Поэзия конца XIX – начала XX вв
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитаниесредствами художественной литературы духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;
· освоение художественных текстов; овладение знаниями о русской и мировой художественной литературе; создание общего представления об историко-литературном процессе, о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями зарубежной литературы и литературы народов России;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; углубление эстетического восприятия литературных произведений;
· развитиепознавательных интересов и коммуникативно-эстетических способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; художественного вкуса;
· формированиечитательской культуры, умений написания сочинений различных типов; навыков владения устной и письменной речью, развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения, реализуя общие цели, направлено на решение специфических задач:
· углубление духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении двух (родной и русской) литератур;
· формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литератур, выявляя их сходство и национально обусловленное своеобразие художественного ре-шения;
· совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-вырази-тельными средствами;
· формирование личности, способной адекватно воспринимать русскую литературу и культуру, более широко и многомерно осмысливать родную.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень предполагает три уровня детализации учебного материала:
· список авторов и конкретно указанных произведений;
· список авторов с указанием минимального количества и рода произведений данных авторов, подлежащих обязательному изучению (выбор конкретного произведения предоставляется автору программы или учителю);
· список авторов с указанием минимального числа тех авторов, чьи произведения подлежат обязательному изучению (выбор авторов из предложенного списка и произведений предоставляется составителю программы или учителю).
Такая структура перечня определяет разные подходы к формированию экзаменационного материала для организации государственного итогового контроля.
В старшей школе с родным (нерусским) языком обучения на базовом уровне сохраняются все факторы, которые определяют специфику содержания предмета «Литература» в основной школе. Кроме того, выпускники старшей школы при изучении русской литературы должны выходить на диалог русской и родной литератур и культур, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом, реализуется идея единого литературного образования.
Особенностью содержания литературного образования в старшей школе с родным (нерусским) языком обучения является дальнейшее изучение следующих произведений, включенных в обязательный минимум содержания образования основной школы:
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (обзор с анализом фрагментов);
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (обзор с анализом повести «Княжна Мери»);
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1 том) (обзор с анализом глав).
Русская литература XIX века
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также 3 стихотворения по выбору.
Поэма «Медный всадник»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также 3 стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
1 из петербургских повестей по выбору (только для школ с русским (родным) языком обучения.
А.Н. Островский
Драма «Гроза» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
И.А. Гончаров
Роман «Обломов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).
Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для школ с родным (нерусским языком обучения).
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и дети»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также 3 стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь...», а также 3 стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
3 произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также 3 стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).
Н.С. Лесков
1 произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (2 главы по выбору) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также 2 рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для школ с русским (родным) языком обучения).
Пьеса «Вишневый сад» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении)..
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
И.А. Бунин
3 стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» а также 2 рассказа по выбору.
Рассказ «Чистый понедельник» (только для школ с русским (родным) языком обучения.
А.И. Куприн
1 произведение по выбору.
М. Горький
Пьеса «На дне».
1 произведение по выбору.
Поэзия конца XIX – начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее 2 авторов по выбору.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также 3 стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также 3 стихотворения по выбору.
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также 3 стихотворения по выбору.
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также 2 стихотворения по выбору.
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 2 стихотворения по выбору.
А.А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также 2 стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также 2 стихотворения по выбору.
М.А. Булгаков
Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор одного из романов с анализом фрагментов).
А.П. Платонов
1 произведение по выбору.
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», а также 2 стихотворения по выбору.
В.Т.Шаламов
2 рассказа из цикла «Колымские рассказы»
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения).
Рассказ «Правая кисть» (только для школ с родным (нерусским) языком обучения).