Магнитный театр «зимовье зверей»
Задачи:развитие критического мышления, социального прогнозирования, связной речи, познавательного интереса, а также коррекция и развитие психомоторной сферы, коммуникативных навыков.
Материалы:магнитная доска, плоскостные изображения героев сказки на магнитах. (См. фото №2).
Краткое описание содержания игры:
Игра основана на сказке М.Пришвина «Зимовье зверей». Детям предлагается рассказать сказку по ролям, проигрывая события с плоскостными изображениями героев на магнитной доске. По окончании игры ведущий организует обсуждение.
Варианты организации игры:
1 вариант. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее;
2 вариант. Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку;
роли распределяет ведущий с учетом особенностей личностных качеств участника, ассоциируемых с характером сказочного персонажа, или с учетом психологической проблемы ребенка;
3 вариант. Роли распределяются по желанию детей.
Количество участников игры- от 1 до 7 детей.
Игра особенно рекомендуется детям, имеющим нарушение моторной координации.
МУРАВЬИ
Задачи:развитие сенсорной сферы, формирование представлений о символическом изображении вещей; развитие познавательного интереса, самоконтроля. Материалы- игровое поле с изображением:
• четырех домиков (в верхней части листа);
• два больших муравья (левый нижний угол листа), черный и красный: черный муравей обозначен нарисованным большим зеленым квадратом, красный муравей - большим красным треугольником;
• два маленьких муравья (правый нижний угол листа), черный и красный: черный муравей обозначен нарисованным маленьким зеленым квадратом, красный муравей - маленьким красным треугольником;
• от муравьев к домикам прорисованы четыре дорожки, разделенные по парам: две черные и две красные;
• через дорожки вертикально установлены две пары ворот: одни маленькие и одни большие ворота составляют пару. Два комплекта геометрических фигур: четыре больших и маленьких зеленых квадрата, четыре больших и маленьких красных треугольника. (См. фото № 4). Краткое описание содержания игры:
В сказочном контексте ребятам предлагается помочь муравьям найти дорогу домой. Используется кодирование информации: большой зеленый квадрат - большой черный муравей; большой красный треугольник -большой красный муравей и т.д. Черные муравьи ходят только по черным дорожкам, а красные - только по красным. Большие муравьи ходят только через большие ворота, а маленькие - только через маленькие.
Как усложнение задания рекомендуется увеличивать в комплекте количество фигур, форм, цвета.
Перед игрой рекомендуется чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях» с последующим обсуждением. Количество участников игры- 1-2 ребенка.
СПРЯЧЬ МЫШКУ
Задачи: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие произвольного внимания и памяти. Материалы:
• Модель домика, в котором окна большого и малого размера, они имеют форму круга, квадрата, треугольника, их силуэты обозначены красным, зеленым, синим цветом. В окнах нарисованы мышки.
• Комплекты геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник красного, зеленого, синего цвета.
• Плоскостное изображение кота. (См. фото №5).
Краткое описание содержания игры:
В сказочном контексте ребятам предлагается спрятать мышек от кошки. Для этого необходимо правильно закрыть окошко: в соответствии с формой, величиной, цветом. Количество участников игры- 1-2детей.
ТЕРЕМОК
Задачи:коррекция и развитие сенсорно-
перцептивной, психомоторной, эмоциональной сфер,
коммуникативных навыков, связной речи. Материалы:
• модель домика-теремка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала;
• плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса* волк, медведь;
• геометрические фигуры разной формы. (См. фото № 6).
Краткое описание содержания игры:
Варианты организации игры:
1 вариант. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигры вают ее, «расселяя» героев в теремок в заданные окошки.
2 вариант. Детям предлагается самостоятельно рассказав и обыграть сказку «Теремок», «расселяя» героев в теремок в любые окошки. По ходу или завершению игры уточнить, в какое (по форме) окошко смотрит каждый из животных.
3 вариант. Кроме комплекта сказочных героев и теремка, детям п] е1ся набор геометрических фигур разной формы. Взрослый рассказывает деги, обыгрывая ее, «расселяют» героев по заданным окошкам и находя соо1 ветствующую фигуру. Например: «... и стал жить Волк в теремке, его квадратное. Покажи, где окошко Волка. Найди у себя такую же фигуру». И т. Количество участников игры- от 1 до 5 детей.
РЫБКИ В БАССЕЙНЕ :^ШШШ ! :
Задачи:коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы; развитие мо горики рук, произвольного внимания, памяти; расширение представлений де тей о животном мире, закрепление (формирование) знаний о строении рыбы; раскрытие творческого потенциала. Материалы:
• лист ватмана голубого цвета или раскрашенный в голубой цвет (имитация воды в бассейне);
• комплекты различных геометрических фигур разного цвета и размера;
• разные модели рыбок, за основу которых взяты геометрические формы (явля-Ю1ся образцом для выполнения задания или раздаточным материалом);
• краски, фломастеры, мелки. (См. фото № 7).
Краткое описание содержания игры:В сказочном контексте детям предлагается запустить рыбок в бассейн.
Варианты заданий:
1 вариант. За основу рыбки берется геометрическая форма, соответствующая рыбке-образцу. Дети наклеивают геометрические формы на лист ватмана и дорисовывают детали так, чтобы получилась яркая сказочная рыбка.
2 вариант. Детям предлагается наклеить готовых сказочных рыбок.
3 вариант. Одновременно работает две подгруппы детей: старшие (более сохранные) дети выполняют задание первого варианта, младшие (менее сохранные) ребята выполняют задание второго варианта.
По завершению работы рыбок можно сосчитать, можно «оградить» бассейн кирпичиками, сделать красивый вход и т.д. Количество участников игры- от 1 до 6 детей.
РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ
Задачи:игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.
Материалы:игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части - Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт. (См. фото № 8). Краткое описание содержания игры: «Вдвух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома - кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»
Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев. Количество участников игры- от 1 до 4 детей.
ТРИ ПОРОСЕНКА
Задачи:снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительного эмоционального опыта, развитие мотивации на принятие и поддержку другого, а также развитие пространственного и зрительного восприятия. Материалы:
• Игровое поле с изображением трех домиков поросят и извилистых переплетающихся между собой линий, каждая из которых ведет к домику (лабиринт).
• Плоскостные изображения волка и трех поросят. (См. фото № 9).
Краткое описание содержания игры:Игра основа на сказке С.Михалкова «Три поросенка». Дети самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают сказку, проигрывая события с плоскостными изображениями героев. Волк находит дорогу поочередно к каждому домику, проходя лабиринт.
В заключение рекомендуется проводить обсуждение сказки.
Количество участников игры- о т1 до 4 детей.
РАССЕЯННЫЙ ЗАЯЦ
Задачи:развитие практического мышления, навыков самостоятельности, моделирование социальных ситуаций и способов поведения; формирование, закрепление знания цифр и счета (прямой, обратный) в пределах 10. Материалы:
• Игровое поле с изображением леса: лист-ватман, на котором приклеены елки (ветки изображены треугольниками), грибы, пеньки и т. п. Один из треутоль-
пиков приклеивается за верхушку и под ш .».
• Модели телефонов (желательно разного телефон служит образцом расположения цифр на в и комплектов цифр к ним определяется количест
• треугольник, размер которого соответству написан номер телефона».
• Плоскостное изображение зайца. (См. фото № 10).
Краткое описание содержания игры:
Сорока приносит Зайцу письмо, где написано, что ему необходимо позвонить по номеру телефона, который написан под елочкой из шести таких треугольников (в конверте лежит треугольник). Заяц очень рассеянный, заблудился, не нашел елочку. Детям предлагается помочь Зайцу найти елочку и номер телефона, а потом восстановить цифры на лесных телефонах, потому что дождь смыл их. Количество участников игры- от 1 до 4 детей.
ПОЧИНИ ОДЕЯЛО
Задачи:коррекция и развитие пространственного мышления, моторики рук сенсорно-перцептивной сферы. Материалы:
• Модели одеяла: цветные листы картона с прорезанными фигурами («дырами») различной формы. Лучше, если будут разные «одеяла»: с одной «дырой»-прорезью и с несколькими «дырами»-прорезями.
• Комплекты геометрических фигур разного цвета и формы, соответствующих прорезям в картоне.
• 1 Ьоскосгное изображение Буратино. (См. фото № 11).
Краткое описание содержания игры:
Ведущий рассказывает детям сказку: «У Буратино на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры». Далее детям предлагается помочь Буратино починить одеяло.
Варианты заданий:
-«залатать одну дыру»;
-«залатать» одновременно несколько «дыр»;
-усложнение заданий (увеличивать количество фигур, форм, цвета).
Рекомендуется предварительно познакомить детей со сказкой А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
Количество участников игры - от 1 до 3 детей.