Практическое занятие №4
Практическое занятие №1
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
1. Каковы основные признаки художественной литературы?
2. Какие научные дисциплины входят в состав литературоведения?
3. Что изучает теория литературы; история литературы, литературная критика?
4. Каковы функции вспомогательных литературоведческих дисциплин?
5. Какие этапы прошло становление литературоведения в России?
6. Каковы основные пособия по курсу «Литературоведение»?
Работаем с научной литературой
Ознакомьтесь со статьями Д.С. Лихачёва «Об общественной ответственности литературоведения» и «Ещё раз о точности литературоведения» // Лихачёв Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. С. 23 – 26; С. 27 – 30. Выделите основную мысль каждой статьи и аргументы, приведённые автором для подтверждения своей точки зрения.
Читаем наизусть
Подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, прозаического или драматического фрагмента из произведения любимого автора (по выбору студента).
Литература
Основная:
Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л.В. Чернец и др. М.: Высшая школа, 2004.
Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.А.Н. Николюкин. М., 2001.
Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 2001.
Дополнительная:
Павлова Л.В. Романова И.В. Неочевидные структуры текста. Применение программных комплексов для нужд филологического анализа текста. Смоленск: Свиток, 2015.
Романова И.В. О Смоленской филологической школе // Русская филология. Учёный записки СГПУ. Т.9. Смоленск: СГПУ, 2004
Практическое занятие №2
ТЕМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
1. Что такое тема; тематика?
2. Что вы знаете о минимальных, укрупнённых, сюжетных темах?
3. Какие темы называют «вечными» (определение и примеры)?
4. Каково значение терминов «контекст», «подтекст», «затекст» (приведите примеры)?
5. Какова связь контекста, подтекста и затекста с тематикой?
Работаем с научной литературой
Реконструируйте ход исследования В.С. Баевским тематики стихотворения М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года» на основании статьи: Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51.
Читаем наизусть
Подготовьте выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года».
Задания для самостоятельной работы
Проведите тематический анализ: 1) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белее парус одинокий…»: выделите минимальные темы (обратите внимание на повтор некоторых слов), объедините минимальные темы в укрупненные, сформируйте сюжетную тему; обратитесь к затексту и контексту; поищите подтекст и т.д. 2) рассказа А.П. Чехова «Тоска»: выделите «вечные» темы (при необходимости обращайтесь к минимальным темам), сформируйте сюжетную тему, обратите внимание на эпиграф и т.д.
Литература
Основная:
Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000
Дополнительная:
Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.
Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987; Чудаков А.П. А.П. Чехов. М.: Просвещение, 1987
Практическое занятие №3
СЮЖЕТ И ФАБУЛА
Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
1. Что такое мотив, какова его структура?
2. Какие мотивы называют свободными, а какие – связанными? Приведите примеры.
3. Что такое сюжет? фабула?
4. Каковы основные элементы фабульной композиции (дайте определение и приведите и примеры)?
Работаем с научной литературой
Прочитайте статью Б.М. Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя». Какой приём построения повествования выделяет исследователь как ключевой? Каковы аргументы?
Читаем наизусть
Подготовьте выразительное чтение стихотворения Д. Самойлова «Пестель, Поэт и Анна» или стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла «Стихотворения Юрия Живаго»)
Задания для самостоятельной работы
Проанализируйте композицию одного рассказа С.Д. Довлатова «На что жалуетесь, сержант?» из цикла «Зона».
Литература
Основная:
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970 (или любое другое издание).
Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987.
Дополнительная:
Баевский В.С. Борис Пастернак. Жизнь и творчество в самом кратком изложении // Русская филология: Учёные записки кафедры истории и теории литературы СмолГУ. Т.10. Смоленск: СмолГУ, 2006.
Бэлнеп Р.Л. Структура «Братьев Карамазовых» / пер. с анг. СПб., 1997.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
Романова И.В. Проза Довлатова в свете карнавальной поэтики: «Зона» // Русская филология: Учёные записки СГПУ. Т.7. Смоленск: СГПУ, 2003.
Практическое занятие №4