II. Синтаксические минутки
• Задание. Назовите основы предложений, определите типы сложных предложений.
1. На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. 2. Уже давно созрела земляника в лесу, а деревенские ребята не торопились ее собирать. 3. В жаркий день мы отдыхали под раскидистым дубом, его крона сохранила в себе прохладу. 4. Когда брат уходил, кот громко мяукал и не давал ему пройти.
III. Конструирование сложноподчиненных предложений.
1. Чайник уже вскипел, когда …
2. Пес подбежал с правой стороны, чтобы …
3. Ребята не купались в этом озере, потому что …
4. Медведь остановился там, где …
IV. Графический диктант.
При проверке ученики дают краткие характеристики предложениям.
1. В доме было жарко, и Даша вышла в сад. 2. Мальчик не подобрался к самой воде, потому что лед ломался. 3. Берег начинался там, где кончалась каменная мель. 4. С неба свет лился прямыми потоками, и вершины леса казались выпуклыми. 5. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья ореха.
V. Взаимопроверка.Упражнение 228 – самостоятельно.
VI. Составьте предложения по заданным схемам:
1) [ ], [ ]. 3) [ ], и [ ].
2) [ ]. 4) [ ], (чтобы …).
VII. Формирование умения различать сложные предложения.
Выпишите предложения, соответствующие видам:
а) сложносочиненное, б) сложноподчиненное,
в) простое предложение, г) бессоюзное сложное предложение.
1. В живом уголке появились новые обитатели. 2. По небу быстро летели обрывки туч, по мостовой и стенам домов ползли густые тени (М. Горький). 3. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 4. Если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются.
Домашнее задание: упражнение 231.
Урок 37.
Сложное предложение
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись словарных слов.
Досуг, инженер, квартал, фарфор, хлопок, теннис, информация, участвовать, карнавал, магазин, профессия, почерк.
III. Синтаксические минутки.
Назовите грамматические основы предложений.
Предложения записаны на доске.
1. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.) 2. А за окном было уже позднее утро, солнце растворило смолу на стволах сосен. (Г. Бакланов.) 3. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачнее, но все небо было обложено ими. (М. Горький.) 4. Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. (А. Чехов.)
IV. Беседа по вопросам.
1. Какое предложение называется сложным?
2. Назовите средства связи простых предложений в составе сложного.
3. Каким знаком препинания на письме разделяются части сложного предложения?
4. на какие две группы по способу соединения простых предложений делятся сложные предложения?
5. Что может соединять союз и в простых предложениях? в сложных?
V. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнения 228 (устно).
2. Выполнение упражнения 229 (I) (письменно).
VI. Запись предложений под диктовку.
Выделить грамматические основы, начертить схемы.
1. Ласточки пропали, а вчера с зарей все грачи летали … (А. Фет.) 2. Степка подрос, подросло также его любопытство. (Д. Григорович.) 3. Качаются кувшинки, и доносится дальний лай деревенских собак. (В. Короленко.) 4. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо. 5. Леса – хранители вод. (С. Аксаков.)
VII. Устный схематический диктант.
Карточки со схемами выставлены на наборном полотне. Учитель читает предложения, ученик указывает схему, дает характеристику предложению.
1. Перепадали частые дожди, и на березовых листьях появилась первая желтизна. (К. Паустовский.) 2. Солнце уже пряталось, на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (А. Чехов.) 3. От радости девочка запрыгала на месте.
Домашнее задание: упражнение 229 (II).
Урок 38.
Простые и сложные предложения
Цель: повторение сведений по теме, полученных учащимися на предыдущих уроках.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по распознаванию предложений.
• Задание. Запишите предложения в следующем порядке:
1) простые; 2) сложные бессоюзные; 3) сложносочиненные; 4) сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания.
1. Он еще (не) помнил чтобы она когда-нибудь (не) дождалась его возвращения. 2. Он даже (не) обернулся шапку надел только на улице. 3. Все посмотрели ему вслед но никто (не) улыбнулся. 4. Он торопился как будто мать-старушка ждала его на родине. 5. Он шел, широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. (И. Тургенев.)