Практическое занятие №1
Рассказ в творчестве В.Распутина. Анализ рассказов «В ту же землю» и «Нежданно-негаданно»
1. Острота социальной и нравственной проблематики в рассказах «В ту же землю» и «Нежданно-негаданно».
2. Основные герои рассказов, драматизм их судеб.
3. Кульминация в рассказах. Прокомментируйте эту ситуацию с точки зрения социального, философского и эстетического критерия.
4. Роль природных образов в рассказах В.Распутина.
Литература
1. Курбатов В. Предчувствия (о В. Распутине) // Наш современник. 1992. № 1.
2. Курбатов В. В. Распутин. Личность и творчество. – М., 1992.
3. Митин Г. Слово, необходимое России (о Распутине) // Литература в школе. 1990. № 5.
4. Панкеев И.А. В.Распутин. По страницам произведений. – М., 1990.
5. Перевалова С.В. Автор и герои в прозе В.Г. Распутина 1990-2000-х годов // Русская словесность. 2006. № 8.
6. Семенова С.Г. Валентин Распутин. – М., 1987.
7. Дырдин А.А. В. Распутин: Национально-художественный стиль мышления // Литература в школе. 2007. № 11.
8. Костылева И.А. Метафизика и реальность в рассказах В.Распутина // Художественный текст и культура. Материалы шестой международной научной конференции. – Владимир, 2006.
Практическое занятие №2
Жанр рассказа в творчестве В.Дегтева. Анализ рассказов «Выбор», «Карамболь», «Последний парад»
1. Рассказ «Выбор». История любви на войне как основа сюжета. Трагический характер этой истории.
2. Образы главных героев. Приемы создания.
3. Черты поэтики: лаконизм, острота сюжета и конфликта, минимальное количество героев. Роль детали. Стиль рассказа.
4. Рассказ «Карамболь». Изображение войны в рассказе. Можно ли говорить о следовании автора традициям русской классики в изображении войны? («Явление, противное человеческому разуму и человеческой природе». Л.Н.Толстой).
5. Образ майора Конищева. Драматизм судьбы главного героя. Смысл сюжета и финала.
6. Почему В. Дегтева называют русским Джеком Лондоном?
Литература
1. Сычева Л. После крушения // День литературы. 2005. №11.
2. Струкова М. Певец русской удали // Наш современник. 2011. № 9.
3. Свиридов А. Размышления о творчестве В.Дегтева. «Я – русский писатель». communa.ru>index.php…
4. Белянский Н. Этот непредсказуемый и дерзкий Дегтев //Литературная Россия. 2000. №46.
Практическое занятие №3
Повесть Л.Бородина «Год чуда и печали»
1. Оригинальность сюжета повести. Как в нем соединяются реальное и сказочное?
2. Как изображена природа в повести? Описание Байкала. Байкал как центральный поэтический и философский символ произведения.
3. Содержание и смысл рассказанной герою легенды. Главные герои легенды, их необычность. Значение образа Сармы.
4. Характеристика рассказчика, главного героя повести. Почему именно этот мальчик становится свидетелем и участником чудесных событий? Какова его роль в повести?
5. Что такое чудо, с точки зрения автора? Почему неизбежна печаль? Почему печаль становится невыносимой для героя? Как реализуется в повести мотив прощения? Язычество и христианство в структуре произведения.
Литература
1.Осипов В. Искатель правды // http://www.moskvam.ru/zhurnal/publication/?id=528
2.«Считаю себя русистом» // День литературы. No: 4(68) Date: 12-04-20023. 3. Без выбора. Автобиографическое повествование. М., 2003.
4. Бондаренко В. Несломленный: О Л.Бородине // Слово. 1989. №10;
5. . Куняев С. Дон Кихоты и «третья правда» // Литература в школе. 1991. №2.
7. «Из писателей я самый счастливый человек» [Беседа с Л.И.Бородиным В.Н.Запевалова] // Русская литература. 1998. №3;
8. Штокман И. Леонид Бородин — слово и судьба. М., 2000;
9. Кублановский Ю. «Без выбора». Неволя, нищета, счастье... // Новый мир. 2004. №3.
Практическое занятие №4
Проблематика и поэтика романа А.Иванова «Географ глобус пропил»
1. Полемический характер романа. «Географ глобус пропил» в оценке критиков разных направлений.
2. Основные проблемы романа, их актуальность.
3. Неоднозначность образа главного героя Виктора Служкина. Кто он? «Лишний человек» или «последний романтик»? Что значат имя и прозвища главного героя? Служкин и его «взрослое» окружение.
4. Как изображены в произведении современная школа и современные ученики?
5. Мотив путешествия в романе. Какую роль играет поход? Как изменяет он героев романа?
6. Природа и ее роль в сюжете произведения, способы изображения. «Смысл реки» - в чем он? Можно ли сопоставить картины природы в романе с поэзией Тютчева? Лермонтова?
7. Тема любви в романе.
8. Лирическое и комическое в структуре и стилистике романа.
Литература
1.Беляков С. Географ и его боги // Вопросы литературы. 2010. №2.
2. http://www.arkada-ivanov.ru/ - сайт творчества Алексея Иванова.
Практическое занятие №5
Постмодернизм в творчестве В.Пелевина. Рассказы «Бубен верхнего мира» и «Хрустальный мир»
1. Реальность и фантасмагория – два полюса текста, их взаимодействие в рассказе «Бубен верхнего мира». Каковы принципы изображения этих миров?
2. История глазами В.Пелевина в рассказе «Хрустальный мир».
3. Черты постмодернизма в произведениях В.Пелевина: ирония, игра, эпатаж. Концепция мира в рассказах.
4. Литературные традиции и отношение к ним В.Пелевина. Проблема серьезной и массовой литературы и творчество В.Пелевина.
Литература
1. pelevin.nov.ru - Виктор Пелевин : сайт творчества
2. Амусин Марк. …Чем сердце успокоится. Заметки о серьезной и массовой литературе в России на рубеже веков // Вопросы литературы. 2009. №3.
3. Басинский П. Авгиевы конюшни // Октябрь. 1999. №11.
4. Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997.
5. Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл (Маканин, Петрушевская, Пелевин). – М., 2003.