Выделяют следующие аспекты стилистики: (дополните ответ)
1) структурно-семантический;
2) ____________________________;
3) коммуникативно-прагматический.
Вариант 3
Ситуационное задание (практическая задача) №1. Заполните таблицу «Речевые ошибки в сложных предложениях» собственными примерами. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Синтаксическая стилистика»).
1. Загромождение сложного предложении придаточными. | |
2.Разнотипность частей сложного предложения. | |
3. Смещение конструкции. | |
4. Неправильное употребление союзов и союзных слов или плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов). | |
5. Неправильный порядок слов. | |
6. Отсутствие необходимого в письменной речи указательного слова в главной предикативной единице. |
Ситуационное задание (практическая задача) №2.Восстановите текст, подобрав наиболее точные, на ваш взгляд, глаголы. Свой выбор аргументируйте. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Фразеологическая стилистика»).
Товарные биржи – это рынки массовых товаров, которые_________ партиями строго определенного количества. К основным биржевым товарам ________: зерновые, какао-бобы, кофе, каучук, текстильное сырье, цветные и драгоценные металлы и т.д.
Торговля на товарных биржах________ по утвержденным правилам, в определенное время и в особом месте.
Стандартный биржевой контракт___________ точное количество товара, его качество и другие условия сделки, кроме цены и срока поставки.
На крупных биржах ежедневно_________десятки тысяч сделок, хотя сам товар там __________. Купля-продажа___________ либо по инициативе самих членов биржи, либо по поручению их клиентов.
Подавляющее большинство сделок __________ не с целью поставки (получения) товара, а с целью извлечения доходов из игры на повышение или понижение цен, колебаний в ценах на разные позиции (сроки поставки товара), на отдельные сорта и т.д.
Товарные биржи _________ важную роль в образовании цен на товары, но они__________ значение рынка реального товара, ____________ в рынок прав на товар.
Традиция биржевых торгов давно ___________ в бывшем СССР, поэтому новые биржи часто __________ к западным образцам. Например, Российская товарно-сырьевая биржа – это акционерное общество, союз брокеров, которые __________ информацию о наличии товаров у конкретного владельца или производителя и ______________ в качестве представителей владельцев этих товаров.
Основным методом Рязанской биржи ______________ фьючерсные сделки, то есть продажа не самого товара, а контракта на его поставку (Т.Марсакова).
Чем вы можете объяснить наличие в этом тексте большого количества отглагольных слов? Согласны ли вы с утверждением А.М.Пешковского, что «речь, построенная на отглагольных существительных, есть речь всегда вялая, путаная и не расчлененная на синтаксические звенья»?
Тестовое задание
1. Схематично представьте основные признаки публицистического стиля: (дополните схему):
2. Инициальная аббревиатура, представляющая собой сокращение имени собственного, обычно состоит(обведите кружком номер правильного ответа):
1) из строчных букв;
2) из прописных букв;
3) из прописных и строчных букв.
3. В следующих предложениях, несмотря на нарушение закона «Омонимия форм именительный – винительный», смысл понятен: Велосипед разбил грузовик. Глаза прикрыли очки. Куст загородил дом (обведите кружком номер правильного ответа):
1) в связи с лингвистическими и экстралингвистическими причинами;
2) в связи с экстралингвистическими причинами;
3) в связи с лингвистическими причинами.
4. Впишите в определение пропущенное словосочетание:
Инверсия–отклонение от обычного (так называемого прямого) ___________________ в предложении.
5. Установите соответствие структурных ошибок в области фразеологии:
1. расширение состава а) кот мало наплакал;
2. контаминация б) оказал значение;
3. редукция в) стереть с земли.
Ответы: 1_____, 2______, 3______.
6. Текст, отрывок которого приведен ниже, принадлежит к следующему стилю(обведите кружком номер правильного ответа):
<…>Коммуникативный выбор, сделанный в момент формирования общей семантики высказывания в сознании говорящего, остается неизменным на протяжении произнесения этого высказывания и не может быть произвольно изменен во время его произнесения. Что же касается интонационного аспекта, то, будучи средством выражения прагматического значения, интонационный контур также не может быть произвольно изменен в процессе высказывания. Из этого следует очень важный вывод: части интонационного контура должны обнаруживать жесткую взаимозависимость и предсказуемость в рамках одного высказывания. Сочетания акустических параметров частей контура сами по себе не случайны и не бесконечно разнообразны. Они могут создавать последовательности, несущие вполне однозначные толкования <…> (С.М.Соболева).
1) научному;
2) официально-деловому;
3) публицистическому;
4) разговорному.
7. Схематично коммуникативные неудачи можно расположить так (дополните схему):
|
8. Запишите числительное словами:
Пришли с 593537(_______) рублями.
9. Различия падежных окончаний в родительном падеже единственного числа существительных определяются (обведите кружком номер правильного ответа):
1) семантикой и стилистической маркированностью текста;
2) семантикой;
3) жанровой принадлежностью текста.
10. Одной из специфических ошибок в построении сложноподчиненного предложения считают (обведите кружком номер правильного ответа):
1) нагромождение придаточных;
2) сочетание придаточных разных типов;
3) наличие более трех предикативных единиц.
Вариант 4
Ситуационное задание (практическая задача) №1.Прокомментируйте стилистическую и семантическую роль предлогов в словосочетаниях. Установите дифференциальные признаки каждой из параллельных единиц. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Стилистика служебных частей речи»).
Служил во флоте – служил на флоте. Боролся во имя счастья – боролся за счастье. Пострадал через соседей – пострадал из-за соседей. Пропущен вне очереди – пропущен без очереди. Меж двумя рядами – между двумя рядами. Рассказывать о войне – рассказывать про войну. Выполнить в течение месяца – выполнить за месяц. Увеличить за счет мощности – увеличить благодаря мощности. Лекции по физике – лекции о физике. Приехать с Украины – приехать из Украины. Лекарство для головной боли – лекарство от головной боли. Увеличить против прошлого года – увеличить по сравнению с прошлым годом. Стоит у дома – стоит возле дома. Подождал с два часа – подождал около двух часов. Сгорел со стыда – сгорел от стыда – сгорел вследствие стыда.
Ситуационное задание (практическая задача) № 2. В речи обнаруживаются лексемы, допускаемые системой словообразования, но не закрепленные языковой традицией. Ю.С.Степанов пишет: «В русском языке при наличии глагола «следовать» и при полной возможности образовать существительное от этого глагола со значением «тот, кто следует» с суффиксом -чик — такого существительного нет, а могло бы быть «слежчик» (ср. наводчик, прост. Сколотчик ящиков)». Эту же мысль выражает Л.В.Щерба: «Писальщик, читальщик, ковыряльщик никогда не входили и не входят еще в словарь, но могут быть всегда сделаны и правильно поняты». Встречались ли вы со случаями окказионального словообразования? Было ли оно связано с языковой игрой, неправильным пониманием словообразовательного значения морфемы или с желанием субъекта речи заполнить лакуны в языковой парадигме? При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Словообразовательная стилистика»).
Тестовое задание
1. Установите соответствие аббревиатур их типам:
1. высекаемое слово а) млрд.
2. инициальная аббревиатура б) юрфак
3. графическое сокращение в) стб.
4. смешанное сокращение г) ЦСК
5. сложносокращенное слово д) пр-во
Ответы: 1_____, 2______, 3______, 4_______,5______.
2. Выберите из паронимов слово, соответствующее контексту(впишите пропущенные слова).
1) На этом предприятии существуют ________________должности (выборные – выборочные);
2) Народ не забудет_______________ дни войны (геройские – героические);
3) Сюжетом пьесы стала_______________ ситуация (драматичная – драматическая);
4) Приборы помогают установить, какие детали являются_______________ (бракованными – браковочными);
5) На протяжении матча защита гостей не раз оказывалась в ________________положении (затрудненном – затруднительном).
3. Страдательные причастия не образуются от глаголов (обведите кружком номер правильного ответа):
1) переходных;
2) непереходных;
3) совершенного вида;
4) несовершенного вида.
4. Варваризмами называются (обведите кружком номер правильного ответа):
1) слова в тексте (или в языке), имеющие графическое оформление на латинице;
2) слова, носящие грубую стилистическую окрашенность в коннотативном плане;
3) слова в тексте (или в языке), имеющие графическую презентацию на кириллице.
5. Слова с суффиксами субъективной оценки принадлежат (обведите кружком номер правильного ответа):
1) разговорному стилю;
2) научному стилю;
3) официально-деловому стилю.
6.Существительные сутки, ножницы согласуются с числительными (обведите кружком номер правильного ответа):
1) количественными
2) порядковыми;
3) собирательными.
7. Какие элементы входят в план содержания лексической единицы:(дополните)?
1) лексическое значение;
2) внутренняя форма (словообразовательный компонент);
3) ______________________________ ;
4) стилистический компонент.
8. К какому словарю вы обратитесь, чтобы уточнить форму зависимого существительного при глаголах охотиться (на кого/за кем), упрекать (за что/в чем)?
1. к толковому словарю;
2. к справочнику управления;
3. к орфографическому словарю.
9. Впишите в определение недостающие слова:
Умолчание – это сознательная _______________ высказывания, которая порождает _________________ смысла и ведет к усилению ______________________.
10. Стилистических ошибок нет в следующем предложении (обведите кружком номер правильного ответа):
1) Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию;
2) Тремстам двадцати пяти слушателям курсов были вручены дипломы;
3) От такой жизни человек постепенно деградируется;
4) Под словом «нравственность понимают общепринятые формы моралей, охраняемые государством.
Вариант 5
Ситуационное задание (практическая задача) №1. Обратитесь к схемам действий по выявлению и устранению ошибочной связи и ошибочного разъединения слов в предложении (предварительно ознакомившись с соответствующими разделами указанной работы Б.С.Мучника). Приведите собственные примеры реализации этой схемы.
Ситуационное задание (практическая задача) №2.Е.А.Земская, характеризуя активные процессы современного словопроизводства в сборнике «Русский язык конца ХХ столетия», называет некоторые «ключевые слова текущего момента» (по Т.В.Шмелевой), активно участвующие в процессе словообразования - порождающие целую серию производных. Например, рынок (сфера товарного обращения) – рыночный, псевдорынок, рыночник, безрыночный, рыночно, квазирыночный, полурынок и пр.; Ельцин – ельцинец, ельцинист, по-ельцински, проельцинский, антиельцинский, ельцинизм, ельциниана, ельцинщина, ельцинофобия, ельциноиды… А какие примеры современных словообразовательных гнезд можете привести вы? Как определяется стилистическая окрашенность этих слов? Носят ли они узуальный или окказиональный характер? Получили ли они кодификацию в нормативных словарях? При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Словообразовательная стилистика»).
Тестовое задание
1. У прилагательного ветхий нет синтетических форм сравнительной и превосходной степени, т.к.(обведите кружком номер правильного ответа):
1.оно вышло из активного запаса языка;
2.в семантике очевидна сема интенсивности;
3.есть формальные ограничения в структуре слова.
2. Стилистически не оправданное употребление антонимов включает (дополните ответы):
1) ошибки в построении антитезы (не серьезный, а трогательный);
2) ___________________________(при наличии отсутствия…);
3) невольный каламбур в результате многозначности (старая фотография еще новая);
4) __________________ (проблема в подготовленности).
3. Числительные девяносто, полтора, сорок и сто(обведите кружком номер правильного ответа):
1) имеют только две формы изменения;
2) изменяются по типу третьего склонения существительных;
3) не изменяются.
4. Причина трудности в выборе управляемой словоформы при синонимичных словах (оплатить/ заплатить) заключается(обведите кружком номер правильного ответа):
1) в разной валентности предикатов;
2) в разной семантике предикатов;
3) в отсутствии точной синонимии.
5. Коммуникативная точность – это(обведите кружком номер правильного ответа):
1) адекватное восприятие событий человеком;
2) адекватное речевое воплощение мысли;
3) свойство языка.
6. Стилистической ошибки нет в предложении: (обведите кружком номер правильного ответа):
1) Публицист подробно описывает о жизни;
2) Эта истина очевидна для всех;
3) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?;
4) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и т.д.
7. Окказиональные и потенциальные слова противопоставлены: (обведите кружком номер правильного ответа):
1) стилистически маркированным;
2) каноническим;
3) устаревшим.
8. Известный пример А.М.Пешковского «Дом племянника жены кучера брата доктора» иллюстрирует следующую стилистическую синтаксическую ошибку (обведите кружком номер правильного ответа):
1) нарушение синтаксической валентности;
2) нанизывание падежей;
3) нарушение согласования подлежащего и сказуемого.
9. Какие способы закрепления текста существуют(дополните)?
1) рукописный;
2) машинопись;
3) полиграфическое воспроизведение;
4) _________________________.
10. Найдите ошибку в области числительных (обведите кружком номер правильного ответа):
1) отправились с обоими ученицами;
2) к семистам девяноста шести прибавить пятьсот;
3) двое спортсменок выступили.
Вариант 6
Ситуационное задание (практическая задача) №1. Ответьте на вопросы, которые пользователи «Глобальной сети» прислали специалистам-лингвистам на Интернет-портал www.gramota.ru (орфография и пунктуация авторов сохранены):
- Как правильно: Ряд положений сформулировано (сформулирован) неверно и противоречит (противоречат) друг другу.
- Как правильно: "100% населения испытывают..." или "100% населения испытывает..."?
- Как правильно писать: "Красное Сормово - одно из старейших российских предприятий, внесшее огромный вклад в развитие кораблестроения". "Внесшее" или "Внесших"?
- Как правильно сказать "удобный(ые) стол и кровать", если прилагательное относится к обоим существительным?
Что общего во всех этих вопросах? Какие грамматические категории делают выбор слова стилистически непростым?
Ситуационное задание (практическая задача) №2.Выберите один из предложенных вариантов, мотивируйте свой выбор. Найдите случаи, когда нормативны оба варианта. Подробно опишите отношение каждой единицы к литературной норме, ссылаясь на лексикографические источники. За справкой также обращайтесь к указанной в списке обязательной и дополнительной литературе (см. раздел «Стилистика имени существительного»).
Черное кофе – черный кофе, красный георгин – красная георгина, больная мозоль - больной мозоль, густая тушь – густой тушь, травяная шампунь - травяной шампунь, холеная бакенбарда – холеный бакенбард, покрыть толью – покрыть толем, одолжить денег – одолжить деньги, правая туфля – правый туфель, могучее Миссисипи – могучая Миссисипи, французский МИД – французское МИД, популярное дзюдо – популярная дзюдо, красное джерси – красная джерси, трудное хинди – трудный хинди, милый воробушек – милый воробышек, хлопать дверями – хлопать дверьми, старинный танго – старинное танго, розовая фламинго - розовое фламинго – розовый фламинго, маринованная иваси – маринованный иваси – маринованные иваси, зеленые Сочи – зеленый Сочи, мой протеже – моё протеже – моя протеже, купил чаю – купил чая, какаду красив – какаду красива, широкий просек – широкая просека, новый роман-газета – новая роман-газета, святые образа – святые образы, мощные прожекторы - мощные прожектора, находился в цеху – находился в цехе, крупный ГЭС – крупная ГЭС, билет с плацкартом – билет с плацкартой.
На основании проделанной работы ответьте на вопрос: какова функциональная нагрузка вариантов словоформ, параллельно существующих в языке?
Тестовое задание