Особенности работы с лирическими текстами. Анализ лирического текста (на примере одного из произведений из УМК по литературному чтению)
Вопросы к государственному экзамену по методике преподавания русского языка (Специальность «Преподавание в начальных классах») 2013 год,
Группы 509н, 511н,
Русский язык как предмет преподавания в начальных классах, его место и роль в учебно-воспитательной работе.
Основные функции языка, определяющие необходимость его изучения. Цели, задачи, общая характеристика предмета «Русский язык», содержательные линии, требования к результатам освоения обучающимися учебного предмета.
Методика обучения грамоте на коммуникативно-деятельностной основе. Цель, задачи, структура периода обучения грамоте.
ФГОС НОО – нормативно-правовая база образования младших школьников. Совокупность трёх групп требований как средство достижения нового качества образования младших школьников.
Характеристика учебно – методических комплектов по обучению грамоте.
На примере одного из авторских УМК по обучению грамоте раскрыть возможности достижения планируемых результатов по курсу «Обучение грамоте» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
4. Характеристика аналитико-синтетического звуко-буквенного метода обучения грамоте.
Принципы звукового, аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Основные направления звукового анализа в период обучения грамоте. Приёмы моделирования в добуквенном и букварном периоде обучения грамоте.
Основные виды занятий в период обучения грамоте по развитию фонематического слуха, развитию речи, грамматико-орфографической пропедевтике (на примере страниц азбук).
На примере одного из авторских УМК по обучению грамоте показать возможность реализации задач обучения чтению.
Первоначальное обучение письму. Цель, методы и приёмы обучения письму. Типичные графические ошибки.
Характеристика метода поэлементно-целостного воспроизведения букв как основного метода обучения письму. Методы и приёмы корректировки каллиграфического навыка обучающихся.
Анализ страниц рабочих прописей с точки зрения возможности реализации целей и задач периода обучения грамоте.
На примере одного из авторских УМК по обучению грамоте показать возможность реализации задач обучения письму.
Проектирование учителем уроков обучения грамоте с учётом требований ФГОС НОО.
Типология уроков на основе формирования учебной деятельности младших школьников. Особенности проектирования уроков обучения грамоте.
Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса «Обучение грамоте».
Планируемые предметные результаты освоения курса обучения грамоте. Реализация программы формирования универсальных учебных действий обучающихся в период обучения грамоте.
Методика литературного чтения. Исходные литературоведческие и психологические положения, определяющие методику литературного чтения.
Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом. Основные направления работы с художественным текстом.
11. Цель, задачи, содержание курса «Литературное чтение».
Общая характеристика учебного предмета с точки зрения соответствия целей, задач, содержания требованиям ФГОС НОО.
Анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению с точки зрения возможности реализации целей и задач курса.
На примере одного из авторских УМК показать возможность реализации задач литературного чтения.
Формирование умений младших школьников работать с текстом. Этапы исследования текста. Виды и приёмы чтения.
Технология работы с прозаическим текстом. Классификация вопросов к тексту (по направленности). Выбор вида чтения в зависимости от цели чтения.
Основные литературоведческие понятия, изучаемые в начальной школе.
Логика развёртывания литературного процесса. Основные положения ознакомления младших школьников с литературоведческими понятиями.
Контроль и оценка навыков чтения младших школьников.
Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение». Направления контроля техники чтения, читательских умений младших школьников.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Е.В. Бунеевой и Р.Н. Бунеева.
Цели и задачи трёх этапов технологии. Виды первичного чтения произведения, приёмы «вдумчивого» чтения. Требования к работе над характеристикой писателя. Разнообразие творческих заданий к тексту.
Особенности работы с эпическими текстами. Анализ рассказа (на примере из УМК по литературному чтению).
Выявление специфики эпоса как рода литературы: задача, построение, система персонажей, языковые средства выразительности.
Методика работы над сказками.
Место и роль сказки в детском чтении. Сходство и различие сказок авторских и народных. Специфика работы с различными видами сказок: задачи, картины жизни, герои, языковые средства выразительности.
Методика работы с малыми жанрами устного народного творчества.
Разнообразие представленных в УМК по литературному чтению малых жанров. Характеристика жанров с определением ведущего уровня в каждом жанре.
Особенности работы с лирическими текстами. Анализ лирического текста (на примере одного из произведений из УМК по литературному чтению).