Тема 5. Романтизм в мировой литературе

План

1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Исторические и культурные предпосылки возникновения романтизма в Европе. Национальное своеобразие английского, немецкого, французского романтизма. Литературные манифесты европейских романтиков.

2. Политическая основа русского романтизма. Влияние идей Просвещения Великой французской революции, наполеоновских войн на формирование романтического метода. Русская самодержавно-крепостническая система и ее оценка в литературе. Романтическое неприятие существующих общественных отношений и идея бунтарства. Особый характер историзма в романтической литературе.

3. Философская база европейского и отечественного романтизма. Предпосылки романтической философии в теософском учении Франса Гемстергейса и Луи Сен-Мартена. Историко-философская концепция Иоганна Гердера о поэтической индивидуальности наций. Идея субъективности познания Фридриха Шеллинга, теория индивидуализма Иоганна Фихте и их влияние на литературу.

4. Этико-эстетические особенности романтизма. Идея свободы творчества и возможности преобразования реального мира. Романтическая антитеза мечта – действительность. Прекрасное и безобразное, возвышенное и трагическое. Романтический катарсис. Концепция романтической личности и тема рока. Романтическая триада. Культ Поэта и Поэзии.

5. Сущность и своеобразие русского романтизма. Хронологические рамки, основные этапы, важнейшие течения и писательский состав. Пред- и постромантики. Ведущие жанры русского романтизма. Стилевые новации. «Школа гармонической точности». Романтическая диалектика. Наполеон и Байрон как архетипы романтического героя. Система образов романтизма. Специфика портрета, интерьера и пейзажа. Литературные манифесты русского романтизма.

Задания

1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия «романтизм», «предромантизм», «постромантизм», «субъективизм», «индивидуализм», «антитеза», «катарсис».

2. Выделите основные этапы развития русского романтизма и дайте им историко-литературную характеристику. Определите принципиальные отличия периодов друг от друга и объясните, с чем они связаны. Результаты наблюдений зафиксируйте в рабочей тетради.

3. Сравните характер романтизма в балладе В.А. Жуковского «Эолова арфа» и думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Охарактеризуйте различия между этико-психологическим и гражданским романтизмом. Выводы запишите в рабочую тетрадь.

Исследования

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

Ванслов В. Эстетика романтизма. – М., 1966.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.

Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX вв. – М., 1983. – С. 62-92.

Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

Дмитриев А.С. Теория западноевропейского романтизма // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. – С. 5-43.

Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. – М., 1960.

Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич. – М., 1987.

Луков В.А. Предромантизм. – М., 2007.

Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. – М., 1947.

Тема 7. Критический реализм

План

1. Происхождение термина. Возникновение реализма в мировой литературе. Роль сатиры в становлении реализма. Стихийный реализм Шекспира. Зарождение теории реализма в работах писателей-просветителей Европы. Предреализм в мировой и русской литературе. Национальные типы реализма. Манифесты западноевропейских реалистов.

2. Философские основы реализма. Роль идеализма Георга Гегеля, материализма Людвига Феербаха, позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера в развитии реализма. Объективное и субъективное в реализме. Социально-политические корни русского реализма. Роль эстетики В.Г. Белинского в формировании реализма. Концепция человека и мира.

3. Реализм и предшествующие художественные методы. Реализм и классицизм. От сентиментализма к романтизму и реализму. И.А. Крылов, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин как основоположники критического реализма в русской литературе. Роль «натуральной школы» в становлении реализма. Реализм и натурализм.

4. Национальное своеобразие русского реализма. Периодизация. Основные течения. Типология. Писательский состав. Манифесты русского реализма. Социалистический реализм и русская литература. Неореализм как художественное явление.

5. Идейные искания русских писателей-реалистов. Темы, идеи, образы. Критика социальной действительности. Типическое и неповторимое в литературе. Художественный детерминизм. Своеобразие историзма и народности. Реалистическая триада (типический характер, типические обстоятельства, верность деталей). Жанровая система. Полифонический роман как доминирующий жанр. Сатира в русском реализме.

6. Реализм в русской критике и литературоведении.

Задания

1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «реализм», «предреализм», «неореализм», «социалистический реализм», «идеализм», «позитивизм», «детерминизм», «типическое», «полифония».

2. Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Роль «натуральной школы» в развитии реалистического направления в русской литературе».

3. Выделите черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.

Исследования

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.

Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской зарубежной литературе XVII-XIX в. – М., 1983. – С. 92-137.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIXв. – М., 1982.

Николаев П.А. Реализм как творческий метод: историко-теоретические очерки. – М., 1975.

Петров С.М. Критический реализм. – М., 1974.

Развитие реализма в русской литературе / Ред. У.Р. Фохт и др. – М., 1972-1974. – Т. 1-3.

Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. – Л., 1971.

Наши рекомендации