Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Муниципальное образовательное учреждение
«Козьмодемьянская основная школа»
Ярославского муниципального района
Утверждена
Директор школы А.В. Лежнина
Приказ № 85 от 31.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса
«По страницам литературных произведений»
Классы
Учитель:
Осипова Юлия Сергеевна,
I квалификационная категория
Учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 - 6 классов составлена в соответствии:
· с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
· на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования;
· на основе программы формирования универсальных учебных действий;
· плана внеурочной деятельности образовательного учреждения;
· действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил
Общая характеристика занятий внеурочной деятельности
Данная образовательная программа ориентирована на духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности ребенка. В разработку курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» включены произведения, связанные с традиционными программами по литературе для 5 и 6 класса.
Учитель сможет опираться на знания, полученные детьми на уроках литературы, и углублять понимание изучаемого материала.
Программа курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» составлена на основе книги О.А.Ерёминой «Литературный кружок в школе» из серии «Работаем по новым стандартам» (О.А.Ерёмина «Литературный кружок в школе» 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
М.:«Просвещение»,2011).
В данном пособии даны ссылки на Интернет-ресурсы.
· По своему типу данная программа является программой конкретного вида внеурочной деятельности.
· Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность выбора определяется прежде всего тем, что в сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности или литературе.
Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение. Современную ситуацию в России можно определить как системный кризис читательской культуры. Приобщение ребенка к чтению, его развитие как читателя - прежде всего задача семьи и школы. Уроки литературы, внеурочные занятия призваны способствовать развитию интереса к чтению у детей.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Отличительной особенностью курса является
· определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
Оставаясь в русле традиций литературного образования, занятия курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» создают условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, для постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, активизируют творческие способности учащихся, стимулируют исследовательскую деятельность, уточняют и развивают важные теоретические знания, освещенные в учебниках. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в контексте художественных произведений, таким образом, обогащается опыт учащихся по анализу текста. Особое внимание уделяется развитию речи учащихся, которое осуществляется при выполнении творческих работ.
Цели курса:
· углубление знаний учащихся по литературе,
· расширение круга чтения детей,
· воспитание грамотного компетентного читателя,
· проявление гуманитарных и художественных способностей
· развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности
· расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду
Задачи
Образовательные:
— Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.
Воспитательные:
— Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
Развивающие:
— Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию.
Увлечение литературой, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Субъекты реализации программы - учитель литературы и учащиеся 5 – 6 класса.
Форма промежуточной аттестации - индивидуальный проект
На занятиях используются следующие формы работы:
· Эвристическая беседа
· Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность
· Выразительное чтение
· Самостоятельная творческая работа
· Артикуляционные разминки
· Обсуждение проблемных вопросов
· Конкурсы
· Мини-концерты
· Инсценирование
· Словесное рисование
· Выпуск школьной литературной газеты
· Проекты
· Презентации
· Выставки
Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности.
Содержание программы занятий внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую информацию.
Содержание курса внеурочной деятельности
«По страницам литературных произведений».
Класс
Знакомство с курсом. Что такое кружок по литературе?
Божества славянского язычества.
Детский фольклор.
Небылицы.
Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказочная интонация.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
М.Ю.Лермонтов Сказка «Ашик-Кериб»
«Томас-рифмач» шотландская легенда
Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы
Дж.Р.Р.Толкиен Повесть –сказка «Хоббит, или Туда и обратно»
П.П.Бажов Сборник сказов «Малахитовая шкатулка»
Б.В.Шергин Рассказы «Мурманские зуйки», «Миша Ласкин»
Сат-Ок «Таинственные следы»
В.П.Крапивин «Я иду встречать брата»
Поэзия: рифмы, виды рифмовки, размеры стиха
Выпуск школьной литературной газеты
Класс
Введение.
Что такое чудо? Ф.Г. Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути»
А.С.Грин. «Алые паруса»
Знакомство с фильмом по книге А.С.Грина «Алые паруса»
Л.В. Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»)
В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»
Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.
Творческая мастерская «Куда ведёт Дорога?»
Афанасий Никитин.«Хождение за три моря». Удивительная Индия.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом.
Жизнь детей в разные эпохи.
А.Н.Толстой. Пётр Первый» ( отрывки)
Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок)
Жизнь крестьянских детей.
Н.А.Некрасов. Стихотворения, посвящённые детям.
К.М.Станюкович. Рассказ «Максимка»
А.П.Чехов. Рассказ «Ванька»
В.А.Осеева. «Динка».
«Дети и эпохи». Читательская конференция
В.П.Катаев «Белеет парус одинокий»
А.П.Платонов. Рассказ «Юшка»
Е.И.Носов. Рассказы. ( «Кукла» и др.)
А.Г.Алексин. «Безумная Евдокия»
Ю.Я.Яковлев. «Зимородок».
Дети и война. Ю.В.Друнина. «Зинка»
Дети и война.Творческая мастерская. Зарисовка. Воспоминание бабушки или дедушки.
Джек Лондон. Рассказ из цикла «Смок Белью» и «Смок и Малыш» «Как вешали Калтуса Джорджа».
В.К. Арсеньев. « Дерсу Узала»
И.А. Ефремов. «Белый Рог».
М.Матерлинк. «Синяя птица»
«В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов.
Что читать летом? Занятие – конкурс.
Ожидаемые результаты
В результате работы литературного учащиеся научатся:
-анализировать литературные произведения разных жанров
-выразительно читать
-рецензировать актерское чтение,чтение одноклассников и свое чтение
-давать собственную оценку прочитанного произведения
чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения
- правильно исполнять малые роли;
- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;
- выражать собственные эмоции;
- чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;
- индивидуально и коллективно работать;
- творчески подходить к занятию;
- практически показать и исполнить освоенный материал;
- уметь эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» является формирование следующих умений:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
-осознание своей этнической принадлежности,
-знание истории,языка,культуры своего народа,
-формирование отвнтственного отношения к учению,готовности к саморазвитию и самообразованию,
-формирование целостного мировоззрения,
–осознание роли книги в жизни людей,
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
–соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
–реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;
–самостоятельно работать с книгой, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;
-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками;
–учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
–делать простые выводыи обобщения в результате совместной работы класса
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» является формирование следующих умений:
-выразительно читать
-определять тему, основную мысль произведения
-давать характеристику литературного героя
–выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
–осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
–сочинять тексты разных жанров на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;
–исполнять тексты, подбирать цитаты;
- знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику;
-использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
-выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;
-осуществлять работу с различными источниками информации;
-выполнять письменные работы различного характера.
Поурочное планирование
(5 класс)
№ п/п | № урока в четверти | Тема урока | Примеча- ние | Дата |
1. | Введение. Божества славянского язычества. | |||
Образ птицы в славянской мифологии. | ||||
Мифы Древних славян. | ||||
Детский фольклор | ||||
Особенности детского фольклора | ||||
Творческая мастерская. Небылицы | ||||
Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказочная интонация. | ||||
Сказки о животных. Сопоставление сказок о животных, созданных разными народами. | ||||
Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна – сокола» | ||||
Творческая мастерская. Символика волшебной сказки. | ||||
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы | ||||
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Знакомство с фильмом по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | ||||
Сюжет и герои «Руслана и Людмилы». Викторина | ||||
М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик – Кериб» | ||||
Шотландская легенда «Томас-рифмач» | ||||
Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. | ||||
Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. | ||||
Дж. Р.Р. Толкиен. Повесть – сказка «Хоббит, или Туда и обратно» | ||||
Путешествие с Бильбо Бэггинсом | ||||
П.П. Бажов. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» | ||||
Сказ «Малахитовая шкатулка»: Танюшка – мастерица | ||||
Викторина «Тайны «Малахитовой шкатулки» | ||||
Б.В. Шергин. Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки» | ||||
Б.В. Шергин. Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин» | ||||
Сат-Ок: судьба писателя. «Таинственные следы» | ||||
Сат-Ок. «Таинственные следы». Книги про индейцев. | ||||
В.П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата» | ||||
Командор и «Каравелла» | ||||
Творческая мастерская. Строим наш мир. | ||||
Поэзия: рифма, виды рифмовки | ||||
Поэзия: размеры стиха | ||||
Поэзия: размеры стиха | ||||
Творческая мастерская «Гусиное перо» | ||||
Творческая мастерская. Выпуск школьной «Литературной газеты». | ||||
Что читать летом?Занятие – конкурс. |
Поурочное планирование
(6 класс)