Наречие как часть речи
Теоретический материал о наречии как части речи, изложенный в школьных учебниках, практически совпадает с тем, что представлено в трудах разных учёных (А.Н. Гвоздева, Д.Э. Розенталя и др.) В МОУ «Гимназия» г. Чернушки дети изучают русский язык в основном по программам под редакцией В.В. Бабайцевой, а также М.М. Разумовской и П.А. Леканта. По сути, наречие как часть речи в них рассматривается одинаково. Возьмём трактовку этой темы в учебнике «Русский язык» для 7 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [12] .
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая) или признак другого признака (крайне холодный, весело смеющийся, очень ярко).
2. В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?Солнце весело блестит, снег под валенком скрипит; все в снегу застыли ели, ветер дует еле-еле. (П. Потёмкин)
3. Наречие чаще всего относится к глаголу(грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию(по-летнему тёплый день; быстро разрастающийся кустарник; идти, беззаботно напевая; объяснять удивительно понятно).
4. Наречие – неизменяемая часть речи: оно не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами.
Все эти теоретические положения, относящиеся к литературным наречиям, полностью подходят для этой части речи и в диалектном языке.
Глава 2.
Разряды местных наречий по значению
Все учёные выделяют две большие лексико-семантические группы наречий: определительные и обстоятельственные, которые, в свою очередь, подразделяются ещё на виды. Классификация Д.Э. Розенталя более сложна для учащихся. Очевидно, за основу деления наречий на разряды в школьных программах взята классификация А.Н. Гвоздева [3, 393 – 404], которая включает следующие группы:
I. Определительные.
1. Меры и степени.
2. Образа действия.
II. Обстоятельственные.
1. Времени.
2. Места.
3. Причины.
4. Цели.
5. Совместности.
Школьники рассматривают упрощённую классификацию наречий:
1. Меры и степени.
2. Образа и способа действия.
3. Места.
4. Времени.
5. Причины.
6. Цели.
Мы составили таблицу разрядов наречий, которой будем пользоваться в данной работе, адаптированную к школьным программам.
Разряды диалектных наречий по значению |
Определительные | Обстоятельственные |
Меры и степени | Образа и способа действия | Места | Времени | Причины | Цели |
Наречия местного говора имеют те же разряды, что и литературные.
Приведём классификацию всех наречий из нашего Словаря.