Массовая работа в школьной библиотеке
Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу, из которых, впрочем, состоит почти вся сегодняшняя история библиотечного дела в России. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.
Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать); функциональная (вторичная) неграмотность; взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков (чтение боевиков и любовных романов); проблема доступа к чтению и другие .
Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации последней. Поэтому мы полностью согласны с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде .
Далеко не последнюю роль в содействии формированию общей культуры детей и юношества играет школьная библиотека. В сегодняшних непростых условиях школьная библиотека - это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся. Школьная библиотека всегда рядом, ее деятельность не скована рамками учебной программы, что, безусловно, расширяет ее возможности. И, как правило, поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению являются одним из важнейших направлений ее работы.
Работа школьной библиотеки, в том числе, и массовой, отличается некоторыми особенностями. Первое и самое главное, очень большая нагрузка на школьного библиотекаря. Согласно Межотраслевым нормам времени, работник библиотеки, обслуживающий детей, должен за 6 часов работы обслужить 30 человек. (8, 85). Школьные библиотекариимеют богатый опыт и большой запас различных форм работы со школьниками. Ежегодно ими проводится множество массовых мероприятий. Можно отметить работу библиотекарей лицея с. Хлевное, МОУ СОШ с. Дмитряшевка, МОУ СОШ с. Конь-Колодезь и др.
Знакомство с работой школьных библиотек показывает, что практически все они ведут большую воспитательную работу путем приобщения школьников к книге и поощрения чтения. Большинство библиотекарей готово работать, имея низкую заработную плату при условии, что у них будут возможности качественно выполнять свою работу. ЦИМ РООП, являясь методическим центром повышения квалификации для библиотек школ , ведет активную работу по обобщению положительного опыта массовой работы, которая позволяет познакомить библиотекарей с лучшими образцами деятельности их коллег. Курсы повышения квалификации включают лекционные и практические занятия, которые рассматривают различные аспекты массовой работы школьной библиотеки. Предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации, которые могут быть полезными при планировании и организации мероприятий в школьной библиотеке.
Рекомендации в помощь проведению массовой работы в школьной библиотеке
Цели массовой работы - показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Ибо массовые мероприятия с их использованием различных форм и приемов помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Мы должны доказать детям, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком. В значительной степени, мы стремимся к реализации стратегической цели - научить хотеть читать, ибо это означает способствовать обогащению эмоционального опыта ребенка, помогать получению осмысленной информации и знаний. Мы должны научить хотеть читать для содействия саморазвитию личности ребенка, для содействия раскрытию его творческого потенциала.
Массовая работа в школьной библиотеке, как правило, ведется по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу.
Приступая к разработке программ приобщения учащихся к чтению, при составлении плана работы библиотекарю следует ставить четкие цели и задачи массовой работы вообще и каждого мероприятия в частности.
Например, главная цель мероприятия - приобщение к книге, поощрение свободного чтения. Достижение этой цели будет возможно через решение следующих задач: познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для детей и юношества, показать красоту родного языка, научить сопереживать героям книги, стимулировать детскую фантазию.
При проведении мероприятий в помощь учебному процессу главной целью может выступать содействие усвоению учебного материала средствами эмоционального воздействия, активизация познавательной деятельности учащихся. Задачами будут выступать: знакомство с дополнительными материалами и литературой по определенному предмету, расширение знаний школьников об изучаемых предметах.
Формы работы со школьниками имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей. В последнее время традиционные формы работы с книгой, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге уходят в прошлое, заменяясь новыми, более живыми, интерактивными формами работы: брейн-рингами, КВНами, различными играми, виртуальными путешествиями и т.п. Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.
Если попытаться систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, по охвату читателей, по времени, затраченному на подготовку, можно выделить 3 основные группы.
1. Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина.
2. Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра (брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс-конференция, конкурс.
3. Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы со школьниками: КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.
Отдельное место занимают такие сложные формы работы как клубы и кружки.
При подготовке и проведении мероприятий в школьной библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.
4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» . Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников
7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.
8. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, “рекламу“ книги и чтения.
Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Библиотекарь должен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности. Сюда входят:
- организационный момент: создание сценария, формирование команды, встречи с учителями , подготовка информации о мероприятии;
- подготовительный этап: организация книжных выставок, проведение обзоров литературы, индивидуальная работа со школьниками, подготовка реквизита;
- проведение мероприятия;
- заключительный этап: обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов и альбомов.
Различные формы массовой работы имеют свои особенности.
Чтение вслух.
«Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые два-три года самый процесс чтения еще утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное» (Цит. по 4, 123).
Чтение вслух - наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с младшими школьниками. Между тем, в США еще в 70-е годы была разработана национальная программа поддержки свободного чтения и формирования мотивации к чтению как средство борьбы с функциональной неграмотностью, в основе которой лежало именно чтение вслух. Это неудивительно, ибо чтение вслух способствует созданию у школьников образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста. Естественно, выбирая эту форму работы с книгой очень важно соблюдать определенные требования. Необходимо читать четко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, способное держать внимание ребенка, ибо не секрет, что монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками не будут слушать даже взрослые, каким бы интересным не было его содержание.
Иногда после чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Подчас более действенным оказывается просто чтение без комментариев, которое дает ребенку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное. Кстати заметим, что исследования называют одной из причин, которые отвращают детей от чтения, необходимость писать отзыв, отчет о прочитанном (21, 150). Можно предложить нарисовать рисунки после занятия, т.к. дети младшего школьного возраста охотно рисуют. Учитывая более сильное воздействие зрительных образов на ребенка, можно дополнить чтение вслух отрывками из мультфильмов.
При проведении таких занятий библиотекарь должен учитывать следующие моменты. Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в первых-вторых классах 20-25 минут, в третьих – четвертых - 30-35 минут. Если чтение вслух сопровождается видеофрагментами, то их целесообразно показывать в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздействие на школьников и после них аудиторию очень трудно успокоить. Если библиотекарь во время чтения заметил нарушение дисциплины, не следует прерывать чтение и делать замечания, надо постараться привлечь внимание нарушителей, чтобы не портить эффект для всех остальных и не создавать ситуации принуждения.
Обзоры литературы - это традиционная и проверенная форма работы, которая может быть действенной, если при ее использовании соблюдать несколько правил. Первое и самое главное – обзор должен быть интересным, живым. Сухая аннотация и скрупулезное перечисление выходных данных не интересны даже взрослым, не говоря уже об учащихся школы. Кроме того, с различными возрастными группами следует проводить различные виды обзоров. Например, младшие школьники намного лучше воспринимают материал, если рассказ перемежать беседой, зачитывать интересные отрывки и показывать яркие иллюстрации. Поэтому наиболее приемлемым видом обзора здесь будет обзор-беседа или обзор у книжной выставки. Со старшими школьниками впрочем, ничуть не проще. Конечно, здесь можно провести классический библиографический обзор, или обзор-лекцию, когда рассказ о книге сменяется интересным фактическим материалом. Главная цель обзора и в том и в другом случае – привлечь внимание к книгам, заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять эту книгу и прочитать ее. В противном случае эффект будет обратный. Трудно даже представить себе вред от обзора литературы, когда библиотекарь формально «отбубнил» свой текст под слабый (или сильный) рокот класса.
Прекрасно «оживляют» обзор и привлекают внимание слушателей игровые моменты. В этом случае, перемежая подачу информации о книгах с фрагментами игр, можно добиться прекрасных результатов.
Методика проведения обзора литературы отработана. Каждый обзор должен иметь вступление, основную часть (непосредственное знакомство с книгами) и заключение. В обзоре библиотекарь должен кратко раскрыть содержание рекомендуемой литературы. Подчеркнем, что раскрыть содержание не означает пересказать его. Обзор для учащихся среднего и старшего возраста – это по сути дела, беседа или лекция на определенную тему с привлечением иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Дидактические требования – занимательность и доступность изложения, активизация слушателей. «Обзор должен вызвать интерес к книге или творчеству писателя, к теме чтения, вызвать у читателя желание самостоятельного знакомства с литературой» (4, 210)
«В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, и серьезными, и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка напряжения слушающих обзор подростков. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся до назначенного времени его окончания, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию: задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстративный материал, выразительно прочесть интересный отрывок из книги» (4, 211).
Обзор научно-популярной литературы должен привлекать внимание к познавательному материалу, содержащемуся в ней. Возможно, здесь необходимо разъяснить то, что может быть сложно, показать, как использовать данную книгу и сведения, приведенные в ней. В сегодняшних условиях, когда явственно прослеживается тенденция образования как основы социализации учащихся, особенно важно подчеркнуть связь научных сведений с жизнью.
Количество книг, которые можно использовать в обзоре может быть различным - от одной до десятка. Это зависит от цели, темы обзора, выделенного времени и возможностей библиотеки.
Викторины и литературные загадки - это формы работы, которые развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.
Викторины – занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.
Литературные загадки – это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п.
Не случайно они пользуются большим успехом у школьников. Действительно, здесь ребята могут проявить свои познания, а в том, что они это очень любят делать, нет никакого сомнения. У меня перед глазами стоит сцена из мероприятия, которое мы проводили с второклассниками, когда желание малышей ответить на вопросы было так велико, что некоторые даже стонали, а один ребенок подползал по ковру все ближе и ближе к ведущему, держа высоко вверх поднятую руку. При проведении викторин существует одна опасность – надо совершенно четко организовать систему ответов, в противном случае неизбежны шум, гвалт, и что самое недопустимое – обиды и необъективность оценки. Потому что при нечеткой организации они будут отвечать все сразу.
Подготовка к викторине - предварительная работа с предлагаемой литературой, организация книжной выставки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы.
Кстати, можно порекомендовать новые формы викторин – видеовикторина – показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к детским книгам.
Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярностью у школьников, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности.
К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других.
Эти формы работы развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, придают мероприятиям живой, неформальный характер. Они расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведения обзора литературы или частью системы мероприятий, посвященных одной теме. Методика проведения предполагает, что библиотека объявляет заблаговременно тему литературной игры, книги, рекомендуемые для подготовки, демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре литературы. Срок подготовки может быть небольшим, примерно 10-15 дней, в значительной степени это зависит от объема предполагаемого материала.
Игры-путешествия для учащихся младших классов неплохо готовить с привлечением школьников среднего возраста, которые способны преобразиться в Незнайку, Доктора Айболита или Золушку. Если в игре присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно. Вспоминаю, как трепетно и осторожно переходили первоклассники через волшебную «речку», сделанную из куска ткани, какими круглыми глазами они смотрели на «лешего» (ученика 7 класса), который выскочил из-за угла, как дружно отвечали на вопросы бабы-Яги, стремясь найти волшебный ларец с драгоценными книгами. Понятно, что и восприятие в этом случае обостряется, и интерес возрастает.
Брейн-ринги, КВНы тоже можно проводить с маленькими читателями, но они не будут такими эффективными, потому что формы коллективной и самостоятельной работы еще сложны для них. Здесь существует опасность, что многие из ребят будут просто сидеть и тихо переживать. Зато при работе со школьниками среднего и старшего возраста эти формы незаменимы. Преимущества их в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.
Помимо брейн-рингов с ребятами постарше можно проводить различные игры, где самостоятельные задания перемежаются полезной и нужной информацией. Эти игры побуждают инициативу, стимулируют познавательные интересы.
Методика подготовки и проведения литературных игр и состязаний: вначале продумывается тема, цель, форма игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. Библиотекарь самостоятельно или вместе с учителем-предметником готовит вопросы, продумывает условия, пишет сценарий проведения игры. Затем оформляется выставка литературы и делаются обзоры литературы. Учащимся дается время (от одной недели до месяца) на знакомство с темой и книгами. Можно познакомить предполагаемых участников игры с направлениями, по которым будет проводится игра. За одну - две недели до предполагаемого срока вывешиваются красочные объявления для зрителей. Формируется состав жюри, которое, кстати, может включать школьников более старшего возраста. При проведении игры целесообразно использовать музыку для создании праздничного настроения, для заполнения пауз при подсчете очков и т.д. Если по условиям конкурса предусматриваются письменные задания, необходимо заранее позаботиться о бумаге и карандашах. Перед началом игры ведущий четко объявляет правила и условия игры, очередность ответов, время на их обдумывание. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей. Если нет призов, можно просто вывесить плакат с результатами конкурса. Это будет приятно выигравшей команде, это поднимет престиж мероприятий, проводимых в библиотеке, это, наконец, покажет работу библиотеки как культурного центра школы.
Еще большее воздействие оказывают на читателей (особенно маленьких), костюмированные балы и праздники. Положительные эмоции усиливаются от того, что ребята заранее готовятся принять участие в празднике, учат стихи, песни, готовят костюмы вместе с родителями. Плюсами такого рода мероприятий являются глубокое эмоциональное воздействие, возможность привлечь к непосредственному активному участию практически всех членов класса, предоставление возможности школьникам проявить себя, свои способности и дарования. Конечно, такое мероприятие школьная библиотека может подготовить только вместе с классным руководителем, это сложное комплексное мероприятие. Правда, если вы все-таки решились на него, результаты превзойдут ваши ожидания. Такие праздники учащиеся начальной школы запоминают на всю жизнь. Например, библиотека ППК проводила литературно-музыкальный праздник “Пушкинский бал“ с учащимися четвертых классов, который готовился и проводился вместе с учителем. Это было незабываемо и для детей, и для родителей, и для организаторов. Это был праздник, в котором нашлось место каждому из школьников, которые пели, танцевали, читали стихи, играли на музыкальных инструментах. И как же приятно было наблюдать их блестящие глаза, сияющие лица, нежелание расходиться после праздника. Каждый школьник хотел сфотографироваться около большого портрета А.С. Пушкина.
Можно подчеркнуть, что при организации праздников программа не должна быть громоздкой, затянутой. Максимальное время проведения мероприятий для средних школьников не должно составлять больше часа. Как правило, литературный утренник или праздник строятся по следующей схеме: вступление библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественное чтение, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею праздника.
Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов. Это могут быть конкурсы на лучшую иллюстрацию к книге, на лучшую рукописную книгу по выбранной тематике, конкурс на лучшее стихотворение, или творческую работу о каком-либо писателе и т.п. Неоднократный опыт проведения конкурсов в школе на лучшую рукописную книгу показывает, что ребята прекрасно знают элементы книги, роль иллюстраций, стараются сделать интересным содержание. Иногда получается так, что дети «помещают» в свою книгу произведения классиков, так ведь и это неплохо. Они лишний раз прочитают прекрасные образцы поэзии и прозы.
Существует несколько этапов проведения конкурса.
Перед проведением конкурса необходимо тщательно продумать цели и условия его проведения, исходя из возрастных особенностей и возможностей учащихся. После этого создается положение о конкурсе, которое регламентирует состав участников, формы конкурсных работ, сроки проведения, требования к конкурсным работам. Кроме того, положение включает номинации конкурса, этапы конкурса, состав жюри, предусматривает поощрение победителей. Положение утверждается директором школы. Следующий этап –информационная работа – информация о конкурсе должна быть доведена до всех потенциальных участников. Для этого нужно повесить красочные объявления не только в библиотеке, но и на школьной доске объявлений, а также опубликовать в школьной прессе. Еще более продуктивным будет предварительное собеседование с классными руководителями, устная информация в классах. Для подведения итогов конкурса выбирается жюри, в состав которого можно включить учителей, организаторов воспитательной работы, представителей внешкольных организаций. После определения победителей наступает заключительный этап конкурса – награждение. Это не менее важная часть всего мероприятия и должна проводиться широко, открыто, возможно, даже в форме праздника. Моральное поощрение подчас оказывает даже более сильное воздействие, чем материальное, поэтому торжественное чествование победителей должно стать апофеозом конкурса.
Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.
Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.
Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы, как для подготовки библиотекаря, так и для восприятия школьников. Наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной композиции, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным, или включаться тихим фоном.
Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, здесь можно возразить. Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников. И, наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.
Иногда школьные библиотеки проводят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требует значительного времени. Перед проведением такого вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад, или сообщение. Однако, вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово учителя или библиотекаря.
Литературные вечера и встречи могут проводиться как общешкольное мероприятие, посвященное жизни или творчеству отдельного писателя. Здесь первым и основным условием является совместная работа с другими структурными подразделениями школы.
Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп. Большую помощь библиотекарю может оказывать актив библиотеки.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками.
Огромные перспективы открывают совместные формы работы с библиотеками централизованных библиотечных систем и специализированных детских и юношеских библиотек, которые имеют богатые фонды и квалифицированных специалистов.
Список использованной литературы:
1. Бессонов Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе / Л.П. Бессонов. Л., 1960. – 199с.
2. Воспитание творческого читателя: проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе: Книга для учителя / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981. – 240с.
3. Дембинский С.И. Вечера-концерты в школе, посвященные искусству / С.И. Дембинский. М.: Просвещение, 1969. – 80с.
4. Житомирова Н.Н. Руководство чтением детей в библиотеке: учебник / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. М.: Советская Россия, 1965. – 263с.
5. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр: методические рекомендации для школ, внешкольных учреждений, лагерей / Под ред. О.С. Газмана и др. М., 1990. – 55с.
6. Козлова О.В. Библиотекарь в школе: что делает и сколько / О.В. Козлова // Завуч. – 2000. - №8. – С.101-107.
7. Кондрашов В.Н. Литературные викторины: пособие для учителей / В.Н. Кондрашов. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Просвещение, 1968. – 248с.
8. Краткий справочник школьного библиотекаря / Под общ.ред. Г.И. Поздняковой. - СПб: Профессия, 2001. - 352с.
9. Куликова С. Литературное творчество как средство самовыражения и воспитания художественного вкуса читателей школьной библиотеки / С. Куликова // Школьная библиотека. – 2001. - №2. – С.22-24.
10. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: методическое пособие. Вып.6. Мир игры: игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск, 2000. – 120с.
11. Муравьева Л. Во власти странных дум...: Литературный, литературно-философский, литературно-публицистический разговор как жанр библиотечной режиссуры / Л. Муравьева, Т. Рудишина // Библиотека в школе. - 2001.-5.-с.12-15
12. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. М.: Книга, 1972. – 152с.
14. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: приобщение детей к художественной литературе как к искусству / З.И. Романовская. М.: Педагогика, 1982. – 128с.
15. Рудишина Т. Зачем мы мучаем себя?: Ассамблея... диспут... кабаре... капустник... / Т. Рудишина // Библиотека в школе (приложение).- 2000.-12.-с.8-10.
16. Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе: из опыта работы / Е.Д. Селиванова. М.: Просвещение, 1982. - 72с.
17. Славина И.И. Литературный клуб старшеклассников / И.И. Славина. М.: Просвещение, 1969. – 111с.
18. Смелова О. И. Браво, массовая работа! / О. И. Смелова // Библиотека.-2003.- N2. - С. 16-
19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. - 557с.
20. Читающая Россия: мифы и реальность: сборник статей по проблемам чтения. М.: Либерея, 1997. - 200 с.
21. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: методическое пособие для учителей и воспитателей / М.Г. Яновская. М.: Просвещение, 1974. – 127с.
22. Donham J. Enhancing teaching and learning: A leadership guide for school library media specialists /J. Donham. New York, London: Neal-Schuman Publishers, Inc., 1998. - 258p.
23. May F.B. Reading as communication: interactive approach / F.B. May. The 3-d edition. Columbus, Toronto, London, Melbourne, 1990.
24. Prostano E.T., Prostano J.S. The school library media center / E.T Prostano, J.S Prostano. 5-th ed. Englewood, Colorado: Libraries Unlimited, Inc., 1999. - 170p.