Практическое занятие № 3

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы к занятию

1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров. Единство чувства и мысли при восприятии.

2. «Наивный реализм» как особенность восприятия детьми литературных произведений, его достоинства и недостатки.

3. Особенности понимания дошкольниками произведения в единстве содержания и формы: понимание основного замысла произведения; особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения; восприятие языковых особенностей литературного произведения.

4. Возрастные и личностные особенности развития дошкольников:

· особенности восприятия произведений детской литературы младшими дошкольниками;

· особенности восприятия произведений детской литературы средними дошкольниками;

· особенности восприятия произведений детской литературы детьми старшего дошкольного возраста.

5. Способы выявления читательского восприятия (вербальные и невербальные).

6. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия.

7. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия художественного произведения дошкольниками.

8. Задачи, стоящие перед педагогами в области литературного развития дошкольников разных возрастов с учетом особенностей их восприятия.

Задания к занятию

1. Изучите литературу, подготовьтесь к обсуждению вопросов.

2. Проанализируйте базовую программу обучения и воспитания дошкольников с целью выявления возможностей восприятия произведений художественной литературы детьми разных возрастных групп и определения задач, стоящих перед воспитателем.

3. Подготовьте аннотацию журнальных статей по проблеме восприятия дошкольниками художественных произведений.

4. Прочитайте сказку Д.Н. Мамин-Сибиряка «Серая Шейка», рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга», стихотворение С. Есенина «Черемуха». Разработайте фрагмент занятия, отразив в нем работу по активизации всех сфер читательского восприятия: сформулируйте задачи занятия, направленные на реализацию разных сфер читательского восприятия, и вопросы детям, помогающие реализовать эти задачи.

Литература

1. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1981. - №3.

2. Гриценко, З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.

4. Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.

5. Гурович Л. М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1984.

6. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2004. – 224 с.

7. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя. – Образование и наука. – 2009. – № 2.

Практическое занятие № 2.

СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Вопросы к занятию

1. Понятие о литературном развитии ребенка как о трехстороннем процессе, направленном на совершенствование восприятия произведения, развитие художественно-речевых способностей и формирование культурного поля ребенка.

2. Цель литературного развития ребенка дошкольного возраста. Задачи, связанные с литературным развитием детей.

3. Основные элементы содержания литературного развития ребенка: система читательских и художественно-речевых умений дошкольников и теоретико-литературные знания о художественном произведении (представления).

4. Методические условия достижения цели литературного развития дошкольников.

Задания к занятию

1. Изучите литературу, подготовьтесь к обсуждению вопросов.

2. Составьте перечень теоретико-литературных знаний о художественном произведении (на уровне представлений), которые можно формировать у дошкольников в процессе ознакомления с художественным произведением.

3. На примере сказки Г.М. Цыферова «Паровозик», рассказа Н.Н. Носова «Фантазеры», стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» разработайте вопросы, посредством которых можно формировать у дошкольников теоретико-литературные знания о художественном произведении.

Литература

8. Гриценко, З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.

10. Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.

11. Гурович Л. М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1984.

12. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2004. – 224 с.

13. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя. – Образование и наука. – 2009. – № 2.

14. Чемортан С.М. Формирование художественно – речевой деятельности старших дошкольников – Кишинев: «Штиинца», 1986. – 80 с.

Практическое занятие № 3

Наши рекомендации