VII. Дать характеристику предложениям по схемам

1. VII. Дать характеристику предложениям по схемам - student2.ru 2. (Чтобы …), VII. Дать характеристику предложениям по схемам - student2.ru 3. VII. Дать характеристику предложениям по схемам - student2.ru

Домашнее задание: упражнение 233.

Урок 40.
Прямая речь

Цели: учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Синтаксические минутки.

1. По данной характеристике найдите предложения в тексте: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное; повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух простых.

1) Этот случай произошел недавно. 2) Овечье стадо паслось далеко в горах, когда пастух неожиданно потерял сознание. 3) Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. 4) Сначала она загнала овец в стойло. 5) Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению. 6) Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла к порогу дома потерявшего сознание человека. 7) Они тотчас же послали за доктором.

2. Пунктуационный разбор 2-го и 6-го предложений из предыдущего задания.

III. Наблюдения, с. 98–99 учебника.

IV. Закрепление изученного.

1. Выполнение упражнений. 236 (устно), 237 (письменно).

2. Анализ схем:

1. А : «П». «П,» – а.

2. А : «П!» «П!» – а.

3. А : «П?» «П?» – а.

V. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 238.

Учитель сообщит, что в сопровождающей прямую речь части употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли, – глаголы говорить, сказать, спросить, прошептать, крикнуть, приказать, молить, подумать, вспомнить, решить, а также глаголы, обозначающие действия, которые сопутствуют говорению, мысли, чувству: засмеяться, ухмыльнуться, улыбнуться, обрадоваться, удивиться, воспрянуть духом, прищуриться, насторожиться, обидеться, расстроиться, вздохнуть, огорчиться, ужаснуться и т. п.: «Лошадь тонет!» – ахнул на всю палату Степан Иванович. (Б. Полевой.)

Прямая речь может состоять из одного слова: «Ау …ау …уу!» – отозвались на разные голоса совсем рядом. (А. Фадеев.) может включать в себя одно или несколько предложений.

VI. Разбор по членам предложения.

VII. Дать характеристику предложениям по схемам - student2.ru(М. Лермонтов.)

VII. Дать характеристику предложениям по схемам - student2.ru (М. Лермонтов.)

Пронаблюдав, учащиеся придут к выводу о том, что данные предложения с прямой речью можно отнести к БСП.

VII. Работа с текстом.

Текст записан на доске или на карточках.

• Задание. 1. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Передайте своими словами содержание и смысл текста. В чем не прав герой?

Озорник

Сказал Барбосу озорник Пойди сюда, кис-кис! И пес веселый в тот же миг от огорченья скис. Кота окликнул озорник цып-цып, иди сюда! Наш кот, услышав этот крик, заплакал от стыда. А он уже кричит Кря-кря! – кричит корове вслед! Обидел всех, обидел зря мой озорной сосед

И я тогда сказал ему Все звери мне друзья а ты их дразнишь. Почему? Так девочка нельзя. Что тут случилось! Озорник готов уж съесть меня. И долго раздавался крик Я мальчик! Мальчик я.

М. Кудинов

Домашнее задание: упражнение 240.

Урок 41.
Прямая речь

Цель:повторение и обобщение сведений, полученных на предыдущем уроке.

Ход урока

Наши рекомендации