Слова-наречия в местном говоре

Слова-наречия в местном говоре

Автор: Миншаехова Ксения,

МОУ «Гимназия», 11 класс А

Руководитель: Гостюхина

Татьяна Александровна,

МОУ «Гимназия», педагог

дополнительного образования,

руководитель школьного

этнографического музея

Чернушка – 2007

Содержание

Введение3

Слова-наречия в местном говоре5

Глава 1. Наречие как часть речи 5

Глава 2. Разряды местных наречий по значению 6

2. 1. Определительные наречия 6

2. 1. 1. Наречия меры и степени 7

2. 1. 2. Наречия образа и способа действия 7

2. 2. Обстоятельственные наречия 7

2. 2. 1. Наречия места 7

2. 2. 2. Наречия времени 8

2. 2. 3. Наречия причины 9

2. 2. 4. Наречия цели 9

Глава 3. Типы диалектизмов среди наречий 11

Глава 4. Языковые явления в области диалектных наречий 14

4. 1. Многозначные наречия в пермских говорах 14

4. 2. Омонимия в области наречий 16

4. 3. Явления синонимии и антонимии 17

Глава 5. Диалектные наречия в произведениях фольклора 21

Заключение23

Литература25

Приложение.Словарь диалектных наречий (по материалам «Словаря пермских говоров» и «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров») 26

Введение

«Все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, так как по-разному фиксируют себе мир и человека в нём. Язык – сокровищница культуры. Он хранит культурные ценности в лексике, грамматике, в формах устной и письменной речи. Именно язык формирует личность человека», – так определяет одно из многочисленных значений языка Л.Г. Вавилова [2, 37]. Эти слова в полной мере относятся и к народной речи, интерес к которой в последнее время постоянно растёт. Не зря Михаил Пришвин писал: «…Словесные богатства русского народа заключаются больше в устной словесности, чем в письменной… Интересно слово не то, которое в книгах, а то, которое услышал из уст народа» [15, 29].

Школьный этнографический музей гимназии г. Чернушки занимается собиранием и исследованием местных слов с 1994 года. Однако все работы были посвящены в основном изучению имён существительных. Курс «Русская речь Прикамья», который апробировался с помощью музея нашими учащимися одними из первых в крае по пробным учебникам, также рассматривает (в § 5 «Своеобразие лексики Прикамья») в основном лексику, представленную именами существительными [11, 41 – 58]. О диалектных наречиях, например, есть только такое упоминание: «Среди наречий расхождение с нормой встречается в пермской речи преимущественно в употреблении слов боле (более) и мене (менее)» [11, 79].

Однако в музейной картотеке чернушинских диалектных слов очень много наречий. В «Словаре пермских говоров» [13], который постоянно используется в музее, их также огромное количество. Поэтому не случайно возникла идея написания исследовательской работы, посвящённой местным наречиям.

Отсутствие в школьном музее каких-либо научных трудов в этой области диалектного языка способствовало выдвижению следующей проблемы: Как представлены наречия в «Словаре пермских говоров» и в диалектной речи чернушан?

Мы выдвигаем гипотезу, что диалектные наречия – это богатая и многообразная часть местной лексики.

Тема – слова-наречия в местном говоре.

Объект исследования – диалектная лексика пермских говоров.

Предмет исследования – слова-наречия в местном говоре.

Материалом для исследования явились наречия из «Словаря пермских говоров» [13] и из «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров» [5], работа над которыми ещё ведётся.

Цель исследования – анализ диалектных наречий с точки зрения семантики и многообразных системных отношений.

Задачи исследования:

-изучить литературу по теме;

-создать словарь диалектных наречий;

-произвести их классификацию по значению;

-проанализировать виды диалектизмов среди местных наречий;

-проследить многозначность среди наречий;

-выявить омонимию в области наречий;

-рассмотреть явления синонимии и антонимии;

-показать роль диалектных наречий как выразительного средства в местном фольклоре.

Для решения данных задач были использованы следующие методы:

-изучение литературы и источников;

-наблюдение;

-классификация;

-анализ;

-статистический подсчёт;

-обобщение и выводы.

Актуальность данной работы в том, что она вносит вклад в собирание и анализ диалектной лексики Пермского края и Чернушинского района.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования педагогами, учащимися и даже учёными.

Работа включает следующие части:

1) введение, где определяется научно-справочный материал;

2) пять глав, в которых исследуются местные наречия по разрядам, типам диалектизмов, с точки зрения таких языковых явлений, как многозначность, омонимия, синонимия и антонимия, а также с позиции использования пермских наречий в произведениях фольклора;

3) заключение, в котором делаются выводы;

4) список литературы, в котором представлены источники, проработанные и использованные в исследовании;

5) приложение «Словарь диалектных наречий», составленное по материалам «Словаря пермских говоров» и «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров».

Работа осуществлялась в два этапа: 1) весной и летом 2007 года изучалась литература, подбирались цитаты, составлялся словарь, выписывались произведения фольклора с диалектными наречиями, была разработана классификация местных наречий по значению; 2) в I полугодии 2007 – 2008 учебного года были проведены остальные исследования.

Слова-наречия в местном говоре

Глава 1.

Наши рекомендации