Тема 23. Функции интерьера в художественном тексте
План
1. Понятие об интерьере в художественной литературе. Основные слагаемые интерьера. Интерьер и хронотоп. Сходство и различие интерьера в архитектуре, живописи и литературе. Роль мемуарно-автобиографической прозы в развитии литературных интерьеров. Сатира и интерьер.
2. Принципы классификации интерьеров: социальный (дворянский, купеческий, крестьянский), географический (городской, сельский), национальный, конфессиональный, профессиональный, батальный и т.п. Функции интерьера в художественной литературе (характерообразующая, хронотопическая, символическая, психологическая, культурологическая, сюжетно-композиционная и т.п.). Жанровая обусловленность интерьеров.
3. Поэтика интерьера. Пространство, расположение помещений и предметов, свет и цвет, звук, запах в интерьере. Роль животных в интерьере. Портрет в интерьере и интерьер в портрете. Роль зеркала в интерьере. Символика интерьера.
4. Пути становления интерьера в литературе: вещь – деталь – интерьер. Причины расцвета интерьера в литературе первой половины XIX века. Развернутое, гоголевское, и сжатое, пушкинское, описание интерьера и их синтез в творчестве Л.Н. Толстого.
5. Интерьер и экстерьер: их сходство и различие. Типология и функции экстерьера в художественной литературе. Поэтика экстерьера. Экстерьер и пейзаж.
Задания
1. Объясните, почему дореалистические художественные методы чуждались интерьера и экстерьера как художественного приема. Выводы запишите в рабочую тетрадь.
2. Выберите из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» описание интерьеров домов помещиков и чиновников и обоснуйте их роль в произведении.
3. Сравните интерьер и портрет в стихотворении И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» (1882) и картине В.И. Серова «Девушка с персиками» (1887). Выявите типологическую общность и различие этих произведений литературы и живописи.
Исследования
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 37–47.
Вещь в искусстве: Материалы научной конференции, 1984. – М., 1986. – С. 15–46, 210–225.
Вещь в контексте культуры: Материалы научной конференции, 1994. – СПб., 1994. – С. 13–14.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974. – С. 311–406.
Добин Е.С. Искусство детали. – Л., 1981. – С. 317–363.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995. – С. 23–88, 259–281.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002. – С. 201–206.
Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков. – М., 1992. – С. 25–146.
Тема 18. Диалог и монолог в структуре художественного текста
План
1. Диалог и монолог как формы речевой коммуникации и приемы создания художественного произведения. Диалог и диалогичность, монолог и монологичность. Понятие о диалогическом и монологическом герое и диалогическом поведении. Динамика соотношения монолога и диалога в художественном произведении в процессе развития литературы.
2. Бытовой и литературный диалог, монолог, полилог; их сходство и различие. Построение этих типов речи. Реплика как основа этих речевых форм. Характерные приметы монологической реплики.
3. Диалог в классицистической и реалистической драме. Диалог в поэзии и прозе; специфика их развития. Функции диалога в литературном произведении. Реминисценция
как форма диалога писателей. Понятие об интертексте в диалоге.
4. Значение жеста, мимики, движений, немых сцен в диалоге. Визуальный, слуховой, письменный диалог и особенности их функционирования в литературном тексте. Структурные типы диалога. Язык и стиль диалога. Диалогическая динамика.
5. Сферы бытования монолога в художественной литературе. Жанрово-стилистические различия монологов. Монологическая экспрессия. Типология монологов. Несобственно прямая речь и ее роль в произведении. Монологические амплуа в драме. Что такое монодрама?
6. Полилог как разновидность диалогической речи. Типы полилогов и их функция в произведении. Структура полилога.
7. Жанр диалога в мировой и русской литературе. «Разговоры» в отечественной словесности XVIII столетия. Диалоги русских поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некра-сова, В.М. Маяковского поэзии как литературно-общественные манифесты.
Задания
1. По справочной литературе отработайте теоретические понятия «монолог», «диалог», «трилог», «полилог», «реплика», «фраза», «речевая коммуникация», «реминисценция», «интертекст», «монодрама».
2. Из художественной литературы подберите примеры различных типов диалога: диалог-противоречие, диалог-спор, диалог-ссора, диалог-унисон, диалог-сообщение, диалог-об-суждение, диалог-беседа.
3. Выделите жанровые признаки монодрамы, опираясь на сочинения А.П. Чехова «О вреде табака» и В.Я. Брюсова «Путник». Выводы запишите в тетрадь.
Исследования
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений в 7-и тт. – М., 2000. – Т. 2. – С. 102–137, 156–137.
Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1976. – С. 216–235.
Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 75–87.
Винокур Г.О. Филологические исследования. – М., 1990. – С. 241–249.
Винокур Т.Г. Диалогическая речь. Монологическая речь. Полилог // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 135, 310, 381.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002. – С. 194–201.
Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. – М., 1986. – С. 25–58.