Познавательная функция

Тема 1: Язык и речь. Функции языка

В современной лингвистике принято разграничивать понятия «язык» и «речь». Язык – это исторически сложившаяся система знаков. Всякая система состоит из отдельных элементов, связанных между собой. Из каких же элементов состоит язык и какова связь между ними?

Эти элементы называются «единицы языка». В большинстве языков мира, в том числе и русском, выделяют такие единицы языка:

звук;

морфема, (приставка, корень, суффикс, окончание);

слово;

фразеологизм (устойчивое словосочетание, например: работать засучив рукава, красная строка)

свободное словосочетание;

предложение;

текст.

Как единицы языка связаны между собой? В языке звуки образуют слова. Из слов строятся словосочетания и предложения, текст. Это и есть связь между различными элементами.

Следовательно, когда мы говорим о языке, мы имеем в виду все единицы языка, а также связи между ними.

Язык – это явление общественное, развивающееся, социальное (см. таблицу).

Речь – это язык в действии, это конкретное говорение. Речь отличается от языка тем, что она отражает опыт каждого говорящего человека, обусловлена ситуацией, она индивидуальна. Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретного автора, он создавался веками и менялся с течением времени.

Основные функции языка

В данном случае слово «функция» обозначает «назначение».

Функция общения

Язык необходим для общения.

Чтобы лучше понять, для чего нужен язык, вспомним о его происхождении.

Появился человек как мыслящее существо, люди стали жить сообща. Им стало необходимо общаться, т.е. обмениваться мыслями и чувствами. Язык необходим и отдельному человеку (индивиду), и коллективу (социуму). Итак, язык служит основным средством общения.

Запомним: человек — существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели). А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь.)

Познавательная функция

Язык выполняет познавательную функцию.

Без языка невозможна деятельность нашего сознания. Язык связан с мышлением. Мышление взрослого нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Связь языка с мышлением образно представил английский писатель Дж. Оруэлл в романе «1984 год».

В нём изображено будущее тоталитарное государство. Писатель моделирует это государство на страницах своего романа, исходя из тех тенденций развития общества, которые возникли в 30-е года, когда этот роман был написан.

Цель создания государства - создать общество рабов. Этому, по мнению руководителей государства, служит и язык. Изобретён новый язык, новояз. Его лексикон ничтожен, и с каждым годом его стремятся уменьшить. Каждое сокращение языковых средств было успехом учёных-лингвистов , так как чем меньше выбор слов, тем меньше искушения задуматься.

Предполагалось, что в конечном счёте членораздельная речь будет рождаться прямо в гортани, без участия высших нервных центров. На эту цель прямо указывало новоязовское словечко «речекряк», т. е. «крякающий по-утиному» (например, «идейно крепкий речекряк»),

Речекряк – это прозвище и символ, воплощение опустошенного, предельно идиологизированного языка. Это набор речевых политических «сигналов». Его предназначение – выражать простейшие мысли, которые касаются конкретных объектов и физических действий.

Человек не может мыслить без слов. Чем меньше в лексиконе отдельного человека слов, тем примитивнее его мышление. Полноценное мышление, например, на языке сленга просто невозможно.

Развитие мышления способствует обогащению языка, так как новые понятия требуют новых наименований, а значит новых слов.

Поэтому богатый словарный запас способствует совершенствованию мышления. Можно ли, например, пересказать коротенький рассказ, если вы не знаете значения многих слов? Можно ли освоить какую-либо специальность, не запомнив специальные термины? Итак, язык необходим для познания, изучения.

Наши рекомендации