим двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и свою любовь, Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у мастера уже не было сил, да и не могло быть по его характеру И мастер получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожжённого им романа . И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: «Рукописи не горят.».

Наши рекомендации