Лексические особенности научного стиля
Лексика научного стиля представлена 4 пластами:
терминологией;
словами с обобщенно-абстрактным значением;
межстилевой (общеупотребительной) лексикой;
словами, организующими движение мысли.
Термины несут в себе значительно большую информацию, нежели другие лексические единицы.
Следует различать общенаучные термины и термины специальные.
Общенаучныетермины (система, программа, функция, универсальный, адаптация) применимы ко многим областям научного знания. Специальные термины(эргономика, иммуногенетика, микропроцессор, токоприемник, контактная подвеска) именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории; подобные слова обычно однозначны.
Морфология научного стиля.
Типичной чертой научного стиля является:
преобладание имени существительного над глаголом. Особенно частотны отглагольные существительные (изучение, рассмотрение, определение, наблюдение и т.д.);
наличие глагольно-именных конструкций, в которых основную семантическую нагрузку несет имя существительное, например, сочетанию произвести расчет в разговорном стиле будет соответствовать глагол рассчитать;
исключительная активность родительного падежа (линия электроснабжения, свойство металла, обработка сообщения и т.д.). Цепочки родительного падежа могут быть достаточно длинными (выяснение закономерностей формирования структуры общественного производства);
замена форм единственного числа отвлеченных и вещественных существительных формами множественного числа, например, смазочные масла (а не масло), состояния, концентрации, топлива, скорости и т.д.;
активное использование аббревиатур (АРМ – автоматизированное рабочее место, СИЗ – средства индивидуальной защиты, ЛЭП, СЦБ и т.д.);
использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется, анализируется, наблюдается и т.д.);
частотность краткой формы качественных прилагательных (характерен, свойственен и т.п.);
замена личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа (я, ты) так называемым авторским мы;
наличие причастий и деепричастий. Наиболее употребительна краткая форма причастий (решен, использован, распространен и т.д.);
цифровое, а не словесное обозначение числительных;
употребление наречий, предлогов и союзов в качестве средств логической связи (ранее, далее, выше; ввиду, в течение, в связи с; однако, но).
Синтаксические особенности научного стиля.
Синтаксис научного текста призван строго логически, последовательно и аргументированно излагать ход мысли. Этим обусловлено:
тяготение к сложным распространенным синтаксическим конструкциям;
активное употребление причастных и деепричастных оборотов;
широкое использование страдательных конструкций (представляется возможным, в работе рассматривается, в статье анализируется и т.п.);
использование вводных слов и конструкций, организующих последовательность изложения (например: итак, следовательно, во-первых), выражающих предположения (например: очевидно, вероятно), указывающих на источник информации (например: по нашему мнению, с нашей точки зрения) и т.п..
- 4 –
При безусловной общности специфических особенностей научной прозы данный стиль неоднороден. В зависимости от целевой установки и характера адресата выделяют следующие его разновидности – подстили. Каждый подстиль реализуется в разнообразных жанрах научных произведений (см. табл. 2).
Таблица 2
Характе-ристики/ подстили | Собственно научный | Научно-справочный | Учебно-научный | Научно-популярный |
Цель | сообщение нового научного знания | максимально точное сообщение научной информации | изложение основ науки | изложение научных данных в доступной и занимательной форме |
Адресат | ученые, специалисты | специалисты в данной области науки | будущие специалисты | широкий круг читателей |
Признаки | точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность рассуждения, лаконичность формы, выражение своего отношения к поднимаемой проблеме | стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств | обучающий характер, изобилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований | доступность изложения, возможность использования образных языковых средств, примеров и сравнений, употребление элементов устной речи |
Жанры | научная монография, статья, доклад и др. | реферат, аннотация, каталог, специальные словари, патентные и технологические описания и др. | учебник, учебно-методическое пособие, словарь, лекция, конспект и др. | очерк, эссе, научно-популярная лекция, статья в периодическом издании и др. |
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «функциональный стиль»? Какие функциональные стили выделяются в современном русском языке?
2. Назовите черты, отличающие научный стиль от других функционально-стилевых разновидностей языка.
3. Охарактеризуйте лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
4. Какие разновидности (подстили) можно выделить в научном стиле и почему?
Лекция № 4