VII. Дать характеристику предложениям по схемам
1. 2. (Чтобы …), 3.
Домашнее задание: упражнение 233.
Урок 40.
Прямая речь
Цели: учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Синтаксические минутки.
1. По данной характеристике найдите предложения в тексте: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное; повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух простых.
1) Этот случай произошел недавно. 2) Овечье стадо паслось далеко в горах, когда пастух неожиданно потерял сознание. 3) Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. 4) Сначала она загнала овец в стойло. 5) Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению. 6) Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла к порогу дома потерявшего сознание человека. 7) Они тотчас же послали за доктором.
2. Пунктуационный разбор 2-го и 6-го предложений из предыдущего задания.
III. Наблюдения, с. 98–99 учебника.
IV. Закрепление изученного.
1. Выполнение упражнений. 236 (устно), 237 (письменно).
2. Анализ схем:
1. А : «П». «П,» – а.
2. А : «П!» «П!» – а.
3. А : «П?» «П?» – а.
V. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 238.
Учитель сообщит, что в сопровождающей прямую речь части употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли, – глаголы говорить, сказать, спросить, прошептать, крикнуть, приказать, молить, подумать, вспомнить, решить, а также глаголы, обозначающие действия, которые сопутствуют говорению, мысли, чувству: засмеяться, ухмыльнуться, улыбнуться, обрадоваться, удивиться, воспрянуть духом, прищуриться, насторожиться, обидеться, расстроиться, вздохнуть, огорчиться, ужаснуться и т. п.: «Лошадь тонет!» – ахнул на всю палату Степан Иванович. (Б. Полевой.)
Прямая речь может состоять из одного слова: «Ау …ау …уу!» – отозвались на разные голоса совсем рядом. (А. Фадеев.) может включать в себя одно или несколько предложений.
VI. Разбор по членам предложения.
(М. Лермонтов.)
(М. Лермонтов.)
Пронаблюдав, учащиеся придут к выводу о том, что данные предложения с прямой речью можно отнести к БСП.
VII. Работа с текстом.
Текст записан на доске или на карточках.
• Задание. 1. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Передайте своими словами содержание и смысл текста. В чем не прав герой?
Озорник
Сказал Барбосу озорник Пойди сюда, кис-кис! И пес веселый в тот же миг от огорченья скис. Кота окликнул озорник цып-цып, иди сюда! Наш кот, услышав этот крик, заплакал от стыда. А он уже кричит Кря-кря! – кричит корове вслед! Обидел всех, обидел зря мой озорной сосед
И я тогда сказал ему Все звери мне друзья а ты их дразнишь. Почему? Так девочка нельзя. Что тут случилось! Озорник готов уж съесть меня. И долго раздавался крик Я мальчик! Мальчик я.
М. Кудинов
Домашнее задание: упражнение 240.
Урок 41.
Прямая речь
Цель:повторение и обобщение сведений, полученных на предыдущем уроке.
Ход урока