Нормы русского литературного языка
ДОКУМЕНТНАЯ ЛИНГВИСТИКА
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие №1
НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
1. Прочитайте. Составьте необходимый вам краткий конспект.
Языковая норма — это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Типы норм. В зависимости от того, к какому уровню языка относится конкретная норма, различают следующие типы норм. Орфоэпические нормы (нормы произношения) охватывают собственно произношение и нормы словесного ударения.
Эти нормы связаны с фонетическим уровнем языка. Лексические нормы (нормы словоупотребления) связаны с осмыслением правильности, точности, уместности слова в контексте и тексте.
Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) регламентируют выбор нужных грамматических форм слов или грамматических конструкций. Эти нормы связаны с морфологическим и синтаксическим уровнями языка и опираются на их систематику.
Нормы русского литературного языка для устной и письменной речи:
- лексические нормы – правильное словоупотребление;
- морфологические нормы – правильное формообразование;
-синтаксические нормы – правильное употребление грамматических конструкций;
- стилистические нормы – правильное использование языка в разных ситуациях и сферах общения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выполните упражнения.
1. Поставьте ударение в существительных, стоящих в име-нительном падеже множественного числа:
1) приз — призы, 2) тыл — тылы, 3) шкаф — шкафы, 4) торт — торты, 5) сторона — стороны .
2. Образуйте от данных существительных форму множе-ственного числа и расставьте ударение. Укажите возможные варианты:
1) инспектор, 2) корпус, 3) отпуск, 4) порт, 5) профессор, 6) шофер, 7) слесарь, 8) паспорт, 9) бухгалтер, 10) инженер ,
11) договор, 12) тон, 13) тормоз, 14) пропуск.
3. Объедините слова с твердым согласным перед буквой Е в одну группу, а с мягким согласным — в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произношения согласного:
академия, адекватный, бактерия, бутерброд, вундеркинд, гипо-теза, депо, детектив, идентичный, интеллект, контекст, модель, партер, патент, стратегия, тент, террор, тест, шедевр, экземпляр.
4. Выберите нормативный вариант. Укажите возможные варианты:
1) константировать / констатировать, беспрецедентный / беспренцендентный
Отраслей / отраслЕй, дОлжностей / должностЕй, плОскостей плоскостЕй;
3) нАлит / налИт, прИнята / принЯта / принятА;
заклЮчены / заключенЫ, отОбрана / отобранА;
4) дОсыта / досЫта, зАвидно / завИдно, дОбела/ добелА;
5) кУхонный / кухОнный, кЕдровый / кедрОвый;
6) исчЕрпать / исчерпАть, облЕгчить / облегчИть, нАчать / начАть, блокИровать / блокировАть.
5. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой. Укажите возможные варианты:
в отраслях; возбуждено (дело); диспансер; догмат; договор; до-суг; заговор; задолго; звонит; издавна; исчерпать; каталог; каучук; квартал; кедровый; маркетинг; металлургия; назло; намерение; не-движимость; обеспечение; облегчить; отзыв (депутата); отзыв (на рукопись); откупорить; отчасти; (работа) начата; свекла; созво-нимся; сосредоточение; столяр; уведомить; углубить; феномен; ходатайство; христианин.
6. Объясните значения слов с разными ударениями:
Атлас — атлАс, вИдение — видЕние, клУбы — клубЫ, острО-та — остротА, лАвровый — лаврОвый, харАктерный — характЕр-ный, забронИровать — забронировАть, в срЕду — в средУ, крУ-гом — кругОм.
Практическое занятие №2
Морфологические нормы
1. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:
2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите слова, имеющие варианты:
1) директор, 2) архитектор, 3) компрессор, 4) сорт, 5) рапорт, 6) слесарь, 7) корм, 8) ордер, 9) сектор, 10) штемпель, 11) вектор, 12) диспетчер, 13) редактор, 14) табель, 15) квартал.
3. Отметьте слова, имеющие окончание -ов в форме роди-тельного падежа множественного числа:
1) рельсы, 2) гектары, 3) партизаны, 4) яблоки, 5) ботинки, 6) погоны, 7) амперы, 8) армяне, 9) болгары.
4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:
1) англичане, 2) апельсины, 3) баклажаны, 4) консервы, 5) гу-сары, 6) килограммы, 7) микроны, 8) носки, 9) полотенца, 10) уз-беки.
5. Вставьте пропущенные окончания прилагательных:
1) нов… бра, 2) старинн… рояль, 3) стар… пианино, 4) полн… алиби, 5) целебн… алоэ, 6) лечебн… шампунь, 7) тушен… кольра-би, 8) строг… жюри, 9) куротн… Сочи.
6. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме.
7. Выберите нужную (полную или краткую) форму имени прилагательного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существен-ны, существенные). 2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными) . 3. Изменения графика отпусков (нежелательно, нежелательное). 4. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 5. Новый гимн (торже-ствен, торжественен).
Практическое занятие №3
Синтаксические нормы
5. Озеро Селигер а) расположен
недалеко от Осташкова.
б) расположено
6. Большинство произведений А.И.Куприна
а) заканчивается
трагично.
б) заканчиваются 7. Целый ряд обстоятельств
а) помешали
выполнению поставленной задачи.
б) помешал 8. На покраску дома
а) ушло пять килограммов масляной краски.
9. Полученные продукты разделили на а) две равные
части.
б) две равных 10. Четыре а) рыболовецкие
судна вышли в море.
б) рыболовецких 11. Журнал «Смена»
а) опубликовала
повесть неизвестного писателя.
б) опубликовал 12) Несколько человек
а) оглянулось б) оглянулись.
2. Выберите словосочетания, в которых управление соот-
3. Выберите правильный вариант.
1. Прочитав рукопись, а) я думаю б) мне думается, что она нуждается в доработке.
2. Вспоминая о прошлом, а) он невольно испытывал грусть б) его охватывала грусть.
3. Пользуясь этим прибором, а) расчет производится быстро б) я быстро произвел расчеты.
4. Посоветовавшись с товарищами, а) верное решение было принято б) она приняла верное решение.
4. Найдите ошибки в согласовании и управлении и ис-правьте их.
1. На собрании были высказаны ряд поправок. 2. Половина больных нуждались в особом внимании. 3. В конкурсе участвовали 51 человек. 4. В шкафу висят две теплых шубы. 5. Это чудо-йогурт очень питательный. 6. МВФ приняли на днях важную ре-золюцию. 7. Докладчик подчеркивал о том, что руководство не справилось со своей задачей. 8. В статье описывалось о жизни известного кинорежиссера. 9. Они не понимали о том, что это трагедия.
Практическое занятие №4
Лексические нормы
1. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:
1) | а) реалистическая | б) реалистичная (живопись) |
2) | а) лиричное | б) лирическое (настроение) |
3) | а) скрытое | б) скрытное (намерение) |
4) | а) скрытые | б) скрытные (резервы) |
5) | а) обидчивый | б) обидный (характер) |
6) | а) обидные | б) обидчивые (слова) |
7) | а) сытый | б) сытный (ужин) |
8) | а) дипломатичное | б) дипломатическое (поведение) |
9) | а) демократический | б) демократичный (союз, блок) |
10) | а) бедное | б) бедственное (положение) |
2. Составьте словосочетания с приведенными ниже паро-нимами:
1) оплатить — заплатить, 2) предоставить — представить, 3) одеть — надеть, 4) опасный — опасливый, 5) технический — техничный.
3. Устраните речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.
1. Журналист до сих пор в заключении. Его духовное состоя-ние вызывает тревогу. 2. Эти лидеры хотят играть заглавную роль в предстоящих выборах. 3. Решимость поступков президен-та перестала шокировать общественность. 4. Ситуация углубля-ется тем, что строить точные прогнозы развития событий трудно. 5. Инспектор рассудил неправоту арбитра. 6. Число закоренелых москвичей растет с каждым годом. 7. Во время спора он занял двойную позицию. 8. Оратор дал очень дипломатический ответ на вопрос из зала.
4. Из данных сочетаний выберите правильные:
1) играть значение — играть роль, 2) уделять внимание — уде-лять значение, 3) поднять тост — произнести тост, 4) оказать впе-чатление — произвести впечатление.
5. Устраните тавтологию.
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 4. Это новая кон-струкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. 5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
6. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычерк-ните лишнее слово.
1. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке. 3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал. 4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад. 5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 8. Мимика на ее лице была чрез-вычайно выразительна. 9. Больной был немедленно госпитали-зирован в больницу.
Практическое занятие №5
Типология речевых ошибок
Грамматические ошибки
Контрольные задания
1. Заполните пропуски в формах сказуемого.
А. 1. Ряд симптомов тяжелого заболевания был… выявлен… у пациента еще в прошлом месяце. 2. На экскурсию в Исторический музей поехал… двадцать студентов. 3. Большинство выпускников нашей школы поступил… в университет. 4. Несколько телевизо-ров стоял… упакованными посредине комнаты. 5. Женщина-оператор быстро соединил… меня с абонентом. 6. Молодой пре-подаватель Иванова отлично выступил… на факультетской конфе-ренции. 7. Газета «Коммерсант» обратил… к этой проблеме впер-вые. 8. Миссисипи вышл… из берегов 9. ФРГ заявил… о своей особой позиции по данному опросу. 10. ФСБ запретил… публика-цию секретного доклада. 11. Кресло-кровать стоял… посередине комнаты. 12. Часы-будильник испортил… в первый же день.
13. Музей-квартира поэта открыл… после реставрации.
Б. 1. На конференцию прибыл… двадцать один участник.
2. Ряд специалистов, представляющих ведущие исследовательские центры страны, еще вчера прибыл… в зону бедствия. 3. Тысяча паломников ежегодно посеща… этот монастырь. 4. Русское кре-стьянство в ХIХ веке активно осваивал… новые земли за Уралом.
5. Полгорода остал… без света и газа. 6. С участка собран.. 32 вед-ра картофеля. 7. В забастовке принима… участие 42 авиадиспет-чера. 8. Опытный педагог Наталья Сергеева организовал… в шко-ле биологический кружок. 9. «Известия» уже неоднократно поднимал… эту проблему. 10. Чили расположен… на юго-западе Южной Америки. 11. СМИ России был… представлен… ведущи-ми телеканалами. 12. Бар-дискотека открыт… всю ночь.
2. Найдите грамматические ошибки и исправьте их.
А. 1. Результаты опыта подтверждают о наших предположени-ях. 2. Об этих задачах неоднократно отмечал министр. 3. В очерке журналист описывает о встрече ветеранов. 4. Лектор оперировал с точными фактами. 5. Приведенные примеры говорят за возмож-ность широкого применения нового метода лечения. 6. Летчик-космонавт был удостоен высокой наградой. 7. Благодаря высокого профессионализма работников заказ был выполнен в срок. 8. Во-преки советов врача больной отказался от госпитализации. 9. В журнале опубликована рецензия о премьере спектакля. 10. Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена. 11. По-смотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 12. Все за-висящие меры от нас были приняты для предотвращения ката-строфы. 13. Предложенные к закону поправки существенные. 14. Шекспира следует изучать в школе более глубже. 15. Более четырехста деталей выпустила наша бригада.
Б. 1. Недалеки к истине те политики, которые доказывают о необходимости реформ. 2. Депутаты уделяют внимание на про-блемы шахтеров. 3. Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению матча. 4. В своей речи оратор указал об этих недостатках. 5. За покупки можно оплатить наличными. 6. Правительство понимает о необходимости помочь шахтерам. 7. Согласно распоряжения заведующего отдела срок представления отчета истекает первого августа. 8. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 9. Их поддерживала вера в успехе. 10. В отзыве на книгу обяза-тельно должны быть указаны ее выходные данные. 11. Оратор от-метил о том, что требуется много средств для выполнения намечен-ного плана. 12. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов. 13. Изменение графика отпусков нежела-тельное. 14. Сейчас мы будем изучать эту тему более подробнее. 15. Общая партия будет представлена двухстами депутатами.
Практическое занятие №6
Практическое занятие №7
Практическое занятие №8
Синтаксические нормы
Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучаются пра-вила соединения слов в связной речи. Единицами синтаксиса являются слово в определенной морфологической форме (словоформа), словосочетание и предложение.
Синтаксические нормы регулируют выбор построения словосочетаний и предложений.
Нормы согласования
Согласование определения с определяемым словом
1. Если определение относится к существительному, завися-щему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются сле-дующие правила согласования:
При словах мужского и среднего рода | Два больших дома, |
определение, стоящее между числитель- | два больших окна |
ным и существительным, ставится в ро- | |
дительном падеже множественного числа | |
При словах женского рода определение | Две большие комнаты |
ставится в именительном падеже множе- | |
ственного числа |
в Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существитель-ных: первые два года, последние две недели, верхние два окна.
Согласование сказуемого с подлежащим
При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо со-блюдать следующие правила.
1. Если подлежащее выражено | 1) во множественном числе, | |
собирательным существитель- | когда речь идет о предметах | |
ным (ряд, большинство, мень- | одушевленных: | |
шинство, часть и т. п.), счет- | Большинство студентов хорошо | |
ным оборотом (количествен- | сдали экзамены. | |
ным числительным или другим | Премию получили семь сотрудни- | |
счетным словом, например, | ков. | |
несколько) в сочетании с роди- | Несколько человек молчали. | |
тельным падежом множествен- | 2) в единственном числе, когда | |
ного числа, то сказуемое обыч- | подлежащее обозначает предме- | |
но ставится: | ты неодушевленные: | |
Ряд новых домов стоял в конце | ||
улицы. | ||
Засеяно сто сорок гектаров. | ||
2. При числительных два, три, | Четыре студента вошли в аудито- | |
четыре сказуемое обычно ста- | рию. | |
вится во множественном числе. | На столе лежат три учебника. | |
Продолжение | ||
3. При составных числитель- | Институт окончил двести один | |
ных, заканчивающихся на | студент. | |
один, сказуемое ставится | В соревновании участвует сорок | |
в единственном числе | один спортсмен. | |
4. При нумерализованных су- | Сотня лыжников вышла на трассу. | |
ществительных (пара, тройка, | Тысяча книг уже нами просмот- | |
десяток, сотня, тысяча, мил- | рена. | |
лион, миллиард), а также словах | Поток машин катился по узкому | |
масса, уйма, куча, пропасть, | мосту. | |
поток и других сказуемое | ||
обычно ставится в единствен- | ||
ном числе и согласуется в роде | ||
с подлежащим. | ||
5. При существительных лет, | Прошло два месяца. | |
месяцев, дней, часов и т. п. ска- | Пробило семь часов. | |
зуемое обычно ставится в един- | ||
ственном числе. | ||
6. Если при счетном обороте | Все три всадника ехали молча. | |
имеются слова все, эти, то ска- | ||
зуемое ставится только во | ||
множественном числе. | ||
7. Если подлежащее содержит | Сгорело полдома. | |
числительное пол-, то сказуе- | Полдеревни сбежалось смотреть | |
мое ставится в единственном | на это зрелище. | |
числе. | ||
8. При словах много, мало, не- | Много чемоданов и коробок сто- | |
много, немало, сколько сказуе- | яло около транспортера. | |
мое ставится в единственном | Сколько разных чувств одолевает | |
числе. | нас в моменты расставания! | |
9. При сложных названиях, со- | Библиотека-музей открылась, | |
стоящих из двух слов разного | песня-романс стала популярной, | |
грамматического рода, сказуе- | машина-фургон стояла около | |
мое согласуется с тем из них, | магазина, часы-будильник оста- | |
которое выражает более широ- | новились, книга-справочник очень | |
кое понятие или конкретное | полезна, кресло-кровать стояло в | |
обозначение предмета. | углу и т. п. | |
10. У сложносокращенного сло- | МГУ (Московский государственный | |
ва (аббревиатуры) сказуемое | университет) объявил конкурс. | |
согласуется с ведущим словом | Гороно (городской отдел народного | |
сочетания. | образования) разослал инструкцию. | |
Окончание | ||
11. Не влияет на форму со- | Никто, даже лучшие специалисты, не | |
гласования сказуемого | мог вначале поставить правильный | |
наличие при подлежащем, | диагноз болезни. | |
выраженном местоимением | ||
никто, присоединительных | ||
конструкций, сравнитель- | ||
ных оборотов и т. д. | ||
12. Если сказуемое относит- | 1) Сказуемое, стоящее после одно- | |
ся к нескольким подлежа- | родных подлежащих, обычно ставит- | |
щим, не соединенным сою- | ся во множественном числе: | |
зом или связанным | Промышленность и сельское хозяйство | |
посредством соединитель- | в России неуклонно развиваются. | |
ного союза, то применяются | 2) Сказуемое, предшествующее одно- | |
следующие формы согласо- | родным подлежащим, обычно согла- | |
вания. | суется с ближайшим из них: | |
Из комнаты послышался шепот | ||
и неразборчивые слова. | ||
Нормы управления
К нормам управления относятся правильный выбор предлога в словосочетании и правильный выбор падежной формы суще-ствительного, местоимения.
При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттен-ки значения. Так, для выражения причинно-следственных отно-шений употребляются синонимичные предлоги ввиду, вследствие,
в силу, в связи, благодаря, из-за и др.
Следует говорить:
Правильный вариант | Неправильный вариант |
Ввиду предстоящего отъезда, | Вследствие предстоящего отъезда |
(отъезд еще не состоялся и по- | |
следствий пока не имеет), | |
вследствие прошедших дождей, | ввиду прошедших дождей, |
(явление относится к прошлому), | |
благодаря принятым мерам (речь | из-за принятых мер (предлог «из-за» |
идет о причинах, вызывающих | указывает на причины, вызываю- |
желательный результат), | щие нежелательный результат), |
из-за пожара (понесены большие | благодаря пожару (понесены |
убытки) | большие убытки) |
Запомните:
Благодаря, | Благодаря стараниям, |
согласно (чему?) (дат. п.), | согласно приказу, |
вопреки | вопреки указаниям |
Вследствие, | Вследствие засухи, |
в случае (чего?) (род. п.), | в случае непогоды, |
ввиду | ввиду болезни |
В связи (с чем?) (тв. п.) | В связи с выборами |
Следует различать конструкции со словами, близкими по зна-чению или однокоренными, но требующими различного управле-ния (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь. Ошибка может возникнуть из-за то-го, что оба глагола имеют значение «волноваться». Другой при-мер: уверенность в чем-либо, но вера во что-либо. В этом случае
ошибка может быть порождена общим корнем.
Различайте:
Беспокоиться (о ком-нибудь), | Тревожиться (за кого-нибудь), |
идентичный (чему-либо), | сходный (с чем-либо), |
надеть (что-то, на что-то, | одеть (кого-то, во что-то), |
на кого-то), | |
обрадоваться (чему-либо), | обрадован (чем-либо), |
обращать внимание | уделять внимание (чему-либо), |
(на что-либо), | рецензия (на что-то), |
отзыв (о чем-то), | сделать отчет (о чем-нибудь), |
отчитаться (в чем-нибудь), | обосновывать (чем-либо), |
основываться (на чем-либо), | преимущество |
превосходство (над чем-нибудь), | (перед чем-нибудь), |
предостеречь (от чего-то), | предупредить (о чем-то), |
препятствовать (чему-то), | тормозить (что-то), |
примириться (с чем-нибудь), | смириться (перед чем-нибудь), |
различать (что и что), | отличать (что от чего), |
рассердиться (на что-либо), | рассержен (чем-либо), |
уверенность (в чем-то), | вера (во что-то), |
удивляться (чему-нибудь), | удивлен (чем-нибудь), |
уплатить (за что-то), | оплатить (что-то), |
упрекать (в чем-нибудь) | порицать (за что-нибудь) |
Некоторые глаголы могут иметь управление в разных падежах в зависимости от различных смысловых оттенков.
Различайте:
Жертвовать что (конкретные | Жертвовать чем (отказываться в |
предметы: жертвовать деньги) | чьих-либо интересах: жертвовать |
жизнью) | |
Знать, | Знать, |
говорить что | говорить о чем |
(в полном объеме, по существу), | (в общем виде, поверхностно), |
напомнить, | напомнить, |
сообщить | сообщить |
Наблюдать что | Наблюдать за чем |
(проводить наблюдения: | (иметь надзор: |
наблюдать солнечное затмение) | наблюдать за порядком) |
Удовлетворять что (исполнять | Удовлетворять чему (оказаться |
чьи-либо задания, требования: | в соответствии с чем-нибудь: ра- |
удовлетворять просьбу, хода- | бота удовлетворяет всем требо- |
тайство) | ваниям |
Удостоить чего (признав достой- | Удостоить чем (сделать что- |
ным, наградить чем-нибудь: удо- | нибудь в знак внимания: удосто- |
стоить награды, первой премии) | ить ответом, беглым взглядом) |
Запомните управление:
альтернатива (чему?), | дискутировать (о чем?), |
аналогичный (чему? и с чем?), | заведовать (заведующий) (чем?), |
аналогия (с чем? и между чем?), | задуматься (над чем? и о чем?), |
аннотация (на что? и чего?), | заплатить (кому? и за что?), |
анонс (о чем?), | заслуживать (чего?, не что), |
апеллировать (к кому? | заслужить (что?, не чего), |
и к чему?), | командовать (командующий) |
беспокоиться (о ком? и о чем?), | (чем?), |
в отношении (кого? и чего?), | комментарий (к чему?), |
властвовать (над кем? и чем?), | курировать (кого? и что?), |
возразить (против чего?), | надеяться (на кого? и на что?), |
говорить (о ком?, о чем? и про | начальник (чего?) |
кого?, про что?), | неприемлемый (для кого? и |
голосовать (за кого?), | для чего?), |
гордиться (кем? и чем?), | непримиримый (к кому? и к чему?), |
объяснить (что?), описывать (что?), оплата (чего? и за что?), оплатить (что?), остановиться (на чем?), отмечать (что?),
относиться (к кому? и к чему?), отчитаться (за что?), отчитываться (в чем? и о чем?), по отношению (к кому? и к чему?), подчеркивать (что?), понимать (что?), преимущество (перед кем?),
претензия (к кому?, на что? и за что?), присудить (кого — к чему? и кому — что?),
противоречить (чему?), равноправны (кто с кем?), равносильный (для кого? и чему?), радоваться (кому? и чему?), руководитель (чего?), руководство (чем? и чего?),
свидетельство (чего?, если зависи-мое слово имя существительное, и чему?, если зависимое слово — указательное местоимение), свидетельствовать (что? и о чем?) свойственный (кому?, не для кого?),
соответственно (чему? и с чем?), соответствие (чему?, между чем? и с чем?), тосковать (по кому?),
требовать (чего? и что?), тревожиться (за кого?), уверенность (в чем?), уделить внимание (чему?), удивляться (чему?), удостоен (чего?),
указать (что?, на кого? и на что?), уплатить (за что? и за кого?), управлять (управляющий) (чем?), характерен (для кого?), характеристика (кого?), ходатайствовать (о ком? и о чем?)
Употребление деепричастного оборота
Деепричастие — форма глагола, обозначающая дополнитель-ное действие, выполненное субъектом (подлежащим) и соотнося-щееся только с ним. Поэтому деепричастный оборот не может быть употреблен:
1. Если действие, выраженное ска- | Возвращаясь домой, меня | |
зуемым, и действие, выраженное | настиг дождь. | |
деепричастием, относятся к раз- | ||
ным лицам или предметам, явле- | ||
ниям: | ||
2. В безличном предложении, | Подходя к лесу, мне стало хо- | |
имеющем логическое подлежащее | лодно. | |
3. Если предложение выражено | Взяв без разрешения это оборудо- | |
страдательной конструкцией, | вание на складе, он был задержан | |
потому что производитель дей- | у проходной. | |
ствия, выраженного сказуе- | ||
мым, и производитель дей- | ||
ствия, выраженного | ||
деепричастием, не совпадают | ||
Приведем примеры ошибок при употреблении деепричаст-ного оборота:
1. Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли (вместо: Пролетая над бушующим океаном, стриж обессилел. Или: Когда стриж пролетал над бушующим океаном, силы его иссякли). Здесь же получается, что пролетают силы.
2. Выйдя на окраину города, перед ними открылась удивитель-ная панорама (вместо: Выйдя на окраину города, они увидели удивительную панораму. Или: Когда они вышли на окраину го-рода, перед ними открылась удивительная панорама). Здесь же получается, что панорама вышла.
3. Пробежав несколько шагов, его осенила блестящая мысль (вместо: Когда он пробежал несколько шагов, его осенила бле-стящая мысль). В этом случае предложение с деепричастным оборотом строить нельзя, так как получается, что мысль пробе-жала.
Практическое занятие №9
Лексические нормы
Лексикология — раздел языкознания, в котором изучается
словарный состав языка, его лексика.
Лексические нормы — это нормы словоупотребления, означающие: 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление слова в тех значениях, которые они имеют в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.
Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точ-ности речи и ее правильности.
Нарушение лексических норм приводит:
• к неточности в употреблении слов вследствие незнания но-вых значений слов;
• к смешению синонимов;
• к неточному употреблению антонимов:
• к смешению паронимов и омонимов;
• к многословию (плеоназмам);
• к повторам (тавтологии);
• к нарушению логической и лексической сочетаемости слов;
• к неправильному использованию заимствованных слов или злоупотреблению ими;
• к неоправданной замене компонентов фразеологических обо-ротов;
• к смешению стилистически разнородной лексики.
Отступление от норм словоупотребления нарушает общепо-
нятность и точность речи, поэтому при отборе лексических средств важно учитывать такие факторы:
1) многозначность слова;
2) его эмоционально-экспрессивную окраску;
3) стилистическую характеристику;
4) сферу употребления слова;
5) особенности лексической сочетаемости слова.
Для соблюдения лексических норм нужно знать следующие основные понятия.
Омонимы — слова, которые | Вы прослушали объявление (т. е. |
совпадают по звучанию (напи- | получили переданную информацию, |
санию), но имеют разный | или же, напротив, ее пропустили). |
смысл. Возможность употреб- | Заходить (в магазин) — заходить |
ления омонимов в одном и том | (взад и вперед), налет (авиации) — |
же контексте создает двусмыс- | налет (плесени) |
ленность. | |
Паронимы — близкие, но не | Поступок — проступок, |
тождественные по звучанию | выборный — выборочный, |
однокоренные слова с ударени- | представить — предоставить, |
ем на одном и том же слоге, | осудить — обсудить |
относимые к одной части речи. | |
Продолжение | |
Синонимы — слова, различ- | Большинство синонимов различается: |
ные по звучанию (написа- | 1) оттенками смысла: способный — |
нию), но близкие или тожде- | талантливый — гениальный; |
ственные по значению. | 2) сферой употребления и/или экс- |
прессивной окраской (стилистические | |
синонимы): похитить (книж.) — | |
украсть (нейтр.) — стащить (разг.) | |
Антонимы — слова с проти- | Светлый — темный, горячий — хо- |
воположным значением. | лодный, радоваться — грустить, |
найти — потерять, праздники — | |
будни, правда — ложь | |
Заимствования — единицы | Причины появления заимствований в |
языка, перешедшие в другой | русском языке таковы: |
как результат языковых кон- | 1) потребность в наименовании новых |
тактов. | реалий (автомобиль, метро, волей- |
бол, сертификат и др.); | |
2) потребность в специализации | |
наименования — иноязычное слово | |
лучше выполняет роль термина (син- | |
тез и русск. соединение, обобщение); | |
3) потребность в более коротком | |
наименовании (резиденция — место | |
постоянного пребывания правитель- | |
ства, главы государства); | |
4) потребность в стилистической спе- | |
циализации: заимствованное слово | |
приобретает книжную стилистиче- | |
скую окраску (ср.: информировать и | |
русск. рассказать, сообщить; гло- | |
бальный и русск. полный) | |
Неологизмы — новое слово | Если слово получает широкое распро- |
или выражение в начальный | странение, оно перестает осознавать- |
период своего существования, | ся как неологизм и становится обыч- |
выделяющееся своей новиз- | ной языковой единицей. Например, в |
ной и не получившее еще ши- | связи с компьютеризацией в 80−90-е |
рокого употребления в языке. | годы ХХ века в русский язык вошла |
Появление неологизмов обу- | целая группа неологизмов заимство- |
словлено необходимостью | ванного характера (компьютер, |
называть новые предметы или | принтер, сайт, сервер, файл и др.) |
понятия. | |
Продолжение | |
Фразеологизмы — устойчи- | С точки зрения происхождения фра- |
вые словосочетания, облада- | зеологизмы подразделяют на следу- |
ющие семантическим един- | ющие группы: |
ством. Подобно отдельным | 1) выражения из обиходно- |
словам, фразеологизмы не | разговорной речи (заговаривать зубы, |
конструируются в речи, а | потерять голову, на безрыбье и рак |
воспроизводятся в ней с при- | рыба, в сорочке родился, чудеса в ре- |
сущим им целостным содер- | шете); |
жанием. Устойчивость и вос- | 2) выражения из профессиональной |
производимость — основные | речи, из арго (топорная работа, без |
отличительные черты фразео- | сучка, без задоринки — из речи сто- |
логизмов в отличие от сво- | ляров; ставить в тупик, зеленая ули- |
бодных словосочетаний. | ца — из речи железнодорожников; |
В составе фразеологизма сло- | втирать очки, карта бита — из арго |
ва теряют свое индивидуаль- | картежников); |
ное лексические значение и | 3) выражения из книжно- |
образуют новое смысловое | литературной (в том числе научной) |
целое, которое по семантике | речи (центр тяжести, цепная реак- |
приравнивается к отдельному | ция, катиться по наклонной плоско- |
слову: бить баклуши (без- | сти; довести до белого каления); |
дельничать), с минуты на ми- | «живой труп» (Л. Толстой), «с чув- |
нуту (скоро), с булавочную | ством, с толком, с расстановкой» |
головку (маленький). | (А. Грибоедов), «человек в футляре» |
Фразеологизмы обладают | (А. Чехов); |
стилистической окраской. | 4) выражения из книг религиозного |
Ср.: погибнуть — сложить | соде Наши рекомендации
|