Повторение орфографии и пунктуации
Диктанты
«Евгений Онегин» есть самое задушевное произведе-
ние Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и мож-
но указать слишком на немногие творения, в которых
личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло
и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина.
Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически вос-
произведённую картину русского общества, взятого в од-
ном из интереснейших моментов его развития. С этой
точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историче-
екая в полном смысле этого слова, хотя в числе его героев
нет ни одного исторического лица. В ней Пушкин явля-
ется не просто поэтом только, но и представителем впер-
вые пробудившегося общественного самосознания: за-
слуга безмерная!
«Евгений Онегин» был первым национально-художе-
ственным произведением. Молодой поэт понял, что вре-
мя эпических поэм давно-давно прошло и что для изо-
бражения современного общества, в котором проза жиз-
ни так глубоко проникла в самую поэзию жизни, нужен
роман, а не эпическая поэма. Он взял ту жизнь, как она
есть, взял её со всем холодом, со всею её прозою и пош-
лостью. И такая смелость была бы менее удивительною,
если бы роман затеян был в прозе; но писать подобный
роман в стихах в такое время, когда на русском языке не
было ни одного порядочного романа и в прозе, — такая
смелость, оправданная огромным успехом, была несом-
ненным свидетельством гениальности поэта. (По В. Г.
Белинскому.)
Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литерату-
ре; но прежде оно не выставлялось перед нами так просто
и естественно, как в романе Гончарова. Чтобы не захо-
дить слишком далеко в старину, скажем, что родовые
черты обломовского типа мы находим ещё в Онегине, а
затем несколько раз встречаем их повторение в лучших
наших литературных произведениях.
В чём заключаются главные черты обломовского ха-
рактера? В совершенной инертности, происходящей от
его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же
апатии заключается отчасти в его внешнем положении,
отчасти же в образе его умственного и нравственного раз-
вития.
Умственное развитие Обломовых тоже, разумеется,
направляется их внешним положением. Как в первый
раз они взглянут на жизнь навыворот, так уж потом до
конца дней своих не могут достигнуть разумного пони-
мания своих отношений к миру и к людям. С детства
укоренившееся воззрение всё-таки удержится где-ни-
будь в уголку и беспрестанно выглядывает оттуда, ме-
шая всем новым понятиям и не допуская их уложиться
на дно души. И делается в голове какой-то хаос: иной раз
человеку и решимость придёт сделать что-нибудь, да не
знает он, что ему начать, куда обратиться.
И не мудрено: нормальный человек всегда хочет толь-
ко того, что может сделать; зато он немедленно и делает
всё, что захочет. А Обломов, он не привык делать что-ни-
будь, следовательно, не может хорошенько определить,
что он может сделать и чего нет, — следовательно, не
может и серьёзно, деятельно захотеть чего-нибудь.
(По Н. А. Добролюбову.)
Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда про-
ворно выбежали две красивые девки-прислужницы.
Светлица была убрана во вкусе времени, о котором
живые намёки остались только в песнях да народных ду-
мах, уже не поющихся более на Украине бородатыми
старцами-слепцами; во вкусе того бранного, трудного
времени, когда начались разыгрываться схватки и бит-
вы на Украине.
Всё было чисто вымазано цветной глиной. На сте-
нах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья,
хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на
коня и путы с серебряными бляхами. Окна были малень-
кие, с круглыми тусклыми стёклами, которые встреча-
ются ныне только в старинных церквах. Вокруг окон и
дверей были украшения из дерева. На полках по углам
стояла разная утварь: кувшины, бутылки и фляжки зе-
лёного и синего стекла, разные серебряные кубки, позо-
лоченные чарки всякой работы: венецианской, турец-
кой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими
путями через третьи и четвёртые руки, что было весьма
обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи
вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в па-
радном углу; широкая печь с запечьями, уступами и вы-
ступами, покрытая пёстрыми изразцами, — всё это было
очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим
каждый год на каникулярное время. (По Н. В. Гоголю.)
Базаров с Аркадием уезжали на другой день. С утра
уже всё в доме приуныло: у Анфисушки посуда из рук
валилась, даже Федька недоумевал и кончил тем, что
снял сапоги. Василий Иванович суетился больше, чем
когда-либо: он, видимо, храбрился, громко говорил и
стучал ногами, но лицо его осунулось, и взгляды посто-
янно скользили мимо сына. Арина Власьевна плакала,
она совсем растерялась и не совладала бы с собой, если
бы муж рано утром целые два часа её не уговаривал.
Когда же Базаров после неоднократных обещаний
вернуться никак не позже месяца вырвался, наконец, из
удерживавших его объятий и сел в тарантас, когда лоша-
ди тронулись, и колокольчик зазвенел, и колёса заверте-
лись, и вот уж глядеть вслед было незачем, и пыль улег-
лась, и Тимофеич, весь сгорбленный и шатаясь на ходу,
поплёлся назад, в свою каморку, когда старички остались
одни в своём, тоже как будто подряхлевшем доме, — Васи-
лий Иванович, ещё за несколько мгновений молодцевато
махавший платком на крыльце, опустился на стул и уро-
нил голову на грудь. «Бросил, бросил нас, — залепетал
он, — бросил, скучно ему стало с нами. Один, как перст,
теперь один!» — повторил он несколько раз и каждый
раз выносил вперёд свою руку с отделённым указатель-
ным пальцем. (По И. С. Тургеневу.)
Стояла тяжёлая июльская жара. Не остывшие после
душной ночи камни улиц, домов и железо крыш отдава-
ли своё тепло в неподвижный воздух. Поднимавшийся
изредка ветер приносил откуда-то издалека запах масля-
ной краски. Народу на улицах почти не было, а те, кто
были, старались идти в тени домов. Только мрачные по-
лицейские, уныло переминаясь, стояли посреди улиц, да
конки, запряжённые лошадьми, звеня, прокатывались
вверх и вниз.
В остроге шла усиленная работа по сдаче и приёмке
отправляемых арестантов. В отправлявшейся партии
было семьсот шестнадцать мужчин и восемьдесят пять
женщин.
«Да что же это, конца не будет! — говорил конвойный
начальник. — Откуда вы их набрали столько?» — «Ну,
что стали? Подходи!» — крикнул конвойный на ещё не
проверенных смотрителем арестантов.
В полдень за воротами послышалось бряцанье цепей,
начальственные голоса, покашливание и негромкий говор
большой толпы. С громом отворились ворота, и парами
стали выходить арестанты, волоча связанные цепями но-
ги. Когда арестантов вновь пересчитали, конвойный офи-
цер скомандовал: «Партия, марш!» Солдаты брякнули
ружьями, арестанты, сняв шапки, стали креститься, и
партия, окружённая конвойными, тронулась, подымая
пыль закованными в цепи ногами. (По Л. Н. Толстому.)
Пехотные полки, застигнутые врасплох, выбегали из
леса, и, смешиваясь друг с другом, роты уходили враз-
бивку беспорядочными толпами. Один солдат на ходу
в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное
слово «отрезали», и вслед за тем слово вместе с чувством
страха сообщилось всей массе.
— Обошли! Отрезали! Пропали! — кричали вполови-
ну приглушённые артиллерийскими раскатами голоса
бегущих.
Полковой командир в ту самую минуту, как он услы-
хал нараставшую стрельбу и крик сзади, понял, что слу-
чилось что-нибудь ужасное с его полком, и, позабыв про
опасность и чувство самосохранения, поскакал к полку
под градом пуль. Он желал одного: исправить во что бы
то ни стало ошибку, чтобы не быть виновным ему, ни
в чём не замеченному, примерному офицеру.
Счастливо проскакав между французами, он подска-
кал к некошеному лугу за лесом, через который бежали
наши и, не слушаясь команды, спускались под гору.
Несмотря на отчаянный крик поравнявшегося с ними
полкового командира, несмотря на его разъярённое, баг-
ровое от жары лицо и махание шпагой, солдаты всё бе-
жали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали
команды.
Генерал оглянулся в отчаянии. Адъютант, с простре-
ленным навылет плечом, раненный в руку, с разбегу ос-
тановил лошадь и стоял как вкопанный. На его загоре-
лом, обветренном лице был написан ужас. Всё казалось
потерянным.
Но в эту минуту французы, наступавшие на наших,
вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись,
и, сомкнувшись, в лесу показались русские стрелки. Это
была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась
в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атакова-
ла французов.
Бегущие возвратились, батальоны собрались, и фран-
цузы, разделившие было на две части войска левого
фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные
части успели соединиться, и беглецы остановились.
(По Л. Н. Толстому.)
Часть 3
СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Раздел 1
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Многозначность слова
295. Прочитайте предложения: I — укажите значения
существительного земля; II — проследите, как различные
значения слова земля использованы в тексте.
I. 1. Земля движется вокруг Солнца. 2. После многих
дней плавания вахтенный матрос увидел наконец землю.
3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие
урожаи. 4. При посадке некоторых пород плодовых де-
ревьев землю смешивают с песком и глиной. 5. С детства
он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие зем-
ли. 6. За тем лесом простирается пахотная земля.
II. 1. Мятежники в избах, подверженных выстрелам,
поделали двойные стены, засыпав промежуток зем-
лёю. (П.) 2. Земли мало у крестьян. (Т.) 3. Бешено ки-
даясь на берега, море оставляет рыб, ракушки и уносит
песок, землю и прочее. (Гонч.) 4. И сколько вообще
обидного на земле, чего вовсе не нужно! (М. Г.) 5. После
Батыева нашествия отшумела слава Киева. Русская зем-
ля стала расти вокруг Москвы. (А. Т.) 6. Длинные тени
скользят по земле. (С.-М.) 7. Виктору нетерпеливо хо-
телось в шахту, или, как он теперь говорил, под
землю. (Горб.) 8. Тут он заметил, что окоп рядом засы-
пан свежей землёй. (Сим.) 9. По времени должен был
уже показаться Сахалин, но никакой земли поблизости
не было. (Чак.) 10. От Земли до Солнца около 150 мил-
лионов километров.
296. Прочитайте предложения: I — укажите значения
прилагательного тяжёлый; II — проследите, как различ-
ные значения слова тяжёлый использованы в тексте.
I. 1. Носильщик с трудом поднял тяжёлый чемодан.
2. После смерти родителей на долю старшего брата выпа-
ла тяжёлая обязанность воспитывать маленькую сест-
рёнку. 3. Сзади нас слышались чьи-то тяжёлые шаги.
4. Трудно сладить с человеком, у которого тяжёлый ха-
рактер. 5. За тяжёлое преступление полагается и тяжё-
лое наказание. 6. Рана оказалась весьма тяжёлой. 7. Вся
местность кругом после пожара представляла собой
тяжёлое зрелище. 8. К месту боя торопились тяжёлые
танки.
П. 1. Человек он был тяжёлый, его не любили. (Герц.)
2. Тяжёлая, одинокая слеза скатилась по его щеке. (Т.)
3. Это был красивый брюнет с выразительными, хотя
несколько тяжёлыми чертами лица. (Т.) 4. Тяжёлые
русые косы упали на смуглую грудь. (Н.) 5. История
всегда казалась мне самым скучным, тяжёлым пред-
метом. (Л. Т.) 6. Старуха возвращалась тяжёлою по-
ступью, так что ступени чёрного крыльца скрипели под
её шагами. (Усп.) 7. Моё появление в комнатах, очевид-
но, прервало какую-то тяжёлую семейную сцену. (Тел.)
8. Тяжёлая железная дверь с визгом отворилась. (Гл.)
9. И голова постоянно кружится, и в сердце болит,
по утрам тяжёлая, мутная тошнота. (Вер.) 10. Оскорбле-
ние тяжёлое, и общество офицеров постановляет поеди-
нок. (Купр.) 11. Полёт птиц был какой-то тяжёлый: они
часто махали крыльями. (Аре.) 12. Воздух был тяжё-
лый, спёртый. (Н.-П.) 13. Чёрным, густым мраком
закутались равнины; над болотом — тяжёлый седой ту-
ман. (Фурм.) 14. В хирургии самое ничтожное упущение
может повлечь за собой тяжёлые осложнения для боль-
ного. (Пан.) 15. Её отрочество было тяжёлым и полным
испытаний. (Кетпл.) 16. В бой включилась тяжелая ар-
тиллерия.
297. Прочитайте предложения: I — укажите значения
глагола идти; II — проследите, как различные значения
слова идти использованы в тексте.
I. 1. Последний рейсовый автобус уже ушёл. 2. Обыч-
но в это время года лёд уже идёт по реке. 3. Если урок
сделал, можешь идти гулять. 4. Мы уверенно идём к на-
меченной цели. 5. Не всегда можно идти против воли
большинства. 6. Письма, отправленные авиапочтой, идут
очень быстро. 7. После починки мои часы идут хорошо.
8. Не успели кончиться морозы, как уже идёт весна.
9. Целый день сегодня идёт дождь. 10. Речь идёт о новых
кинофильмах. 11. Дорога долго идёт лесом. 12. Из раны
всё ещё идёт кровь. 13. В ответ на ход белых чёрные идут
конём. 14. На это платье идёт три метра ткани. 15. Вам
очень идёт новая шляпа. 16. В театре сегодня идёт новый
спектакль. 17. Готовые изделия идут в продажу. 18. По-
ловодье кончилось, вода идёт на убыль.
II. 1. Флот в море, идёт к Николаеву на всех пару-
сах. (Тр.) 2. Тоска. Так день за днём идёт в уеди-
ненье! (П.) 3. Ба! Да здесь попойка идёт; будет чем
поживиться. (П.) 4. Как на беду, ни один извозчик не
показывался на улице, и он должен был идти пеш-
ком. (Г.) 5. Далеко от Украинского края идут рядами
высоковерхие горы. (Г.) 6. Иной раз казалось ему, что
он уже с месяц лежит; в другой раз — что всё тот же день
идёт. (Д.) 7. Жизнь Ивана Ильича продолжала идти
так, как он считал, что она должна была идти: приятно и
прилично. (Л. Т.) 8. Всё идёт к лучшему: без этой
веры — беда человеку! (Спганк.) 9. На конопляное семя
лучше всего идёт птица! (Пис.) 10. Сплошной стеной
идёт рыба в известные периоды времени. (Усп.) 11. Моя
работа идёт вяло. (Гарш.) 12. По реке Чусовой с ранней
весны до поздней осени сплавлялись заводские и ку-
печеские караваны, а нынче грузы идут железным
путём. (М.-С.) 13. «Поезд идёт!» — сказала Варя. (Ч.)
14. По жалким кожаным тряпочкам можно было судить
о её [брички] ветхости и готовности идти в слом. (Ч.)
15. Про него идёт слух, что он в прошлом году приказчи-
ка своего убил из-за жены. (М. Г,) 16. От железной печ-
ки идёт лёгкое тепло. (Купр.) 17. По моей бы силе мне
лес рубить надо или в бурлаки идти. (Гл.) 18. «Вы ране-
ны! Кровь идёт!» — крикнул обеспокоенный другой офи-
цер. (С.-Ц.) 19. Костя, скажите вы, ну, разве идёт Ма-
ше эта голубенькая кофточка? (Вер.) 20. Зимние шкур-
ки козули идут на устройство спальных мешков. (Аре.)
21. ...Не замечали, что время идёт, что уже три часа
пополудни. (С.-Ц.) 22. Мы идём теперь над Атланти-
кой. (Пере.) 23. Завтра иду на вечеринку, если хочешь —
пойдём со мной. (Ар.)
298. Прочитайте словосочетания. Укажите, где прила-
гательные употреблены в прямом, а где — в переносном
значении.
1. Высокое мнение, высокий порыв, высокий слог,
высокий холм, высокая честь.
2. Глух к просьбам, глухая осень, глухая стена, глу-
хое волнение, глухое место, глухое недовольство, глухой
мальчик.
3. Горячая беседа, горячая лошадь, горячее участие,
горячий спор, горячий суп.
4. Железная дисциплина, железная руда, железная
стружка, железное здоровье, железный характер.
5. Заячий мех, заячьи следы, заячья душа, заячья на-
тура, заячья шубка.
6. Золотое кольцо, золотое сердце, золотые дни детст-
ва, золотые руки, золотые слова.
7. Свежая мысль, свежие краски на картине, свежие
новости, свежие силы, свежие фрукты, свежий номер га-
зеты.
8. Тонкая тетрадь, тонкая шутка, тонкие пальцы,
тонкий намёк, тонкий слух, тонкое наблюдение.
9. Холодная душа, холодная красота, холодное впе-
чатление, холодное сердце, холодные краски, холодные
отношения, холодный ответ, холодный чай.
10. Угловатое лицо, угловатые движения, угловатые
плечи, угловатый жест, угловатый камень, угловатый
человек.
Синонимы, антонимы, омонимы
299. Прочитайте предложения. Найдите в них синони-
мы: 1 — существительного спор; II — прилагательного
смелый; 111 — глагола горевать; VI — глагола защищать.
I. 1. Николай сам увлёкся спором о том, вытеснит ли
атомная энергия электрическую. (Кетл.) 2. Земские
собрания с речами и дебатами всегда привлекали массу
публики. (Скит.) 3. В среде писателей Франции жарко
разгорается полемика по вопросу о том, как надобно
писать. (М. Г.) 4. «Однако будет, господа, толковать о пус-
тяках, — остановил эти препирательства Майзель. — При-
ступимте к делу». (М.-С.) 5. Обед начался с родственных
пререканий. (С.-Щ.) 6. Считаю вопрос исчерпанным и пре-
кращаю бесцельное словопрение. (Степ.) 7. Дискуссия
завершилась, не успев развернуться. 8. Литературный
диспут придётся отложить. 9. Председатель уговаривал
собравшихся прекратить излишние прения по незначи-
тельным вопросам.
II. 1. Никита был смелый мальчик. (А. Т.) 2. Отваж-
ные, грубые лица матросов были возбуждены. (Фед.)
3. Хаджи бесстрашный не садился ни разу даром на
коня. (Л.) 4. Это был герой, решительный, неустраши-
мый человек. (Ч.) 5. Его гордый, безбоязненный вид не-
вольно внушал к нему уважение. (Кор.) 6. Он был храбр
и хороню знал... когда командиру для решающего хода
нужно пошутить со смертью. (А. Т.)
III. 1. Ольховцы долго толпились вокруг пожарища и
сокрушались: «Пропал хлебушко!» (Буб.) 2. ...Под этот
вальс грустили мы, когда подруги нет. (Исак.) 3. Я уже
стар и не гожусь для борьбы. Я только скорблю
душевно. (Ч.) 4. Елена долго тосковала и долго по ночам
заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати. (Т.)
5. Пускай потерпят, всё будет — корова, лошадёнка, земли-
ца; пусть не тужат. (Сер.) 6. Валя печалилась, когда ка-
кому-нибудь раненому становилось хуже. (Ш.-С.)
IV. 1. Я всегда должен быть при вас, чтобы оберегать
ваш покой. (Остр.) 2. Русский народ встал насмерть,
обороняя свободу, жизнь и великое будущее отечества
нашего. (А. Т.) 3. Он выступал осторожно, но решитель-
но, ограждая себя от возможных нападок. (Буб.) 4. Долг
наш — удерживать крепость до последнего. 5. Погранич-
ные войска призваны охранять нерушимость рубежей на-
шей страны. 6. Он хорошо умел отстаивать свои взгляды.
300. Прочитайте слова. В каждом синонимическом
ряду расположите слова по мере усиления признака.
1. Большой, гигантский, громадный, исполинский,
колоссальный, огромный.
2. Карликовый, крошечный, маленький, микроско-
пический, миниатюрный, небольшой.
3. Быстро, вмиг, в мгновение ока, в минуту, мгновен-
но, моментально.
4. Беспокойство, волнение, тревога.
б. Безобразный, невзрачный, неказистый, некраси-
вый, непривлекательный, уродливый.
6. Беда, бедствие, катастрофа, несчастье.
7. Отворить, раскрыть, распахнуть.
301. Прочитайте слова, В каждом синонимическом ря-
ду отметьте слова книжные, нейтральные, разговорные,
просторечные.
1. Беседовать, болтать, говорить, калякать, разгова-
ривать, толковать.
2. Извести, издержать, израсходовать, истратить, про-
мотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжи-
рить, растратить, убухать, ухлопать.
3. Выжить из ума, обезуметь, помешаться, рехнуться,
свихнуться, сойти с ума, спятить, тронуться.
4. Вселенная, космос, мир, свет.
5. Возмездие, кара, наказание.
302. Прочитайте предложения. В каждой части задания
(I—V) укажите смысловое или стилистическое различие
между выделенными синонимами.
I. 1. Хотел просить воды, но высохший язык едва
шевелился. (Ч.) 2. Тени казнённых товарищей вставали
перед моими глазами и, казалось, взывали ко мне об
отмщении. (Мор.) 3. «Дедка, возьми...» — клянчил Ар-
тёмка. Он так горячо просился, что дед Фишка решил
взять его с собой. (Марк.) 4. Слышно, как в темноте,
надрываясь, кричит и молит кто-то о помощи. (Сер.)
5. Ещё раз умоляю вас, не тратьте на меня столько
денег. (Д.) 6. Я ходатайствую об утверждении этого
соглашения. (Фурм.)
II. 1. В период летних дождей вода, стекающая с
окрестных гор, переполняет реку и разливается по бере-
гам. (Аре.) 2. Они мечтали о золотом веке мира. (Леон.)
3. Во времена Екатерины слава русского флота прогре-
мела на Чёрном море. (А. Т.) 4. Быков рассказывал ему
о людях минувшей поры — о первых русских лётчиках.
(Саян.) 5. Наступает эпоха угрызений. (С.-Щ.) 6. Ведь
тут претензии на новые формы, на новую эру в искус-
стве. (Ч.)
III. 1. Знаменитая певица пела второй раз. (Л. Т.)
2. Как и на других фронтах, здесь есть знаменитые,
выдающиеся люди. (Фад.) 3. Лаптев знал фамилии всех
известных художников. (Ч.) 4. Славные мастера из
Голландии и Англии строили на Свири двадцатипушеч-
ные фрегаты. (А. Т.)
IV. 1. Прежде чем сесть за стол, он попробовал не-
сколько стульев, прочны ли. (Ч.) 2. Птичка божия не
знает ни заботы, ни труда, хлопотливо не свивает долго-
вечного гнезда. (П.) 3. Порой разводья затягивались мо-
лодым льдом, настолько крепким, что он выдерживал
тяжесть человека. (Бад.) 4. Хороший хозяин Опана-
сенко, и запоры у него надёжные, крепкие. (В. П.)
5. Черемшановцы — народ основательный, с устойчивы-
ми нравами. (Сл.) 6. Незыблемая вера в победу вооду-
шевляла наших солдат на борьбу с фашистскими окку-
пантами. 7. Решительное, твёрдое слово командира рас-
сеяло все сомнения бойцов.
V. 1. По природе стыдливая и робкая, она досадовала
на свою застенчивость. (Т.,} 2. Влас мужичок смирен-
ный, боязливый. (С.-Щ.) 3. Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной, не этой девочкой несмелой,
влюблённой, бедной и простой... (П.) 4. Однако о себе
скажу, что не труслива. (Гр.)
303. К данным словам подберите синонимы.
1. Блестеть, бросать, бояться, хотеть.
2. Врач, одежда, труд, холод.
3. Горячий, жестокий, интересный, красивый.
304. К каждому из данных прилагательных-синонимов
подберите определяемое существительное.
1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный.
(Взгляд, доклад, молчание, одиночество, отсутст-
вие, пауза, переписка, перерыв, песня, разлука.)
2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий.
(Беседа, будни, звук, ночь, нрав, переулок, плач, пого-
да, поклон, походка, свидетель, смех, стук, тишина.)
3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий.
(Выходка, замечание, критика, намёк, насмешка,
обращение, окрик, ответ, правда, предложение, равно-
душие, слова, смех, сравнение, упрёк.)
4. Заграничный, зарубежный, иностранный.
(Валюта, делегация, изделия, командировка, обору-
дование, пароход, паспорт, печать, подданный, поезд-
ка, происхождение, страны, языки.)
305. К данному существительному найдите в синони-
мическом ряду определение.
1. Почерк — определённый, разборчивый, чёткий,
ясный.
2. Поток — быстрый, поспешный, скорый, стреми-
тельный.
3. Документ — секретный, скрытый, тайный.
4. Смысл — действительный, настоящий, подлинный,
реальный.
306. Образуйте слововочетания из данных прилага-
тельных-синонимов и существительных.
1. Грузный, полный, пух- Губы, книга, тело, фигура,
лый, толстый тучный. человек, щёки.
2. Влажный, мокрый, про- Бельё, воздух, земля, кли-
мозглый, сырой. мат, листва, осень, погода,
подвал, трава, сырость.
3. Горячий, жаркий, жгу- Воздух, железо, камни,
чий, знойный, раскалён- климат, кофе, луч, огонь,
ный. печь, погода, полдень, солн-
це, спор, степь, страны.
307. Образуйте словосочетания из существительных-
синонимов, данных слева, и слов, данных справа.
1. Имя, кличка, название, Кинофильм, произведение,
наименование, прозвище.
2. Доля, доза, порция,
часть.
3. Вереница, ряд, цепь,
шеренга.
собака, товары, улица, уче-
ник, человек.
Деньги, долг, дом, истина,
котлеты, лекарство, моро-
женое, наследство, сутки,
ученики.
Автомашины, дикие гуси,
ошибки, рассуждения, са-
ни, события, солдаты,
холмы.
308. Дополните предложение словами из синонимиче-
ского ряда, приводимого в скобках.
1. На ... день началось обсуждение всех ... дел. (Буду-
щий, грядущий, наступающий, предстоящий, следую-
щий.) 2. Самым... событием дня был момент, когда
гостей стали катать на тройке... серых лошадей. (Ве-
ликолепный, замечательный, прекрасный, хороший.)
3. Ноябрьский день с утра был... но потом с севера
подул ... ветер, и, казалось, сразу наступила зима. (Ле-
дяной, морозный, прохладный, холодный.) 4. По ино-
странному акценту и восточным ... можно было сразу
узнать индусов, среди которых только часть была
в европейских .... (Костюм, наряд, одежда, одеяние,
платье.) 5. Выражение испуга и почти детской ... видне-
лось на лице больного, упавшего в ... на постель. (Беспо-
мощность, бессилие, слабость.)
309. Составьте предложения, в каждом из которых был
бы использован один из синонимов: старый, старинный,
давний, ветхий, древний. Различие между ними так объ-
яснено у Д. И. Фонвизина: «Старо то, что давно было но-
во; старинным называется то, что ведется издавна. Дав-
но то, чему много времени прошло. В настоящем употреб-
лении ветхим называется то, что от старости истлело или
обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших
веках... Старый человек обыкновенно любит вспоминать
давние происшествия и рассказывать о старинных обы-
чаях, а если он скуп, то в сундуках его найдешь много вет-
хого... Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в
древние времена».
310. Составьте предложения с каждым из данных сино-
нимов.
1. Аккуратный, опрятный, чистоплотный.
2. Безбрежный, безграничный, бесконечный, бес-
крайний, беспредельный, необозримый, необъятный.
3. Бесполезный, излишний, напрасный, тщетный.
4. Близкий, ближний, близлежащий, смежный, со-
седний.
5. Прилежный, работящий, старательный, трудолю-
бивый, усердный.
6. Битва, бой, сражение, сеча.
7. Воодушевление, пафос, подъём, увлечение, энту-
зиазм.
8. Броситься, рвануться, кинуться, метнуться, ри-
нуться, устремиться.
9. Владеть, иметь, обладать.
10. Возникать, зарождаться, начинаться, появляться.
11. Пользоваться, применять, употреблять.
12. Повиноваться, подчиняться, покоряться, слу-
шаться.
13. Провожать, следовать, сопровождать, сопутст-
вовать.
311. Составьте предложения с прямой речью, исполь-
зуя в словах автора данные глаголы и словосочетания.
Возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, гово-
рить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, на-
чать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, об-
ратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать,
попросить, пояснить, прервать, продолжать, промол-
вить, прошептать, рассказать, сказать, согласиться,
спросить.
312. Напишите сочинение о творчестве вашего люби-
мого писателя. Используйте данные глаголы-синонимы.
Вывести, изобразить, обрисовать, описать, предста-
вить, охарактеризовать.
313. Исправьте предложения, используя синонимы.
1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Про-
ходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пасса-
жирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Тёмная глуби-
на тёмного леса пугала детей, которые в темноте потеря-
ли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили
заданное задание. 5. Следует отметить в работе следую-
щий недостаток: тема получила недостаточно полное
раскрытие. 6. Чистое помещение новой школы произво-
дило своей чистотой приятное впечатление. 7. Среди пуг-
ливых животных больше всего выделяются в этом отно-
шении пугливые серны и пугливый заяц. 8. С грохотом и
шумом едут трамваи; плавно один за другим на мягких
шинах едут легковые автомобили; едут автобусы, тяже-
ло покачиваясь из стороны в сторону. 9. Грохотавшие
орудия оглушали своим грохотом. 10. Не без труда уда-
лось преодолеть трудности и затруднения. 11. Огонь
перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь
охвачен огнём. 12. Блестящие рельсы тянутся куда-то
вдаль, тянутся вдоль полотна телеграфные столбы, бес-
конечной линией тянутся провода. 13. Обширные залы
обширного здания выставки были заполнены экспоната-
ми. 14. Робкий мальчик своей робостью резко отличался
от своих товарищей, которые нередко смеялись над его
робостью. 15. Все работали напряжённо, выполняя сроч-
ную работу.
314. Отредактируйте текст: устраните повторение слов.
А. С. Пушкин родился в 1799 году. Родители Пушки-
на была дворяне. Сначала Пушкин воспитывался дома
под руководством домашних учителей, потом Пушкина
определили в Царскосельский лицей. Писать стихи
Пушкин начал ещё ребёнком. Окончив лицей, Пушкин
поступил на государственную службу. Вскоре за эпи-
граммы Пушкина сослали, а затем Пушкин был отправ-
лен в деревню под надзор полиции. Имя Пушкина из-
вестно каждому грамотному человеку в нашей стране,
широко известно имя Пушкина и за пределами нашей
страны.
315. Прочитайте предложения. Укажите в них антонимы.
1. Я царь — я раб, я червь — я бог. (Держ.) 2. Сам
толст, его артисты тощи. (Гр.) 3. Дома новы, но предрас-
судки стары. (Гр.) 4. Твой взор насмешлив и ужасен, ты
безобразен, он прекрасен. (П.) 5. Ты богат, я очень бе-
ден. Ты прозаик — я поэт. (П.) 6. Мне грустно потому,
что весело тебе. (Л.) 7. И ненавидим мы, и любим мы слу-
чайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (Л.) 8. Была
без радостей любовь — разлука будет без печали. (Л.)
9. День цветём, неделю вянем. (М. Г.) 10. Ученье —
свет, неученье — тьма. (Поел.) 11. Готовь сани летом, а
телегу зимой. (Поел.) 12. Сытый голодного не разу-
меет. (Поел.) 13. Худой мир лучше доброй ссоры. (Поел.)
14. Мягко стелет, да жёстко спать. (Поел.) 15. Кто мно-
го говорит, тот мало делает. (Поел.)
316. С данными прилагательными составьте словосо-
четания, а затем подберите к ним антонимы. При выборе
антонимов учтите возможность многозначности слова.
Образец: низкий дом — высокий дом; низкий
поступок — благородный поступок; низкая цель — воз-
вышенная цель.
Близкий, богатый, больной, босой, гнилой, дерзкий,
детский, добрый, дорогой, дружеский, косой, крутой,
лучший, мелкий, молчаливый, мягкий, низший, ост-
рый, просторный, ранний, сладкий, слепой, тихий, уп-
рямый, хрупкий.
317. К данным словам подберите антонимы.
1. Бодрствовать, волновать, любить, разрушать,
ругать.
2. Война, награда, радость, слава, трусость.
3. Внутри, всегда, много, небрежно, раньше.
318. К выделенным словам в первой части задания (I)
найдите омонимы во второй части (II). Объясните значения
омонимов.
О б р а з е ц : коса1 — 'сельскохозяйственное орудие';
коса2— 'вид женской прически'; коса3— 'узкая полоса
земли, идущая от берега'.
I. 1. Закинув голову, он увидел невысоко над собой
балку потолка. (Кат.) 2. Люблю тебя, Петра творенье,
люблю твой строгий, стройный вид. (П.) 3. За границей
пробыл я, как я уже имел удовольствие вам донести, три
года. (Т.) 4. Вход в нишу заставили ширмой. (Чак.)
5. Через несколько минут они мчались по улице, взды-
мая жаркие клубы пыли. (Фад.) 6. Мир! Всеми владела
одна мысль, одно ощущение: война окончена. (Павл.)
7. Море тоже принимало участие в образовании этой по-
лосы земли. (Аре.) 8. Походит-походит Кондратий Три-
фоныч и остановится. (С.-Щ.) 9. «Музыка» с ударением
на втором слоге было принятым в дни Пушкина произно-
шением. (Бр.) 10. Проиграв восемь тактов, музыканты
вдруг опустили свои инструменты. (Купр.)
П. 1. Екатерину Ивановну в её комнате причёсывал
парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный
вечер. (Ч.) 2. Каждое человеческое дело успешно идёт
только тогда, когда руководится умом и знанием; а ум
развивается образованием. (Черн.) 3. Марья взяла со
стола пустую чашку, но не донесла её благополучно до
печи. (Ч.) 4. Утром беглецы выбрали место для отдыха
в глухой лесной балке, у ручья. (А. Т.) 5. Почему бы вам не
заняться журналистикой? У вас есть слог, есть прекрасные
мысли. (М. Г.) 6. Кабан, обитающий в Уссурийском
крае, — вид, близкий к японской дикой свинье. (Аре.)
7. Адъютант на длинных ногах старался во всём похо-
дить на генерала. (Фад.) 8. С тактом-, присущим прос-
тым и добрым людям, Звягинцев замолчал, вздыхая и
неловко переминаясь с ноги на ногу. (Ш.) 9. Райского
окружили сверстники, заставили его играть. (Гонч.)
10. Произведения Ф. М. Достоевского переведены на
многие языки мира.
319. К данным словам подберите омонимы. Составьте
предложения и с данными словами, и с их омонимами.
Брак, горн, доложить, завод, залог, запустить, карь-
ер, край, кулак, мотив, настоять, полка, свет, следствие,
стан.
Значение слов и выражений
320. Выясните по толковому словарю русского языка
различия в значении близко звучащих или однокоренных
слов, образующих данные ряды. Составьте с этими слова-
ми словосочетания.
Вёрткий — вертлявый; водный — водяной — водянис-
тый; глиняный — глинистый; дворовый — придворный;
земляной — земельный — землистый; искусный — искус-
ственный; костяной — костлявый — костистый; крепост-
ной — крепостник; кровный — кровяной — кровавый;
лебединый — лебяжий; невежа — невежда; объёмный —
объёмистый; одеть — надеть; понятный — понятливый;
поступок — проступок; представить — предоставить;
ребяческий — ребячливый; световой — светильный; сми-
риться — примириться; уплатить — оплатить; усвоить —
освоить; усложнить — осложнить; человечный — челове-
ческий — человечий; шумный — шумовой — шумливый.
321. Укажите значения данных устойчивых выражений.
Образуйте с этими выражениями предложения.
1. Без году неделя; без задних ног; белая ворона; бе-
лыми нитками шито; беречь как зеницу ока; битый час;
бить баклуши; бить ключом; брать быка за рога; брать
себя в руки; браться за ум; бросать камешки в чей-нибудь
огород; бросать слова на ветер; быть на дружеской ноге
с кем-нибудь; быть на ножах с кем-нибудь,
2. В мутной воде рыбу (рыбку) ловить; в пух и прах;
валить всё в одну кучу; вариться в собственном соку;
вбить себе в голову; вернуть с лихвой; вешать нос; взять
голыми руками; витать в облаках; вогнать в краску; во-
дить за нос; водой не разольёшь; волк в овечьей шкуре;
волки сыты и овцы целы; волком смотреть; ворон счи-
тать; вот где собака зарыта; все в один голос; всеми прав-
дами и неправдами; встречный и поперечный; втавлять
палки в колёса; выбить из колеи; вывести на чистую во-
ду; выеденного яйца не стоит; выйти боком; выйти су-
хим из воды; выкидывать фокусы; выкинуть номе<