Характерные черты «новой драмы»:
1. Жестокий натурализм.
Тяга современной драматургии к оригинальности, преобладает натурализм быта, насыщенного жестокостью. Но при этом, драме не чужд мелодраматизм, в ней эксплицированы элементы сентиментализма и романтизма. При явной тяге к оригинальности в пьесах преобладает натурализм быта, изображенный в гиперболизированной форме. Деэстетизация действительности подчинена гиперреализму, раскрывающему «социальное дно», шокирующее читателя/зрителя концентрацией жестокости, поданной в ракурсе брутального эпатажа. =>
2. Наличие искренности.
Исповедь-монолог, интимная доверительность, «дневниковость».
3. Анормативность.
Нарушение классической системы «завязка – развитие действия - кульминация – развязка», преобладание дискретности художественной структуры, все чаще текст пьесы представляет собой сплошной, без ремарок диалог. Некоторые драматурги, наоборот, придают большую роль ремаркам: в них не только описывается интерьер и подробности облика персонажей, но и подробности облика персонажей, но и подробно комментирует их действия. Порой ремарки утрачивают свою функцию и переходят в прозаический текст.
4. Минимализм.
Как правило, отсутствуют декорации, и система героев сводится к нескольким персонажам, чаще без указания имени.
5. Особенности языка.
Использование ненормативной речи, социодиалектов, просторечий, пестрота неровности стиля. Драматурги стремятся сохранить грамматические, стилистические, интонационные и смысловые ошибки в речи своих персонажей.
6. Культ.
Ярко выражен культ эстетической агрессивности, культ насилия, секса и вульгарности, что стало «нравственной нормой жизни».
МОДЕЛИ И ВИДЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» «НОВОЙ ДРАМЫ»:
Нужно отметить то, что разделение на модели героев по (С. Гончаровой-Грабовской) происходит формальное => типы героев имеют нечеткие границы.
На смену модели «советского человека», «героя-современника» приходит человек «постсоветский», «посттоталитарный», герой, характеризующийся отсутствием в нем смысловой определенности «плохой–хороший».
Драма 1990-х годов вывела на сцену представителя нового поколения, которое выросло в сложный период переоценки ценностей, когда советская идеология себя изжила, а новая действительность еще не успела выработать своих «рецептов».
В основе двух моделей лежит «маленький человек», который, если он является типом «социально-экзистенционального» героя, то – он старается не принимать окружающую его действительности, но самое главное, что в конечном итоге этот бунт оказывается бесполезен, и герой вынужден жить «как все»; а, если он является типом «социально-онтологического» героя, то – он на подсознательном уровне понимает все правила жизни и живет так как ему живется.
· Модель «Социально-экзистенционального» героя
Драматурги активно ориентируются на экзистенциальную проблематику, тесно связывая ее с социальной, поэтому философия существования «социально-экзистенциального героя» выражена в поисках не столько смысла жизни, сколько в стремлении справиться с бременем своей судьбы, преодолевая страх, одиночество и заброшенность. Модель этого героя ориентирована на поиски самоопределения в новых условиях социума, на отражение в нем диалектического сочетания личного и общего. Исследуя экзистенциальное сознание человека, драматурги показывают абсурдность бытия и жестокость повседневности, акцентируя внимание на отчуждении личности в дисгармоничном мире.
• «Бездеятельные» герои
Пустота, возникшая на месте духовной вертикали в картине мира современного человека, приводит его к инфантильности, лени и бездействию; он больше говорит и рассуждает, чем действует. Как правило, такие герои пребывают в состоянии сна-реальности), быта-фантасмагории, сна-галлюцинации, в дискретном времени. Он осознает сложность жизни, и его не покидает состояние безысходности, что дает основание говорить об апокалиптическом (эсхатологическом) мировосприятии, обусловленном самой действительностью, ее глубоким кризисом. Будущего у таких героев нет, так как настоящее беспросветно. И только в комедиях судьба героя имеет вариант happy-end’a, так как все решает счастливый случай.
• Маргинальные герои
Маргинальность трактуется драматургами не столько как статус, сколько как состояние «выброшенности» из общего хода жизни, как качество существования личности. Это неудачники, жизненные перспективы которых заменены безысходностью. Они выступают жертвами социальной системы, которая не дала им возможности утвердиться в жизни.
• «Простой человек»
Люди, которые искренне и честно говорят о том, какая у них чуткая душа, хотя сами они в грязи и обносках. «Простой человек» - слесарь, продавец, маляр, пенсионер, инвалид, музыкант. Они осознают социальную катастрофу, поэтому пребывают в состоянии растерянности, однако предпринимают усилия, чтобы выжить. Эти герои поставлены в ситуацию «пограничного состояния» и «замкнутого пространства». Обстоятельства жизни пронизаны ощущением конца света, что дает им надежду на избавление от мук.
· Модель «Социально-онтологического» героя
Современная драма погружает человека в быт, онтологизируя его. Рядом с натуралистической чернухой соседствует метафизика, отражающая состояние общества и его отношение к человеку. Модель героя ориентирована на поиски своего места в жизни. Бывший советский человек оказался в новых социальных условиях, по- своему деформировавших его внутренний мир.
• «Маленький человек»
Живет старыми идеалами, он не стремится вписаться в рыночную экономику, он живет как живется. При этом не лишен здравого смысла, понимает правила жизни и стремится доказать право на бытие.
• «Обыкновенный человек»
Человек со средней внешностью, достатком, возможностями. герой не стремится быть никем другим, не надевает чужие маски, он по-человечески трогателен и прост, душевен и предельно, порой по-детски, откровенен. На фоне современных российских имиджей он слишком прост, но в этом его сила и притяжение. Он не решает сложных вопросов бытия, а рассказывает и вспоминает о том, что всем нам хорошо знакомо, но подает это так, что заставляет посмотреть на себя и на мир по- другому, без налета фальши и игры, по-человечески тепло и добродушно. «Обыкновенный герой» не утратил серьезных чувств, способности любить
• «Асоциальные герои»
Мир героя сужен до «личного». Их не волнует общественное бытие, они переживают, радуются, скандалят, решают свои проблемы. Их устраивает то пространство, в котором они живут. Они заняты частной жизнью.
• «Герой-жертва»
Они аккумулируют в себе трагизм провинциальной жизни и отражают экзистенциальное сознание человека, ставшего жертвой социальной действительности.
• «Герой-симулякр»
В ремейках, в качестве «копий» оригинала, но эти «копии копий» четко выявляют черты личности современника
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА «НОВОЙ ДРАМЫ»:
Локализация пространства и времени, сублимация в нем реального и ирреального (одни живут, надеясь на чудо, а другие, живут в отчаянье)свидетельствуют о том, что драматурги конца 20 начала 21 века пытаются отразить и понять сложную действительность постсоветского времени, в которой одни живут, надеясь на чудо, а другие пребывают в состоянии отчаяния.
ТЕМЫ «НД» (темы=проблемы):
Михаил Дурненков: «“Новая драма” не в современности проблематики: вопросы во времени остаются одни и те же. Структура человеческого общества не меняется, проблемы семейные и прочие остаются. Меняется оболочка, в которую все это завернуто».
Драматурги не ставят задачи разобраться в причинах катастрофы человеческой судьбы, они лишь акцентируют факт и дают возможность зрителю подумать над тем, что происходит «здесь и сейчас».