Материалы для самостоятельной работы
Схема стилистического анализа
I. Охарактеризовать :
а) сферу бытования данного стиля;
б) особенности реализации коммуникативной модели в данном тексте;
в) принадлежность текста к определенному речевому жанру;
г) место жанра в структуре функционального стиля;
д) стилевую доминанту;
е) особенности воплощения информационной программы.
II. Определить языковые особенности на:
а) фонетическом уровне (актуальность/неактуальность данного уровня для соответствующего стиля; в устной форме - стиль произношения, преобладающие интонационные стили предложения);
б) словообразовательном уровне (наличие специфических или особо частотных словообразовательных моделей; принципиальное отсутствие каких-либо словообразовательных типов);
в) лексическом уровне (степень специфичности словаря, тематический отбор лексики, определяющийся сферой функционирования и типовой семантикой текстов; соотношение конкретной и абстрактной семантики как на уровне слов, так и на уровне значений; полнота представленности семантики многозначного слова; использование лексико-семантических межсловных связей: синонимия, дублетность, вариантность, антонимия, гипонимия, омонимия; использование различных пластов коннотативной лексики);
г) морфологическом уровне (функциональная значимость соотношения частей речи: глагол и имя, прилагательное, местоимение (разряд), специфическая для данного стиля высокая частотность других частей речи; функционирование грамматических категорий: число существительных, род существительных, степени сравнения прилагательных, время глагола, категория лица, категория наклонения);
д) синтаксическом уровне (синтаксис словосочетания: если есть, то указать наиболее частотные модели; синтаксис простого предложения: степень использования простого двусоставного, функционирование различных видов односоставных предложений, функционирование неполных предложений; синтаксис сложного предложения: мера сложности, наиболее частотные типы сложных предложений, длина и сложность предложений; экспрессивный синтаксис).
III. Охарактеризовать функционально-стилевые особенности текстовых категорий.
Тексты для стилистического анализа.
Текст— 1
ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРА ПУТИНА
Дорогие соотечественники!
В эти дни мы вместе пережили страшное испытание. Все наши мысли были о людях, оказавшихся в руках вооруженных подонков. Мы надеялись на освобождение попавших в беду, но каждый из нас понимал, что надо быть готовым к самому худшему.
Сегодня рано утром проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное — спасти жизни сотен, сотен людей. Мы доказали, что Россию нельзя поставить на колени.
Но сейчас я прежде всего хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб.
Мы не смогли спасти всех.
Простите нас.
Память о погибших должна нас объединить.
Благодарю всех граждан России за выдержку и единство. Особая благодарность всем, кто участвовал в освобождении людей. Прежде всего — сотрудникам спецподразделений, которые без колебаний, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение людей.
Мы признательны и нашим друзьям во всем мире за моральную и практическую поддержку в борьбе с общим врагом. Этот враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток. Это — международный терроризм. Пока он не побежден, нигде в мире люди не могут чувствовать себя в безопасности. Но он должен быть побежден. И будет побежден.
Сегодня в больнице я разговаривал с одним из пострадавших. Он сказал: «Страшно не было, была уверенность, что будущего у террористов все равно нет».
И это правда.
У них нет будущего.
А у нас — есть.
26 октября 2002 года
Текст - 2
ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ
США СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК «СУЩЕСТВЕННО
НАРУШИЛ» РЕЗОЛЮЦИЮ СБ ООН,
НО ОБЪЯВЛЯТЬ ВОЙНУ ЕЩЕ НЕ СОБИРАЮТСЯ
Соединенные Штаты считают, что доклад Ирака об оружии массового уничтожения содержит «существенные пробелы», которые представляют собой «существенное нарушение» резолюции Совета Безопасности ООН 1441. Об этом заявил в четверг госсекретарь США Колин Пауэлл в связи с обсуждением в СБ ООН иракского документа. Ранее такую же оценку доклада дал постоянный представитель США при ООН Джон Негропонте.
Госсекретарь отметил, что Багдад не ответил на многие вопросы, оставшиеся открытыми с тех пор, как в 1998 году иракские власти выдворили международных инспекторов. По его словам, Ирак не предоставил информации о запасах химического и биологического оружия и не дал пояснений по поводу закупок некоторых товаров «двойного назначения», которые могут быть использованы для производства ядерных вооружений.
В то же время глава американской дипломатии дал понять, что об объявлении войны речь пока не идет.
Европейско-азиатские новости
■ |
20 декабря (2002)
Текст -3
ПРОТОКОЛ
Соглашения о договорной цене