Виды работ по стихотворениям С.А.Есенина
«Пороша»[12]:
1. Как поэт описывает зимний лес? В каких словах слышатся таинственность и сказочность? Подчеркни. Соедини стрелкой рифмующиеся строки.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
2. Объясни значение слова пороша. Запиши.
Пороша - ____________________________________________________.
Найди объяснение в хрестоматии (с.15).
«Стихи о Родине»[13]:
1. Точное слово.
Прочитай четверостишие. Впиши пропущенные слова. Подчеркни рифмы. Прочитай выразительно.
…Если крикнет рать святая:
«Кинь ты __________, живи в раю!
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте __________ мою».
2. Проталинки.
Перечитай стихотворение «Я покинул родимый дом…» . Впиши пропущенные слова.
Золотою ___________ луна
___________ на тихой воде.
Словно _________, седина.
У отца _______ в бороде.
3. Выбор.
Как поэт говорит о старом клене и пурге? Прочитай и подчеркни олицетворения.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
4*. Проба пера.
Каким ты представляешь клен? Нарисуй.
«Нивы сжаты, рощи голы…»[13]:
1. Проверь себя.
Перечитай стихотворение. Какое чувство оно вызывает у тебя? Запиши.
______________________________________________________________
2. Поиск.
Найди и впиши олицетворения.
________ взрытая дорога.
Ей сегодня ___________,
Что-то совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
3. Точное слово.
С кем сравнивает поэт месяц? Подчеркни сравнение.
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
«Стихи о березе»[13]:
1. Проталинки.
Прочитай четверостишие. Что любит у березки поэт? Впиши пропущенные слова.
Я навек туманы и росы
Полюбил у березки _____.
И ее __________,
И холщовый ее ________.
2. Поиск.
Найди и запиши олицетворения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
3*. Соответствие.
В стихотворении «Береза» поэт рисует зимний пейзаж. Сделай рисунок к этому стихотворению.
«Бабушкины сказки»[13]:
1. Проталинки
Впиши пропущенные слова.
В зимний вечер по ____________
_________________ гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы _________, ________ домой.
2. Выбор
Как можно сказать по-другому?
По задворкам - ________________________________________________
Разухабистой гурьбой - _________________________________________
Идем, бредем домой - __________________________________________
3. Проверь себя
Вспомни героев своих любимых сказок. Запиши.
_______________________________________________________________
«Топи да болота…»
«Сыплет черемуха снегом…»[13]:
1. Проверь себя.
Какое чувство вызывает это стихотворение? Запиши.
_________________________________________________________________.
2. Выбор.
Прочитай четверостишие. Подчеркни олицетворения.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
3. Точное слово.
Прочитай четверостишие из стихотворения «Сыплет черемуха снегом…». Впиши пропущенные слова.
Сыпь ты, ___________, снегом,
Пойте вы, __________, в лесу.
По полю ____________ бегом
Пеной я цвет разнесу.
Проверь себя[13]:
1. Поиск.
Запиши имя и отчество Есенина.
2. В своих стихах поэт использовал олицетворения. Что такое олицетворение? Допиши предложения, пользуясь учебником.
Олицетворение - ______________________________________________________________________.
3. Точное слово.
Прочитай и впиши пропущенные слова.
Поет зима - ____________,
Мохнатый лес _____________
Стозвоном сосняка.
4. Кроссворд.
Деревья в стихах С. Есенина.
1. Дерево, которое «сыплет снегом» весной.
2. Дерево, которое стоит в «юбчонке белой».
3. Дерево, которое «стережет голубую Русь».
«Поет зима – аукает…»[12]:
1*. Какую картину представляешь, когда слушаешь это стихотворение? Дорисуй и раскрась ( в тетради уже есть рисунок).
2. Прочитай. Раздели слова второго столбика на слоги.
Пташки малые
(какие?) голодные
усталые
нежные
3*. Прочитай. Как поэт говорит о вьюге? Подчеркни.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
· Прочитай.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется
Но больно холодна.
Воробышки игривые
Как детки сиротливые
Прижались у окна.
(С.Есенин)
· Какое чувство выражает поэт? Радуется ли он зиме? О чем говорят слова с тоской глубокою, как детки сиротливые?
· В каком значении – прямом или переносном – употреблены выделенные слова? Как ты понимаешь их значение?
· Составь и запиши предложения, в которых эти слова употреблены в прямом значении.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есенин признан глубоко национальным и самобытным поэтом со времени выхода в свет его первого стихотворного сборника «Радуница» в 1916 году. На протяжении всего его творчества собратья – писатели, критики и теоретики литературы (не говоря уже о друзьях) живо откликались на появление очередной поэтической книги или подборки стихотворений, с упоением читали их и перечитывали от души декламировали и изучали, рецензировали, серьезно анализировали, вступали в полемику с автором и друг с другом, давали профессиональные советы поэту, исходя из собственного видения его художественной мастерской, стремились предугадать и предсказать возможный поворот индивидуально – авторской стилистики – словом, Есенин всегда находился в центре читательского и исследовательского внимания. За прижизненной славой последовали посмертные споры, попытка замалчивания и, наконец, заслуженное всенародное признание и зачисление в классики [9].
На примере изучения творчества С.А.Есенина мы воспитываем у учащихся патриотизм, любовь к родному, рязанскому краю, развиваем чувство восхищения красотой родной природы, формируем « у современных поколений граждан России идеалы патриотических ценностей служения Отечеству…», как написано в государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.» [2].
Учащиеся осмысливают основные литературоведческие понятия (стихотворение, сравнение, ритм, темп, олицетворение, метафора, лирика, рифма), обогащается запас слов, развиваются навыки литературного чтения наизусть.
Изучив данную проблему, мы можем дать рекомендации начинающему учителю:
1) развивать эмоциональную отзывчивость на слушание и чтение
стихотворений С.А.Есенина;
2) формировать навыки чтения про себя и вслух;
3) анализировать выразительные средства языка поэтики Есенина, выбирая для языкового анализа те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения;
4) расширять читательскую компетентность обучающихся за счет внеклассного чтения [4].
Избранная тема показалась нам интересной, требующей дальнейшего осмысления, изучения, апробации в практической работе на государственной практике. Хотелось бы изучить опыт работы учителей Муниципального бюджетного образовательного учреждения школы №3 «Центр развития образования» по данному вопросу и разработать конспект урока для написания ВКР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
2) Программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.»
3) Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
4) Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
5)Тишурина О.Н. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения «Писатели в начальной школе», выпуск 1, 4-е издание, Дрофа, 2006 г.
6) Архипова Е.В. «Русский язык и развитие речи», Издательский дом «Литера», 2004 г.
7)Николаева С.А., Арзамасцева И.Н.Детская литература: Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 448 с. – ISBN 5-7695-0059-X
8) Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. Заведений /М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В.Сосновская, - 2-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. – ISBN 5-7695-0697-0
9) Самоделова Е.А. Историко – фольклорная поэтика С.А.Есенина, «Рязанский этнографический вестник», 1998.
10) Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению» (УМК «Перспектива»), Москва, «ВАКО», 2013.
11) Журнал «Начальная школа», №11 2016 г.,Хмельникова А.В. «Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
12) Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 1 класс», Вентана – Граф (УМК «Начальная школа ХХI века»).
13) Рабочая тетрадь №1«Литературное чтение. 2 класс», Вентана – Граф (УМК «Начальная школа XXI века»).
14) Рабочая тетрадь №2 «Литературное чтение. 3 класс», Вентана – Граф (УМК «Начальная школа XXI века»).
15) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение. 1 класс», Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 80 с.+80 c. — (Школа России).
16) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс.
Учебник. — В 2-х частях. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 224 с.
17) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.+223 c.
18) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.+223 c.
19) Учебник. 2 класс. Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века".
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение - 2 класс. В 2 – х частях. (2013г.). М.: Вентана – Граф.
20) Учебник. 3 класс. Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века" Ефросинина Л.А. В 2-х частях. М.: Вентана – Граф, 2013 г.
21) Литературное чтение. 4 класс. В. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. (2015; 223с., 223с.)
22) Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. «Толковый словарь современного русского языка», Эксмо, 2009 г.
Приложение №1
Урок 64. С. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение[10]
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина; дать понятие эпитеты и метафоры; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связано рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления прививать любовь к природе.
Планируемы результаты: учащиеся научиться прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определить их содержание по названию, читать выразительно, передовая настроение стихотворения, соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения, нарисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование:портрет Есенина, сборник его стихов, визуальные материалы по теме, карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений Пушкина И Тютчева
Речевая разминка
-Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. Попробуйте услышать фамилию русского поэта.
В этом имени - слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет,
Что-то есть в нем
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты...
- О какой фамилии идет речь? (Предположение детей.)
- Прослушайте следующие строчки.
Только скажут -
"Сергей Есенин",
Всей России встают черты...
Н.Браун
- Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)
- Прочитайте с разной интонацией: с удивлением, восхищением, весело, сердито, вопросительно, утвердительно).
- Прочитайте выразительно.
Постановка целей урока.
- Определите тему и цели урока.
Да, сегодня мы познакомимся с творчеством С.А.Есенина.
Работа по теме урока.
С.Есенин «Поет зима – аукает…»
(Учитель читает стихотворение на с. 142.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели? (Над лесом плывут облака, метелица стелется по двору, воробышки жмутся к окну, замерзли.)
- Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?
- Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен.)
- Прочитайте следующие три строки. Какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение.)
Олицетворение – поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа: зима – аукает, баюкает; с тоской глубокою плывут облака.
Метафора – оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
- Прочитайте строчки о метелице. Как еще можно назвать это явление природы? (Метелица – метель, вьюга…)
- Прочитайте о воробышках.
- Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
- Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы – написать о метели, холодной вьюге или о воробышках? (Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Физкультминутка.