По литературному чтению
Класс1
УчительИванова О.В.
Количество часов: всего24, в неделю2
Планирование составлено на основепрограммы «Литературное чтение» для 1 класса, В.Ю.Свиридова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009; примерной программы по литературному чтению. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Учебник«Литературное чтение», 1 класс, В.Ю.Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009.
Дополнительная литератураМетодические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 1 класс, В.Ю. Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. Пособие по чтению «Учись читать», 1 класс, В.Ю. Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2008. Литературное чтение. Итоговая аттестация, 1 класс, О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (по новому образовательному стандарту)
Тематическое планирование
Тема, содержание курса | Из них | |
Деятельность учащихся | УУД | |
Знакомство с детской книгой | Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Чтение и литература | Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях). | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Устное народное творчество и литература | Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки). | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому) | Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий. | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текста | Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Эмоциональный тон произведения | Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Торжественный (героический) характер. Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов) | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Жанр художественного произведения | Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра. | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Навыки чтения | Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью. | Познавательные УУД: · знаково-символические; · умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: · постановка вопросов; · умение выражать свои мысли полно и точно; · разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: · целеполагание; · волевая саморегуляция. |
Примерное поурочное планирование.
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Учеб-ник (c.) | Рабо-чая тет-радь (№) | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||||||
1. | Книга в нашей жизни и внутренняя жизнь самой книги | Комбинированный | Основные темы детского чтения. Автор, название произведения. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, страничке «Оглавление» и иллюстрация | 3-9 | 3-4 | Иметь представление о тематическом многообразии литературы, характеризоватькнигу, анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление) | ||||
2. | Стихи и загадки: что можно обнаружить в поэтических текстах | Урок-игра | Понятия «рифма», «поэзия», «проза». Произведения устного народного творчества. Загадка как малая стихотворная форма. Примеривание речевой характеристики к разным литературным персонажам | 10-13 | 5-6 | Иметь представлениео разнообразии малых жанров фольклора,сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности | ||||
3. | Чтение и литература. История рождения книги | Комбинированный | Разница бытового чтения и художественной литературы. Понятия «писатель», «поэт». Лента времени | 14-18 | 7-8 | Иметь представлениео разнице бытового чтения и художественной литературы, уметьпонимать содержание прочитанного | ||||
4. | Различение литературного и математичес-кого текста | Комбинированный | Художественный и научный текст | 19-21 | 9-10 | Иметь представлениеоб отличии художественного текста от научного, сравниватьтексты, определять жанр | ||||
5. | Рассказ: завязка, кульминация, развязка | Комбинированный | Формирование представление о рассказе. Структура художественного текста, его эмоциональная окраска | 22-27 | 11-12 | Иметь представлениео структуре рассказа, его эмоциональной окраске | ||||
6. | Литературный герой, его имя и его характер | Комбинированный | Формирование понятий «персонаж», «главный герой» | 28-33 | 13-14 | Уметьопределять персонажей и героев | ||||
7. | Малые жанры фольклора: потешки, прибаутки, побасенки, загадки | Комбинированный | Фольклор и авторская литература. Общий эмоциональный тон жанров прибаутки и побасенки | 34-39 | 15-16 | Иметь представлениео разнообразии малых жанров фольклора,сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности | ||||
8. | Средства выражения авторского отношения к герою | Комбинированный | Средства описания внешнего вида, движений, характера героя. Отношение автора к герою. | 39-41 | 17-18 | Характеризоватьтекст, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора | ||||
9. | Рассказ – жанр, в котором выражен сюжет | Комбинированный | Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка. Точка зрения автора и точка зрения героя. | 42-45 | 19-20 | Иметь представлениео структуре рассказа, его эмоциональной окраске | ||||
10. | Поэзия как особый взгляд на мир | Комбинированный | Прием одушевления предметов в поэзии. | 46-48 | Иметь представлениеоб отличии поэтического текста от прозаического, уметьнаходить рифму | |||||
11. | В. Драгунский «Друг детства». О чем с нами говорит автор? | Комбинированный | Нравственная коллизия текста. Нравственная проблема | 49-51 | 22-23 | Уметьопределять персонажей и героев, подбирать слова-определения для характеристики героев | ||||
12. | Герой стихотворения и его характер | Комбинированный | Выявление характера героя стихотворения. Поиск рифмы. Олицетворение как способ создания поэтического образа | 52-56 | 24-25 | Уметьподбирать слова-определения для характеристики героев, находить рифму | ||||
13. | Олицетворение как художествен-ный прием | Комбинированный | Узнавание олицетворения как художествен-ного приема в текстах разных жанров | 57-59 | 26-27 | Уметьнаходить в тексте средства художественной выразительности - олицетворения | ||||
14. | Мир глазами поэта | Комбинированный | Одушевление предмета как способ создания поэтического образа | 60-64 | Уметьнаходить в тексте средства художественной выразительности - олицетворения | |||||
15. | Сравнение как художествен-ный прием | Комбинированный | Сравнение как художественный прием | 65-73 | Уметьнаходить в тексте средства художественной выразительности - сравнения | |||||
16. | Сказки. Их сюжеты и герои | Комбинированный | Жанровая специфика сказки. Различие волшебной сказки и сказки о животных | 74-82 | Иметь представлениеоб отличительных особенностях сказки, уметьразличать волшебные сказки и сказки о животных | |||||
17. | Некоторые законы и особенности волшебной сказки | Комбинированный | Жанровая специфика сказки. Различие фольклора и литературы | 83-95 | Иметь представлениео жанровых особенностях сказки, уметьразличать фольклорный текст и литературный текст | |||||
18. | Понимание эмоционального тона художествен-ного произведения | Комбинированный | Эмоциональный тон литературного творчества | 96-103 | Иметь представлениеоб эмоциональном тоне художественного произведения, уметьнаходить средства художественной выразительности | |||||
19. | Характер героев в народных и авторских сказках | Комбинированный | Сравнительный анализ фольклора и литературы | 104-105 | 33-34 | Уметьподбирать слова-определения для характеристики героев, находить средства художественной выразительности | ||||
20. | Что чувствует герой рассказа | Комбинированный | Понимание эмоционального смысла рассказа | 106-107 | 35-36 | Иметь представлениеоб эмоциональном смысле художественного произведения, уметьнаходить средства художественной выразительности | ||||
21. | Разные жанры литературы и фольклора | Комбинированный | Определение жанра текста. Понятия «название», «автор», «герои» | 108-111 | 37-38 | Иметь представлениео разнообразии малых жанров фольклора,сравнивать малые фольклорные жанры литературные тексты, характеризовать их особенности | ||||
22. | Что превращает рифмы в поэзию | Комбинированный | Лирическая поэзия. Различные способы восприятия мира поэтом и ученым | 112-114 | 39-40 | Уметьразличать способы восприятия мира ученым и поэтом, находить средства художественной выразительности | ||||
23. | Мир глазами ученого и писателя, исследователя и поэта | Комбинированный | Чтение и литература. Художествен- ный и научный текст | 115-121 | 41-42 | Уметьразличать и находить общие черты поэтического и прозаического литературных текстов, сравнивать малые фольклорные жанры литературные тексты, характеризовать их особенности | ||||
24. | Фантазировать и лгать – это одно и то же? Нравственная проблема и ее решение | Комбинированный | Нравственная коллизия. Творческий вымысел, фантазия, корыстная ложь | 122-129 | 43-45 | Начать разработкупроблемы творческого вымысла, фантазии, корыстной лжи, неправды | ||||