Как вы понимаете идею рассказа В.М. Шукшина «Срезал»?

Рассказ «Срезал» чрезвычайно важен для понимания авторского мировоззрения. Известно, что В.М. Шукшин придавал ему особое значение. В центре произведения — фигура Глеба Капустина — начитанного и ехидного мужика. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними силой интеллекта.В. М.Шукшин поднимает перед читателем тему социальной демагогии. Простой деревенский мужик Глеб Капустин, решивший, что он живет хуже других и обделен возможностью сделать свою жизнь лучше, мстит за это людям, которые выше его по социальному статусу (полковник, профессор, кандидат). В действительности эти люди не имеют никакого отношения к его жизни. Отсюда у героя такая зависть и злость. Но дурацкая месть заключается в том, что он пытается вести дискуссии с кандидатом и прочими по вопросам, в которых сам ничего не понимает и не разбирается. Глеб Капустин всего лишь напичкан сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших. Но все это перемешалось, и это он преподносит так, как будто он умный, образованный человек. Это месть ничуть не прикрашенная, а прикрашенная если, то для одурачивания своих товарищей.

Рассказ интересен тем, что в нем Шукшин описал не свойственный для деревни случай. Писатель, уделивший большое место в своем творчестве деревенской жизни, показал деревенского жителя в необычной роли. Вторжение в деревню в таком неожиданном выверте, где уж вовсе не благостность, не патриархальность никакая. Не в каждой деревне найдется такой «умник».Глеб Капустин – белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный. Деревенские мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал». Создается впечатление, что вся его жизнь заключается в том, чтобы глупо мстить людям выше его по социальному уровню. Глеб Капустин не способен прислушаться к голосу другого человека, его интонация всегда обличительна. Он никак не может понять, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо приложить усилия. Но деревенский мужик привык, что к нему обращаются, как к хозяину положения, хозяину страны, труженику. Он привык, что за него думают, ему все помогают, принимают важные решения. Противопоставлением этому служит в рассказе семья кандидатов Журавлевых, приехавших в отпуск в деревню. Хотя Глеб Капустин полагает, что он превзошел умных и образованных людей, на самом деле они не стремятся и не хотят с ним спорить. Они просто не понимают, что он от них хочет. Шукшину ярко удалось показать деревенских мужиков, которые восхищаются «умом» Капустина и удивляются тому, как он «срезал» кандидата»._

Рассказ В.М. Шукшина заставляет общество внимательнее относиться к интеллектуальному потенциалу русского человека, вспомнить, что социальный статус, помимо благ и привилегий, накладывает на человека определенные обязанности. Прежде всего он должен ему соответствовать во всех отношениях. Для этого надо постоянно работать над собой, расти в профессиональном и творческом плане, а не упиваться прежними заслугами

В чём В.В. Маяковский видит предназначение поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В. В. Маяковский унаследовал из литературной традиции ответственное отношение к поэтическому творчеству. Серьёзный поэт всегда стремится осмыслить своё жизненное предназначение. Это стремление особенно характерно для русских поэтов, потому что литературное творчество в России всегда расценивалось не как приятное развлечение, а как высокое служение родине, народу, истине.

В знаменитом стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) поэт и его творчество сравниваются с солнцем. Лирический герой, разговорившись с Солнцем, жалуется на жизненные неприятности и трудности творчества, но небесное светило останавливает поток жалоб: «А мне, ты думаешь, светить легко?». В этом стихотворении выражен оптимизм Маяковского, исторический и личный: надо работать, сочинять вопреки любым препятствиям:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Никто раньше не сравнивал поэта с рудокопом, а саму поэзию — с добычей ценной руды, а Маяковский делает это в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926). Поэт утверждает, что его работа так же важна, как работа крестьянина, рабочего, потому что настоящая литература воспитывает людей, «делает их души»:
Но как испепеляюще слов этих жжение
рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
тысячи лет миллионов сердца.
Поэт может стать, по Маяковскому, бессмертным, если отразит своё время как внимательный, заинтересованный и умный свидетель:
Долг наш — реветь медногорлой сиреной
в тумане мещанья, у бурь в кипенье.
Рассуждая о поэте и поэзии, Маяковский обогатил русскую поэзию новыми идеями и образами. Он сразу и решительно принял революцию и открыто заявил о своём служении её идеалам. Он утверждал, что «место поэта в рабочем строю», что главная задача поэта не столько прославлять себя, сколько помогать очищать жизнь от недостатков, бороться с различными «мерзавцами», которые «ходят по нашей земле и вокруг».

В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Одним из основных принципов, которыми руководствовался А. С. Пушкин при написании своего романа в стихах «Евгений Онегин», является противопоставление. Это и противопоставление характеров героев, и противопоставление двух образов жизни — городского и сельского, столичного шума и тихого уединения.

Владимир Ленский, молодой помещик, который приехал в свое имение примерно в одно время с Онегиным, конечно, человек совершенно иного склада и круга интересов, нежели остальные деревенские жители. Он человек образованный ( учился в знаменитом Геттингенском университете в Германии), увлекается философией и поэзией. Поэтому-то Онегин и Ленский, несмотря на большое несходство характеров, и подружились. Им было о чем поговорить.

В обоих сердцах жар угас.

Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества.

Но, если присмотреться повнимательнее, Онегин и Ленский являлись антиподами в большей степени, чем Онегин и какой-нибудь «деревенский старожил» вроде его покойного дядюшки.
Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает общие черты характера. Он пишет: "Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой? " На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами - себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу.
Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого прикосновения жесткой действительности.__________________________________

Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова».)

М.Ю. Лермонтов в своем творчестве часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Поэт противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников, всей окружающей его жизни.
Так, в стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно. Старый солдат, ветеран Отечественной войны 1812 года, говорит своему молодому племяннику, а вместе с ним, и всем читателям:
Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!
Поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны. Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные Над его безымянной могилою. И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.

Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью. Лермонтов прославляет свою родину, историю России. Его произведения заставляют гордиться нашей страной, наталкивая, в то же время, на серьезные размышления о жизни и человеке

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)

Дружба для великого русского поэта А. С. Пушкина — особенная тема. Она — святое чувство, закаленное в тревожных и печальных для него жизненных обстоятельствах..

Многие стихотворения имеют либо открытое посвящение друзьям, либо напрямую относятся к ним. Это П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и В. А. Каверин. Многие из друзей стали близкими Пушкину людьми еще в лицейские годы, пронесли светлые дружеские чувства через всю жизнь. Первые стихотворения на эту тему относятся периоду обучения Пушкина в лицее. В стихотворении «К студентам», посвященном друзьям молодости, дружба воспевается поэтом на фоне веселой пирушки. Стихотворение пронизано радостью общения, свободного и беззаботного:
Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал, Сюда вино златое!
В гражданской лирике петербургского периода, казалось бы, сухой и сдержанной, постоянно находятся теплые слова, адресованные товарищам.
В стихотворении «К Чаадаеву» смешение товарищеских чувств со стремлениями быть полезным Родине становится наиболее зримым и ярким: автор призывает друга к служению Отечеству, к выполнению своего долга, но при этом обращается к нему не как к идейному единомышленнику, а как к близкому, дорогому человеку. Это постоянно подчеркивается обращениями «мой друг», «друг милый», «товарищ».

В стихотворении «19 октября 1827», написанном в Болдино и относящемуся к годовщине открытия Царскосельского лицея, чувства поэта к старым друзьям приобретают новые оттенки. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен.
В противовес светлому чувству дружбы появляется ощущение одиночества и отдаленности от близких. Нет рядом друга, способного развеять печаль, оттого грустью наполнены следующие строки: Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку.
Подобные настроения все чаще и чаще вплетаются в тонкое кружево стихотворного текста; вскоре эта тема становится неотделимой от темы лицейского братства. Каждое последующее стихотворение, посвященное лицейским товарищам, становится все печальней и печальней: распался круг друзей, все меньше их остается. 1836 год — год последней для Пушкина лицейской годовщины — также проникнут печальными настроениями, и в описании лицея слышны речи «не мальчика, но мужа»:
Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш...
В начале творческого пути тема дружбы была окрашена радужными красками. Однако постепенно поэт приходит к осознанию того, что дружба не только веселые пирушки и радость общения, но и боль от сопереживания, горечь потерь.

Наши рекомендации