Тема природы и человека в лирике

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов С.А.Есенин А.А.Блок Н.Рубцов
Стихотворение “Осень” Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» стихи Стихотворение “Россия” Стихотворение «Ночь на родине»
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей… Автор описывает картину осени. Смена времен года не ассоциируется у него с грустью и печалью, наоборот, он очень положительно относится к этим явлениям. Лирический герой наедине не просто с природой, а с целой Вселенной — характерная для поэзии М.Ю.Лермонтова лирическая ситуация. Пейзажный фон в его поэтических произведениях редко бывает детально проработанным. Небо и звезды — вот наиболее устойчивые атрибуты мира природы в лирике Лермонтова: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда со звездою говорит. Пустыня, звезды, прочерченный в темноте вектор дороги задают пространственные координаты лермонтовского мира в стихотворении. через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением. Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси: Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что "все мы в этом мире тленны", и благословляет естественный ход жизни: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть. В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу..." чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения "Отговорила роща золотая..." также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только "журавли печально пролетают"). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... Лирический герой находится в тесной взаимосвязи с окружающим миром. Он считает, как бы серьезна ни была “забота” человека, какой бы трудный период в его жизни ни происходил, природа находится рядом и живет по другим законам. Законам постоянства. Вьюги в скалах отзвучали. Воздух светом затопив, Солнце брызнуло лучами На ликующий залив! Поэт описывает красоту окружающего его пейзажа. Его взор привлекает некая свежесть, создаваемая после вьюги солнцем. Ликует залив, ликует и автор. Пейзажи в его стихотворениях – прекрасные, звучащие картины, в которых заложена высокая нравственность. Например, в стихотворении «Ночь на родине» картины природы подвижны, динамизм в них усиливается отчётливо слышимой мелодией. Здесь звучит тема неразрывного единства поэта с родиной: «Высокий дуб, глубокая вода. Спокойная кругом ложится тень».

«ТРИ ПРОРОКА» В ЛИТЕРАТУРЕ



Пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Критерии сравнения А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов Н. А. Некрасов
1. Кто выступает в качестве пророка? Поэт Поэт Идеальный общественный деятель
2. От чьего лица ведётся повествование? От лица пророка От лица пророка От лица лирического героя
3. Миссия пророка “Глаголом жги сердца людей” Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине. Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой
4. Лексический строй Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность. Использование современной лексики. Лишено торжественности. Использование современной лексики. Лишено торжественности
Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский– становление пророка. Лермонтовский– это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан. В стихотворении Некрасова миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин"). Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее. Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине. В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – "не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом, своей крестной жертвой.

ОБРАЗ ПТИЦЫ



Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое - либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на судьбу героя.
Г. Р. Державин А.С.Пушкин А.Н. Островский А.П.Чехов А.А.Блок М.Горький М.А. Шолохов
Стихотворение «Ласточка» Роман «Капитанская дочка» Пьеса «Гроза» Пьеса «Чайка» Стихотворение «Гамаюн, птица вещая» «Песня о Соколе» Роман-эпопея «Тихий Дон»
В стихотворении образ-символ птицы соотносится и с лирическим героем (ласточка сравнивается с душой поэта) и с миром человеческих чувств в целом: ласточка — символ домовитости, домашнего уюта. Прямая параллель с образом человека: ласточка связывается с образом трагически умершей супруги писателя. Калмыцкую сказку про орла и ворона Петруше рассказывает Пугачев во время очередной встречи с ним. Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют герои сказки: орел - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор, ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная. В пьесе неоднократно повторяется образ птицы, помогающий понять главное в характере Катерины. Птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Однако, жизнь Катерины, пошла на спад, она не смогла найти место в этой жизни и «улетела» в другой мир. Образ Чайки проходит лейтмотивом через всю пьесу, соединяя в себе образы произведения, дополняя их или окончательно зашифровывая. Это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица. Она ассоциируется с Ниной, сначала соединившей себя с образом убитой чайки, а затем нашедшей свою дорогу. Это в какой-то мере и Треплев, вначале мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда- то убил чайку. Гамаю́н — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни, предвещающая будущее и пророчащая счастье тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете, умеет управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря. В этом стихотворении А.Блок возвеличивает жизнь. Для него жизнь – что-то высокое, таинственное, загадочное. Говоря про птицу, автор употребляет слова «вещает и поет», «правдою», «прекрасный лик» и другие. Всё это напоминает миф. В «Песне о Соколе» Горький поднимает проблему смысла жизни, строя рассказ на контрасте - люди-соколы и люди-ужи. Автор рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными птицами, другие -- с ужами, обреченными всю жизнь «ползать». Горький, говоря о последних: «Рожденный ползать - летать не может», - восхваляет людей, подобных соколу: «Безумству храбрых поем мы песню!». В романе «Тихий Дон» образы птицы чрезвычайно разнообразны. На страницах произведения их встречается 33. При характеристике персонажа автор использовал принцип параллелизма. Представление птиц, трепещущих, стремительно летящих, волнующихся перед дождем, поющих в предутренние часы — параллель состоянию Григория Мелехова, Натальи, Аксиньи.

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ЛИРИКЕ

В.В.Маяковский С.А.Есенин А.А.Блок
В творчестве В.В.Маяковского очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции. Отношение поэта к революции можно проследить на примере таких его произведений, как поэтохроника «Революция», стихотворения «Ода революции», «Приказ по армии искусства», «Левый марш». В «Революции», написанной в апреле 1917 года, Маяковский создает почти осязаемый образ свершившегося. Он описывает события, происходившие в Петрограде, с документальной точностью историка, заключенной в стихотворной форме повествования. Но в то же время документальность здесь сочетается с оригинальным восприятием событий, рождающих в воображении автора романтический образ: И вот неведано, Из пенья толпы ль, из рвущейся меди ли труб гвардейцев нерукотворный, сияньем пробивая пыль, образ возрос. Горит. Рдеется. Эти строки прекрасно иллюстрируют отношение поэта к революции. Он обожествляет ее, наделяет способностью «сияньем» пробивать «пыль». Октябрьская революция была воспринята Есениным как стихийный «вихрь», сметающий прогнивший «старый мир», но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его понимания. Социализм мыслился поэтом как «мужицкий рай», где «нет податей за пашни», где живут вольготно и весело, отдыхают «блаженно», «мудро» и «хороводно»: Братья миряне. Вам моя песнь. Слышу в тумане я Светлую весть. А потом странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее железной поступи: Не жалейте же ушедших, Уходящих каждый час, — Там на ландышах расцветших Лучше, чем в полях у нас. Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о двадцати шести» — расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий. Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения: беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе с его жителями: старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из «метели». В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного. Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперед означает грядущие перемены. Символические образы перекрестка, буржуя на перекрестке, «паршивого пса» означают Россию на распутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несет с собой революция: обновление или мрак и жестокость.

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПРОЗЕ

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.
М.А.Булгаков М.А.Шолохов Б.Пастернак
Роман «Белая гвардия» Сборник «Донских рассказов» Роман «Доктор Живаго»
В романе «Белая гвардия» окружающему хаосу, непостоянству, разорению противопоставляется упорное стремление сохранить свой Дом с «кремовыми шторами», с изразцовой печкой, теплом семейного очага. Внешние приметы прошлого не имеют материальной ценности, это символы прежней устойчивой и нерушимой жизни. Семья Турбиных — военных и интеллигентов — до конца готова защищать свой Дом; в широком плане — Город, Россию, Родину. Это люди чести и долга, настоящие патриоты. Булгаков показывает события 1918 г., когда Киев переходил из рук в руки, как события апокалиптические, трагические. Библейское пророчество «и сделалась кровь» вспоминается, когда возникают картины диких зверств петлюровцев, сцены расправы «пана куренного» со своей беззащитной жертвой. В этом стоящем на краю пропасти мире единственное, что может удержать от падения, — любовь к Дому, России. Булгаков изобразил своих героев-белогвардейцев с гуманистической позиции. Он сочувствует и сострадает честным и чистым людям, ввергнутым в хаос гражданской войны. С болью он показывает, что гибнут самые достойные, цвет нации. И это в контексте всего романа расценивается как гибель всей России, прошлого, истории. Рассказ “Родинка” - первый опубликованный рассказ. В нем чувствуется понимание начинающего писателя глубины драматического раскола внутри донцов. Главные действующие лица – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикады. Николка почти не помнил своего отца-казака, рос сиротой, хотя его память и удерживает из детства важную деталь – как отец приучал его к казачьей службе, сажал на коня и учил ездить верхом. А отец – главарь банды. Трагическим поединком заканчивается рассказ. в этом рассказе для автора важны не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный общечеловеческий смысл трагедии. Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б. Пастернак в романе "Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в XX веке.

ТЕМА РОДИНЫ в ЛИРИКЕ

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.А.Некрасов С.А.Есенин А.А.Блок А.А.Ахматова
Тема Родины в творчестве А.С.Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ: Здесь барство дикое, без чувства, без закона. Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”. Продолжатель пушкинских традиций М.Ю.Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова: Не небесам чужой Отчизны — Я песни Родине слагал! — заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” — с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”: Кто живет без печали и гнева, Тот не любит Отчизны своей,— писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца. Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” — восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки: Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества: Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И мутным взором колдуна. В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте. В стихотворении «На поле Куликовом» автор пишет: …До боли Нам ясен долгий путь! Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой. В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером: И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка. К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Эта тема стала одной из основных в ее поэзии, прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для неё эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Впервые тема Родины появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». В него вошли стихотворения, написанные в 1912--1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль, переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (если считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой. Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не оскорбился (у Ахматовой - «не осквернился») скорбный дух...

ТЕМА РОДИНЫ в ПРОЗЕ

Тема Родины - одна из ключевых тем русской литературы. Эта тема являлась актуальной всегда. Но с особенной остротой она всегда поднималась в напряженные, критические времена. Например, памятник русской литературы начала 12 века - «Слово о полку Игореве». В этом произведении звучит призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед угрозой внешнего врага - половцев. Но понимание Родины и отношение к ней в литературных произведениях неоднозначное. Оно варьируется от идеализации до любви-ненависти. Это отношение зависит и от личности самого писателя, и от того времени, в которое писалось данное произведение.
Древнерусская литература И.С.Тургенев Н.В.Гоголь В.В.Набоков
«Слово о полку Игореве» Стихотворения в прозе Поэма «Мертвые души» Роман «Машенька»
Говоря о теме Родины, нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”. Лирическая миниатюра «Русский язык» – размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом. Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могучий, правдивый и свободный». идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и являются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа. События романа разворачиваются в недорогом берлинском пансионе, который находится рядом с железной дорогой. Тревожные гудки, стук колес постоянно напоминают русским эмигрантам о потерянной родине. На первый план автор выводит взгляды и суждения Ганина. В этот образ Набоков вложил остроту и сложность своего восприятия мира, а также собственные воспоминания о России. Четыре дня герой воссоздает в своей памяти подробный образ родины. Воспоминания настолько живые и реальные, что полностью вытесняют в сознании героя впечатления о Берлине. В воспоминаниях героя воплотилась эмигрантская мечта и надежда на возвращение в Россию. Но вернуться на родину можно только в воспоминаниях. Таков смысл концовки романа.

МОТИВ СНА в ЛИРИКЕ

Сон — один из наиболее популярных в фантастической литературе мотивов. Сон непосредственно связан с воспоминаниями, памятью. Сны часто выступают в роли предупреждений. Сон - это как бы испытание героя на способность понять намек сна и изменить судьбу; то есть судьба дает некий шанс герою.
В.А.Жуковский М.Ю.Лермонтов Ф.И. Тютчев М.И.Цветаева
Баллада «Светлана» Стихотворение «Сон» Стихотворение «Сон на море» Стихотворение «Сон».
Основой сюжета баллады является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады. Сон - «страх» был навеян переживаниями за жениха, тревогой, что с ним может что-то случиться. Это характеризует Светлану как любящую, верную девушку, которая тоскует по своему жениху. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Она молода, открыта для любви и способна на глубокое чувство. Мир народной культуры оказал влияние на ее духовное развитие. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. В произведении нам представлена антитеза - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон». Оно имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем. Таким образом, сюжет развернут два раза: с точки зрения героя и с точки зрения героини. В данном произведении сон выступает словно бы предтечей смерти. Сны героев несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека. Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне. Персонажи, параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот: И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той, В его груди, дымясь, чернела рана, И кровь лилась хладеющей струей. Лирический герой произведения видит сон, в котором дает волю своей фантазии. Ф.И.Тютчев не жалеет выразительных составных эпитетов для характеристики этого чудесного сна («болезненно-яркий», «волшебно-немой»). Перед лирическим героем, словно в один миг проносится вся жизнь, эмоции так возвышают и окрыляют его, что он сравнивает себя с богом. Вначале мир, увиденный сновидцем, безмолвен, но динамичен: "И сонмы кипели безмолвной толпы", а затем, после некоторой паузы, выраженной в тексте многозначительным троеточием, и вслед за признанием героем себя в роли демиурга, мир теряет свою подвижность. Однако в рамках того рассказа о сне, что передается в стихотворении, местом встречи двух реальностей является индивидуальное сознание самого героя. Антитеза мира творчества и реального соотносится в ней по звуковому принципу: «тишина» — «шум», «И в тихую область видений и снов / Врывалася пена ревущих валов». Это стихотворение объемно и масштабно как по композиции художественного пространства, так и по философской глубине. Обычная жизнь времени, ее сиюминутные всплески хаотичны и преходящи. Творчество вечно, облачено в строгую гармоничную форму. И лишь оно дает человеку подлинное наслаждение и возможность почувствовать себя создателем и хозяином своей судьбы. На протяжении всего творчества М. И. Цветаева часто обращается в своих произведениях к такому понятию, как «сон». Некоторые стихотворения были написаны Цветаевой сразу после пробуждения, то есть пришли к ней во сне. По мнению Цветаевой, сон – это сфера, где совершаются высшие переживания души поэта. Тема сложных путей самопознания и становится предметом лирической медитации в стихотворении «Сон». Оно построено как рассказ не о конкретном увиденном сне, а об отношениях между «спящим» сознанием и «бодрствующим» подсознанием: между тем, что человек знает или хочет знать о себе, и тем, о чем смутно догадывается; между тем, что он готов признать «своим» и тем, что страшится в себе разглядеть. Сон в стихотворении Цветаевой наделяется качествами ищейки, судебного исполнителя («сбирр») и разведчика («летчик над вражьей местностью»), возможно, этим она хочет показать, что сон оказывал на ее творчество огромное влияние. Идею стихотворения раскрывает уже первое метафорическое уподобление («с хищностью сыщика и следователя»). Расследование, проводимое «сном», не что иное, как свет собственной совести. Сон - это сфера самого тайного, самого сокровенного в душе, он отражает внутреннее и неразложимое «я» лирической героини. Сон-духовник разглашает «тайну исповеди» героини. Читателю предлагается картина происходящей на его глазах «борьбы со словом», попыток осмыслить процессы, таящиеся в глубине подсознания. Композиционная формула стихотворения подчинена поиску итоговой, самой точной и глубокой формулировки, которая позволила бы обозначить то, что воспринимается как невыразимое.

МОТИВ СНА в ЛИТЕРАТУРЕ

Наши рекомендации

Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
Древнерусская литература А.С.Грибоедов А.С.Пушкин И.А.Гончаров
«Слово о полку Игореве» Комедия «Горе от ума» Повесть «Метель» Роман «Капитанская дочка» Роман в стихах “Евгений Онегин” Роман «Обломов
Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне. Синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем без конька, т.е. без верхнего бревна – это примета, сулившая смерть. Крик воронов – это также предвестник несчастья. Софья рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но выдуманный. Она, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова, оправдывается: «Сказать вам сон: поймете вы тогда...» В её сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.   Для Пушкина сон — прежде всего художественный прием, позволяющий глубже раскрыть психологию героя, показать самые тайные моменты жизни личности как бы изнутри, выявить те стремления, опасения или предположения, которые самому действующему лицу еще не ясны, до конца не осознаны, но уже зародились. Такова, нам кажется, сущность снов Марьи Гавриловны («Метель»), Петра Гринева («Капитанская дочка»)   Особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Сон Петра Гринева (глава «Вожатый») - вещий, пророческий, отражающий весь трагизм дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором,- предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под свое благословение,- добрый знак для самого Гринева Роман словно “объят снами”, настолько интенсивно живет в нем этот мотив. Сон пушкинской героини — не отражение ее мира, а нечто, состоящее из тех же элементов, но наиболее сильно выраженных и составленных в другом порядке. “Чудный сон” Татьяны близок к сну-грезе, видению: это сон святочный, вещий. Сюжетообразующие мотивы русской сказки (поток — препятствие, медведь, лес, избушка, шайка домовых, мотив “старшего, большого брата” — хозяина шайки, накрытый стол) появляются во сне Татьяны с той же очередностью и общим эмоциональным и стилистическим колоритом соответствуют русской сказке. В 8-й гл