Работаем с научной литературой

1. Познакомьтесь с одним из пособий для изучения русского стихосложения: Богомолов Н.А. Краткое введение в стиховедение. Москва, 2004; Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях М.: Фортуна, 2001; Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988; Шенгели Г.А. Техника стиха. М., 1960. Можно ли при помощи пособий научиться а) анализировать б) понимать, в) писать стихи?

Читаем наизусть (по выбору)

Стихотворение одного из участников литературной студии «Персона»

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте особенности стихосложения одного из участников литературного объединения «Персона» (не менее 5 текстов)[1].

Литература

Основная:

Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях М.: Фортуна, 2001.

Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

Шенгели Г.А. Техника стиха. М., 1960.

Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970 (можно другое издание).

Дополнительная:

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 2000 (в книге обширная библиография).

Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. Вып.1. Тарту, 1989.

Павлова Л.В., Романова И.В. и др. Смоленская поэтическая школа: новое поколение // Русская филология. Учёные записки СГПУ. Т.3. Смоленск: СГПУ, 1997.

Практическое занятие №9-10

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ

Обсуждаем

Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):

1. Каковы характерные черты эпоса как литературного рода?

2. Назовите, дайте определение, приведите примеры эпических жанров: эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, роман-эпопея.

3. Каковы характерные черты лирики как литературного рода?

4. Назовите, дайте определение, приведите примеры лирических жанров: ода, сатира, дума, послание, элегия, идиллия, мадригал, эпиграмма, эпитафия.

5. Охарактеризуйте лиро-эпические жанры: поэма, баллада.

6. Каковы характерные черты драмы как литературного рода?

7. Назовите, дайте определение, приведите примеры драматических жанров: комедия, трагедия, драма.

Работаем с научной литературой

Ознакомьтесь с Разделом IV «Тип произведения» (темы 21– 34) книги: Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов филологических факультетов / автор-составитель Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 1999. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/ Выделите то новое, что узнали благодаря этой работе о родах и жанрах (например, понятие неканонического жанра и т п.)

Читаем наизусть (по выбору)

Драматический монолог действующего лица одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

Задания для самостоятельной работы.

Составить Словарь терминов по теме «Литературные роды и жанры» (не менее 20 терминов).

Литература

Основная:

Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. URL: http://mmbakhtin.narod.ru/eposrom.html

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).

Гинзбург Л. О лирике. М., 1999. (можно другое издание).

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Дополнительная:

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., Барковская Н.В., Ложкова Т.А. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Екатеринбург, 2001.

Поспелов Г.Н. Лирика. М., 1976.

Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. М., 1964.

Шкловский В.Б. О теории прозы. (любое издание).

Практическое занятие № 11

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ, ШКОЛЫ

Обсуждаем

Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам) и задания:

1. Охарактеризуйте понятие «большой стиль эпохи», приведите примеры.

2. Чем большой стиль эпохи отличается от литературного направления?

3. Назовите в хронологической последовательности литературные направления в России.

4. Дайте определение понятия «литературное течение», приведите примеры.

5. Дайте определение понятия «литературная школа», приведите примеры.

Работаем с научной литературой

Прочитайте работу: Тынянов Ю.Н. Достоевский иГоголь (к теории пародии) // ТыняновЮ.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. URL: http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_01015.shtml Объясните смысл понятий: «старшая» и «младшая» линии литературного процесса.

Читаем наизусть (по выбору). Подготовьте чтение наизусть стихотворения поэта, соответствующего следующему определению: а) представитель русского модернизма, акмеист, участник «Цеха поэтов» или б) представитель русского авангарда, футурист, участник «Центрифуги».

Задания для самостоятельной работы.

Составьте Словарь терминов по теме «Литературные направления, течения и школы» (не менее 20 терминов).

Литература

Основная:

Западов В.А. Литературные направления. – СПб., 1996.

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

Методология анализа литературного процесса. – М.. 1989.

Русская литература XX в.: Направления и течения. – Екатеринбург, 1998.

Дополнительная:

Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990.

Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932: в 3-х т. СПб., 1996.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII вв.: Эпохи и стили. М., 1973.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Миловидов В.А. Поэтика натурализма. Тверь,1996

Серман И.Э. Русский классицизм. Л., 1973.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – М., 1979.

Эпштейн М. Постмодерн в России: литература и теория. М., 2000.

Таборисская Е.М. Литературный процесс. Курс лекций по введению в литературоведение. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Текущий контроль над работой студентов осуществляется в форме опроса на практических занятиях, контрольных работ, а также выборочной проверки самостоятельных работ (в ходе семестра).

В течение семестра студенты готовят портфолио, которое входит в систему оценочных средств 1 семестра.

Составление портфолио

Один из способов, который поможет организовать систематическую самостоятельную работу, – портфолио («портфель»). Портфолио заполняется в течение семестра и не является дополнительной нагрузкой, поскольку основная часть его материалов – это задания, которые в любом случае необходимо выполнять, готовясь к семинарским занятиям и экзамену.

Наши рекомендации