Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой раскрывает одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие рядовых, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Отец Вареньки был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.
В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.
Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Поэта Сергея Есенина подарила нам сама народная жизнь, народная Русь: "рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб". С ранних лет его окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда Титова. Бабушка рассказывала любимому внуку сказки, дед часто напевал ему народные песни. В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи.
В основе народного творчества всегда лежат песенные мотивы. Точно так же и в основе лирики Есенина лежат народные песни, частушки, запевки:
Звоны резки, звоны гулки, Бубенцам в шлее не счет. А как гаркну на прогулке, Выбегает весь народ. Выйдут парни, выйдут девки Славить зимни вечера, Голосистые запевки Не смолкают до утра.
В есенинской лирике словно находят вторую жизнь постепенно уходящие и вытесняющиеся народные песни, столь любимые русскими людьми. Родными и знакомыми с ранних лет слышатся восторженные слова:
Той ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа...
Стихотворные строки Есенина настолько просты и мелодичны, что словно не читаются, а сами собой складываются в песню: Сторона ль моя, сторонка, Горевал полоса. Только лес, да посолонка. Да заречная коса...
Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана с нравственными идеалами поэта — любовью к родине, к простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.
А образ русской деревни часто становится для автора воплощением настоящего рая на земле. Следует отметить, что православные образы в лирике Есенина органично переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика — обрядовые песнопения, частушки, лирические песни — несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии.
Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются аналогии, проводимые между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы деревенского быта, явления природы:
Стихотворный слог многих произведений Есенина словно заимствован из древнерусских летописей: его туманы "курятся", "листопад златит холмы", тишина "почивает" в сердце, его нищий — "убогой", "болезный", девки "вяжут... косицы до пят".
Поэт часто использует характерные для фольклора повторы:" заиграй, сыграй, тальяночка...", "Сторона ль моя, сторонка", "Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...", "Гляну в поле, гляну в небо...", "Где ты, где ты, отчий дом...".
Приверженность фольклорным традициям делает Сергея Есенина по-настоящему народным поэтом, произведения которого были и остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений.
Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)
Центральная тема творчества Чехова - протест против пошлости, обывательщины. Именно она звучит в рассказе “Ионыч”. Это история о том, как способный человек в условиях провинциального буржуазно-мещанского быта превращается в тупого и жадного обывателя.Главный герой, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев, в начале – юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии, увлечен работой. Его интересуют серьезные вопросы, литература, искусство. Он терпеть не может общества “картежников, алкоголиков, хрипунов”. Иногда Дмитрий Ионыч пытается высказать кое-какие свои мысли. Но его серьезные разговоры о прогрессе, политике, науке не встречают понимания.логикой рассказа Чехов пытается нас убедить, что человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против влияния мещанской застойной среды, если он противопоставляет ей свое человеческое “я”. Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Стремление к сытости и богатству оказалось сильнее. В этом заключается причина его нравственного падения.Писатель рисует постепенно погружение Старцева в “тину мелочей». Его интересы и кругозор катастрофически сужаются, человеческая личность на глазах уменьшается. Он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги. За четыре года он растерял все свое былое превосходство над мещанским обывателем. Убедившись в своих посредственных способностях, Котик предлагает Дмитрию Ионычу жениться, но он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, - думает он. В рассказе “Ионыч” словно звучит голос Чехова, призывающий не поддаваться губительному влиянию среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человека, бояться, как огня, накопительства, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)С. А. Есенин по праву признан одним из лучших мастеров пейзажной лирики. Стихи поэта привлекают читателя своей свежестью, неподдельной искренностью, богатством чувств, нравственным здоровьем и жизнелюбием.
В простых и неказистых родных пейзажах рязанский поэт сумел открыть такое неповторимое очарование, столько новых и созвучных каждому простому человеку чувств, что и спустя столетие все новые и новые поколения читателей с упоением обращаются к его творчеству.
Природу родного края Есенин знает превосходно, в свой тонкий рисунок вкладывает душу настоящего патриота:
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Живо и эмоционально воспринимаются картины родной природы: они празднично нарядны, здесь доминирует приподнятое, романтически окрашенное настроение. Родная природа оживает в стихах Есенина, березки и клены, вечера и рассветы, избы и поля — все радуется и грустит по-человечьи. Поэт одухотворяет эти простые и знакомые каждому с детства явления, наделяет своими чувствами, настроением. Золотые звезды у него дремлют, «брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона», сонные березки улыбаются, растрепав шелковые косы.
Все богатства природы России органически входят в поэзию Есенина — приволье родных просторов, полевые запахи, краски и звуки, радостная весна, задумчивая осень, жестокая зима. Перед нашими глазами происходят волшебные превращения: зима баюкает мохнатый лес; игривые воробушки, словно сиротливые детки, голодные, усталые, жмутся поплотней. Им, как и людям, снятся цветные сны: «в улыбках солнца ясная красавица весна». Осень — это не просто осень, а рыжая кобылка, расчесывающая гриву. Ее подковки слышны над речным покровом берегов. Оживают луна, звезды, вечера и рассветы:
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
В пейзажной лирике Есенина предстают сложные, необыкновенно красочные и непривычные образы. Иносказательный смысл этих образов прозрачен, эта символика опирается на реалистическую, преимущественно фольклорную основу: «пляшет ветер по равнинам — рыжий ласковый осленок»; «синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя воробей псалтырь читает»; «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины»; «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве».
Поэзия Есенина — это гимн России, родным рязанским просторам, где, «радуясь и мучаясь», живется все же как нигде хорошо, привольно