Типологический и текстологический анализ издания

Рассматриваемое издание:

Блок, А. А.
Театр [Текст] / А. А. Блок ; Вступ. ст., сост., примеч. П. П. Громова. — 2-е изд. — Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1981. — 494 с., 2 л. ил., 1 л. портр. : ил. — (Библиотека поэта : большая сер.).

1.Анализ вида издания

1.1. Общий замысел издания как критерий вида издания.

Критерием вида издания является объективный общий замысел издания как способ удовлетворения объективного общественного интереса:

— К творчеству автора в целом, но может быть отражено на избранном составе произведений. Главная задача — представить все стороны писательской деятельности автора

— отражение части творчества одного или нескольких авторов.

Данное издание является авторским сборником, в который вошли все законченные драматические произведения А. А. Блока (за исключением «Рамзеса») и драматические переводы. Главная задача сборника — раскрыть для читателя Блока-драматурга.

1.2. Общая характеристика творческого наследия автора.

Свой театр Блок при жизни издавал трижды: в книгу «Лирические драмы» (СПб., 1908) вошла трилогия 1906 года: «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка»; в сборнике «Театр» (М., 1916) прибавились «Роза и крест» и перевод «Действа о Теофиле»; «Театр» (3-е изд., СПб., 1918) повторял состав предидущего сборника, исключая «Действо о Теофиле». В 1919 году в издательстве «Алконост» предполагалось новое , более полное издание драматических произведений Блока, но напечатана была лишь «Песня Судьбы» (Пг., 1919).

Из посмертных изданий наибольшую научную ценность имеет Собрание сочинений в 12-ти томах (Л., 1932-1936), в подготовке которого принимала участие Л. Д. Блок, в чьем непосредственном ведении находился архив Блока. Все оригинальные драматические произведения представлены здесь в отдельном, 6-м томе (1933) в отрыве от переводных и от статей, относящихся по своему характеру к приложениям; впервые опубликованы многочисленные рукописные материалы, отражающие различные этапы работы Блока над «Королем на площади», «Песней судьбы», «Розой и крестом».

В осуществленном в 1960-1963 гг. Собрании сочинений в 8-ми томах впервые в одном томе (т. 4, 1961) собран весь театр Блока.

1.3. Анализ состава авторских текстов в издании.

В данное издание вошли все законченные драматические произведения Блока, за исключением «Рамзеса» — прозаических «сцен из жизни древнего Египта», написанных им в 1919 году в связи с работой в «Комиссии по составлению исторических картин». В разделе «Приложения» сосредоточены наиболее существенные материалы, характеризующие работу А. А. Блока над драмами. Выборочно приводятся первоначальные редакции, наброски и планы.

1.4. Формулировка общего замысла анализируемого издания.

Главная задача данного сборника — дать исчерпывающее представление о драматическом творчестве А. А. Блока.

1.5. Обоснование вида анализируемого издания.

Издание является авторским сборником законченных драматических произведений А. А. Блока. Сборник раскрывает перед читателем Блока-драматурга.

2.Анализ типа издания

2.1. Целевое назначение издания как критерий типа издания.

Конкретизация общего замысла издания типом читательского восприятия – есть целевое назначение издания.

Данное издание рассчитано на читателя уже знакомого с творчеством А. А. Блока и желающего более углубленно познакомится с драматическими произведениями поэта. По всей видимости, это издание является научно-массовым.

2.2. Анализ степени полноты подбора авторских тестов в конкретном издании.

Тексты сборника выверены по автографам Блока, хранящимся в его архиве в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом), и печатаются в последней авторской редакции по тому прижизненному изданию, где данный текст впервые окончательно установился, или по отем посмертным публикациям, которые соответствуют автографам, отражающим последнюю стадию работы над текстом. В отдельных случаях выполнены пропуски; исправлены опечатки.

2.3. Основной корпус текстов. Дополнительный корпус текстов.

Первый раздел сборника составляют шесть пьес поэта, полно представляющих путь Блока-драматурга. Второй раздел включает переводы двух стихотворных драм – Рютбефа и Фю Грильпарцера. Дополнительный корпус текстов: «Приложения» содержат некоторые наиболее существенные материалы (предисловия, примечания, выступления Блока и т.п.), непосредственно связанные с его драматургией. «Другие редакции и варианты», в котором выборочно приводятся первоначальные редакции, наброски и планы драматических произведений.

2.4. Принципы расположения авторских текстов (композиция издания).

Принцип расположения текстов в издании не указывается. Разделы сборника не отвечают ни жанровому, ни хронологическому принципу. Драматические произведения разных лет приведены без всякой временной последовательности. По их расположению трудно понять эволюцию творчества автора. Но система расположения пьес более соответствует тематическому принципу.

2.5. Характер текстологической работы при подготовке издания.

Сборник составляют шесть пьес поэта: «Балаганчик», «Король на площади», «О любви, поэзии и государственной службе», «Незнакомка», «Песня Судьбы», «Роза и крест». Включение диалога «О любви, поэзии и государственной службе», написанного целиком прозой, оправдано его прямой генетической связью с «Королем на площади». Второй раздел включает переводы двух стихотворных драм – Рютбефа и Фю Грильпарцера. «Приложения» содержат некоторые наиболее существенные материалы (предисловия, примечания, выступления Блока и т.п.), непосредственно связанные с его драматургией. Ввиду большой значимости этого раздела для данного сборника, материалы «Приложений» снабжены комментариями справочно-библиографического характера, имеют самостоятельную нумерацию и помещены перед разделом «Другие редакции и варианты», в котором выборочно приводятся первоначальные редакции, наброски и планы драматических произведений.

В разделе «Другие редакции и варианты» представлены варианты фраз и отдельных слов, зачеркнутые или, напротив, позднее вписанные автором: они приводятся в квадратных скобках; в угловых скобках заключен текст, дополненный составителем.

В примечаниях содержится также необходимые сведения историко-литературного и реального характера.

2.6.Состав и характер научно-сопроводительного аппарата в издании.

Научно-сопроводительный аппарат состоит из:

2.7. Приложения.

В раздел «Приложения» включены:

— Предисловие <к сборнику «Лирические драмы»>;

— Примечания к драме «Роза и крест»;

— Записки Бертрана, написанные им за несколько часов до смерти;

— «Роза и крест» (К постановке в Художественном театре);

— <Объяснительная записка для Художественного театра>;

— Предисловие <к «Действу о Теофиле» Рютбефа>;

— <к «Праматери» Ф. Грильпарцера>.

А также: Другие редакции и варианты, Примечания, К иллюстрациям.

2.8. Виды комментариев в издании, их набор и содержание.

Приводится информация о других рукописных и печатных источниках текста, таких как беловые и черновые автографические рукописи, копии третьих лиц, печатные источники, как прижизненные, так и посмертные публикации автора.

В издании совмещены комментарии и примечания. Они расположены после основного текста.

2.9. Характер и содержание вступительной статьи (статей).

В издании приведена вступительная статья П. П. Громова «Поэтический театр Александра Блока» и носит исторический и литературоведческий характер.

2.10. Виды, характер и содержание указателей.

Указатели в издании отсутствуют.

2.11. Формулировка целевого назначения анализируемого издания.

Целевое назначение издания – отражение процессов и результата исследования части творчества А. А. Блока, а именно, драматических произведений. Издание является научно-массовым по типу, а, следовательно, преследует две цели: популяризацию самого литературного явления и популяризацию научной оценки этого издания.

Наши рекомендации