III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

1. Беседа по вопросам.

— Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1—6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7—8). 9-й отрывок кульминационное обращение к детям.)

— Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, у сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла.

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

— Чем закончилось неожиданное представление?

— Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется она постепенно, по ходу анализа.

Часть Содержание Рассказчик Слушатели
Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом Журналист, публицист Читатель из дворян, из общества образованных людей
Обращение к крестьянским детям Гражданин, который думает о будущем народа Крестьянские дети
4(1) Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделал вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст. (Комментированное чтение.)

Вопросы для анализа:

1) Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

2) «О, милые плуты!» — с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

3) В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...».)

— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?

— Кого автор называет балованными детками?

— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

— О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.).)

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин — житель города Вологды.

Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной — мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

— Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе.

(Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки, становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

— Как вы думаете, почему?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих странников.)

— Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

— Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

— Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением. Ему тоже хочется трудиться, в такой труд - не тягость, не наказание, а радость.)

— Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

— Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

— Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

— Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

— Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование её красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

Наши рекомендации