Тема. М . А. Булгаков . «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью
Жанр и композиция романа
— Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту» Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности . Это сатирический роман, роман о сущности искусства, судьбе художника И всё-таки, в первую очередь, это роман о настоящей, верной, вечной любви . «Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. Это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования тем самым Булгаков подчёркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования. С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу Комната мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится ещё уютнее после появления здесь Маргариты — музы мастера.» (В. В. Агеносов)
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык . За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке речь пойдёт о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить . Имя её — Маргарита.
— По справедливому замечанию литературоведа В . И . Тюпы, «заглавие художественного текста (как и эпиграф, если таковой имеется) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой», «заглавие — это имя произведения.» Название булгаковского романа напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «дафнисе и Хлое». Название романа М А Булгакова создано по той же модели, и оно активизирует схему «Он и Она». Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что любовная линия — центральная Причём «память» названия и текстов-предшественников нам подсказывает (скорее, на подсознательном уровне), что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы . Вспомним, например, финальные строки «Ромео и Джульетты»: «Но нет печальней повести на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.» Видимо, поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием романа Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом — XX в . Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему любви — одну из главных для М А Булгакова Причём тема любви, и об этом тоже предупреждает название, здесь связана с другой темой — темой творчества Мастер (в тексте романа это слово пишется со строчной буквы) — это безымянное имя, имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела» Мастер — самое первое слово романа, им открывается произведение в целом, и открывается оно темой творчества
Любовь мастера и Маргариты. Какая она?
ОН ОНА
Почему Булгаков отказал мастеру в свете, а дал покой? Свет получают борцы, сильные личности, а мастер слаб . Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой За него просит Иешуа, считая, что мастер не достоин света Маргарита же своей любовью помогает мастеру обрести то, что он заслужил Но награда герою здесь не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее, на границе двух миров — света и тьмы — Маргарита становится поводырём и хранителем своего возлюбленного: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах . Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро А прогнать меня ты уже не сумеешь Беречь твой сон буду я» Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать»
— Главные герои романа — мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход Этим выходом для мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь Согласитесь, таких героев не знала русская литература Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»
«С образом Маргариты в романе связан и мотив милосердия. Подчеркнём, что мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гётевской поэме, где перед силой любви “сдалась природа сатаны. он не снёс её укола . Милосердие побороло”, и Фауст был отпущен в свет . У Булгакова милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального мастера предопределена Воландом заранее Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить мастера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды.» (Б. В. Соколов)