III. Беседа по произведению

Вопросы:

1. Чтение диалога Степана и Хозяйки Медной горы от слов «Парень хотел было слово молвить...» до слов «... и сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул».

2. Почему первым желанием Степана было уйти не замеченным хозяйкой? (Слыхал от людей, что малахитница «любит над человеком мудровать».)

3. Что заставило его остаться для беседы с хозяйкой? (Стыд, что испугался девки. «Хоть она и тайная сила, а все же таки девка. Ну, а он парень, ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть».)

4. Какой человек нужен был хозяйке? (Смелый.)

5. Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хозяйка для Степана? (Передать приказчику, чтобы он убирался с рудника.)

6. Что заставляет Степана выполнить данное поручение? (Молчаливое обещание, данное Хозяйке.)

7. Вспомните второе испытание Степана. В чем оно заключалось? (Не польстился на богатство малахитницы, не предал Настеньку. Сумел сохранить в тайне все, что видел в горе, а также свадебные подарки хозяйки.)

8. Какое же третье испытание? (Забыть о том, что с Хозяйкой Медной горы встречался.)

9. В чем для Степана и его семьи заключалась помощь горной властительницы? (Помогла стать свободным Степану и его семье.)

10. Почему именно к Степану обратилась Хозяйка? (Увидела в нем старательного, честного работника. Несмотря на подневольный труд, он трудился во всю силу, не обманывая въедливого приказчика и, в первую очередь, себя. Его рабочая совесть была чиста.)

IV. Устное рисование портрета герои.

Пример: Перед нами молодой человек лет 23—25, высокий, худощавый. Глаза у него большие, серые, слегка отливающие зеленью. (Это последствия работы в Малахитовой шахте.) Лицо обрамляют светло-русые кудрявые волосы, повязанные вокруг головы кожаным шнурком, чтобы не падали на глаза. Нос у Степана прямой, слегка выделяется вперед; щеки чуть впалые, скулы широкие, подбородок с «ямочкой».Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на горловине, рукавах и подоле украшенная незатейливой вышивкой.

V. Составление художественной характеристики героя.

Вопрос: Подумайте, какими качествами характера обладает наш герой?

Задание: Выберите из перечисленных определений нужные для характеристики героя.

Красивый, честный, злой, завистливый, душевный, кроткий, грубый, дерзкий, добрый, жестокий, своенравный, услужливый, решительный, трудолюбивый, сердечный, скромный, лукавый, немногословный, умеет хранить чужие секреты и др.

Обобщите: каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания портрета хозяйки Медной горы; нарисовать портреты героев или иллюстрации к понравившимся эпизодам сказа.

Урок 49. П. П. БАЖОВ. СКАЗ «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА».

ПРОБЛЕМЫ ТАЙНЫ И МАСТЕРСТВА. ОБРАЗ ХОЗЯЙКИ

МЕДНОЙ ГОРЫ. ПОНЯТИЕ О СКАЗЕ.

Цели деятельности учителя: раскрыть образ главной героини сказа — хозяйки Медной горы; углубить знания о главных героях, роли портретов, пейзажа, сравнений в композиции сказа; показать жанровое своеобразие произведения; сообщить разницу понятий «сказ» и «сказка».

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Работа с иллюстрациями учащихся к сказу, выставка детских рисунков.

2. Чтение эпизода — описание Хозяйки Медной горы.

II. Анализ текста.

Вопросы:

1. Что заставило Хозяйку испытывать Степана на бесстрашие? Почему? (Хотела узнать характер мастера, испытать его. Степан понравился Хозяйке.)

2. Почему после первого испытания Хозяйка называет мастера Степаном, а после второго — Степаном Петровичем? (Хозяйка проникается уважением к человеку честному, мужественному.)

3. Почему не обиделась героиня, когда Степан отказался жениться на ней? (Ей поправилось, что он тверд в своих убеждениях, не может изменить слову, данному другой, любит земную, живую девушку.)

4. Вспомните, при прощании Хозяйка велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы в глазах. Почему? (Хозяйка не просто дух горы и подземных богатств, она наделена чувствами; читатель понимает, что Хозяйка обладает душой, она живая, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно.)

5. Почему она силой не оставляет у себя Степана? (Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан — земной человек, Хозяйка — волшебница.)

6. Можно ли согласиться с тем, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность?

7. Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается». Какое значение в сказе имеет этот момент? (Накормить, значит, радушно принять гостя. Хозяйка относится к Степану очень тепло, по-доброму.)

8. Куда же ушла веселость Хозяйки Медной горы да и Степана? В чем огорчение Степана, теперь он вольный человек? Где бывал во время охоты Степан? (Перечитывание или пересказ эпизода смерти героя.)

9. Что заставило Степана на всю жизнь сохранить слезы-алмазы в тайне ото всех, кто с ним общался?

Наши рекомендации