Слова-наречия в местном говоре
Слова-наречия в местном говоре
Автор: Миншаехова Ксения,
МОУ «Гимназия», 11 класс А
Руководитель: Гостюхина
Татьяна Александровна,
МОУ «Гимназия», педагог
дополнительного образования,
руководитель школьного
этнографического музея
Чернушка – 2007
Содержание
Введение3
Слова-наречия в местном говоре5
Глава 1. Наречие как часть речи 5
Глава 2. Разряды местных наречий по значению 6
2. 1. Определительные наречия 6
2. 1. 1. Наречия меры и степени 7
2. 1. 2. Наречия образа и способа действия 7
2. 2. Обстоятельственные наречия 7
2. 2. 1. Наречия места 7
2. 2. 2. Наречия времени 8
2. 2. 3. Наречия причины 9
2. 2. 4. Наречия цели 9
Глава 3. Типы диалектизмов среди наречий 11
Глава 4. Языковые явления в области диалектных наречий 14
4. 1. Многозначные наречия в пермских говорах 14
4. 2. Омонимия в области наречий 16
4. 3. Явления синонимии и антонимии 17
Глава 5. Диалектные наречия в произведениях фольклора 21
Заключение23
Литература25
Приложение.Словарь диалектных наречий (по материалам «Словаря пермских говоров» и «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров») 26
Введение
«Все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, так как по-разному фиксируют себе мир и человека в нём. Язык – сокровищница культуры. Он хранит культурные ценности в лексике, грамматике, в формах устной и письменной речи. Именно язык формирует личность человека», – так определяет одно из многочисленных значений языка Л.Г. Вавилова [2, 37]. Эти слова в полной мере относятся и к народной речи, интерес к которой в последнее время постоянно растёт. Не зря Михаил Пришвин писал: «…Словесные богатства русского народа заключаются больше в устной словесности, чем в письменной… Интересно слово не то, которое в книгах, а то, которое услышал из уст народа» [15, 29].
Школьный этнографический музей гимназии г. Чернушки занимается собиранием и исследованием местных слов с 1994 года. Однако все работы были посвящены в основном изучению имён существительных. Курс «Русская речь Прикамья», который апробировался с помощью музея нашими учащимися одними из первых в крае по пробным учебникам, также рассматривает (в § 5 «Своеобразие лексики Прикамья») в основном лексику, представленную именами существительными [11, 41 – 58]. О диалектных наречиях, например, есть только такое упоминание: «Среди наречий расхождение с нормой встречается в пермской речи преимущественно в употреблении слов боле (более) и мене (менее)» [11, 79].
Однако в музейной картотеке чернушинских диалектных слов очень много наречий. В «Словаре пермских говоров» [13], который постоянно используется в музее, их также огромное количество. Поэтому не случайно возникла идея написания исследовательской работы, посвящённой местным наречиям.
Отсутствие в школьном музее каких-либо научных трудов в этой области диалектного языка способствовало выдвижению следующей проблемы: Как представлены наречия в «Словаре пермских говоров» и в диалектной речи чернушан?
Мы выдвигаем гипотезу, что диалектные наречия – это богатая и многообразная часть местной лексики.
Тема – слова-наречия в местном говоре.
Объект исследования – диалектная лексика пермских говоров.
Предмет исследования – слова-наречия в местном говоре.
Материалом для исследования явились наречия из «Словаря пермских говоров» [13] и из «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров» [5], работа над которыми ещё ведётся.
Цель исследования – анализ диалектных наречий с точки зрения семантики и многообразных системных отношений.
Задачи исследования:
-изучить литературу по теме;
-создать словарь диалектных наречий;
-произвести их классификацию по значению;
-проанализировать виды диалектизмов среди местных наречий;
-проследить многозначность среди наречий;
-выявить омонимию в области наречий;
-рассмотреть явления синонимии и антонимии;
-показать роль диалектных наречий как выразительного средства в местном фольклоре.
Для решения данных задач были использованы следующие методы:
-изучение литературы и источников;
-наблюдение;
-классификация;
-анализ;
-статистический подсчёт;
-обобщение и выводы.
Актуальность данной работы в том, что она вносит вклад в собирание и анализ диалектной лексики Пермского края и Чернушинского района.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования педагогами, учащимися и даже учёными.
Работа включает следующие части:
1) введение, где определяется научно-справочный материал;
2) пять глав, в которых исследуются местные наречия по разрядам, типам диалектизмов, с точки зрения таких языковых явлений, как многозначность, омонимия, синонимия и антонимия, а также с позиции использования пермских наречий в произведениях фольклора;
3) заключение, в котором делаются выводы;
4) список литературы, в котором представлены источники, проработанные и использованные в исследовании;
5) приложение «Словарь диалектных наречий», составленное по материалам «Словаря пермских говоров» и «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров».
Работа осуществлялась в два этапа: 1) весной и летом 2007 года изучалась литература, подбирались цитаты, составлялся словарь, выписывались произведения фольклора с диалектными наречиями, была разработана классификация местных наречий по значению; 2) в I полугодии 2007 – 2008 учебного года были проведены остальные исследования.
Слова-наречия в местном говоре
Глава 1.