Укрывушки, хоронушки, показушки

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

В 3 классе за 1 полугодие

1 вариант

В.Д. Берестов

Честное гусеничное

Гусеница считала себя красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

- До чего ж я хороша! – радовалась гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, что никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:

- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

- Ах так! – рассердилась гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто и никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!

Дал слово – нужно его держать, даже если ты – Гусеница.

И гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.

Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

- Уф, как я устала! – вздохнула Гусеница. – Совершенно замоталась.

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.

Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спинка. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх.

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.

«Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я не красивая, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что меня никто не увидит, и не сдержала его. Позор!»

И Гусеница упала в траву.

А девочка увидела её и сказала:

- Какая красивая!

- Вот и верь людям, - ворчала гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спине у неё появились большие разноцветные крылья.

- Ах вот оно что! – догадалась она. Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного гусеничного слова, что её никто никогда не увидит, она не давала.

(361 слово)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О чём рассказывается в этом произведении?

о встрече Гусеницы с девочкой

о превращении Гусеницы в Бабочку

о сне Гусеницы

о радости бабочки

2. Где произошла встреча девочки с Гусеницей?

в лесу

на реке

на лугу

на тропинке

3. Когда произошла встреча Гусеницы и девочки?

зимой

летом

осенью

весной

4. Чему радовалась Гусеница?

прекрасной погоде

своей красоте

красивому цветку

5. Почему Гусеница замоталась в кокон?

Ей стало холодно.

Она спряталась ото всех.

Она дала честное гусеничное слово.

Она обиделась.

6. Как Гусеница вылезла из кокона?

прогрызла отверстие

разломила стенки

потёрлась спинкой

выдавила донышко

7. «Дал слово – нужно его держать». Что это?

загадка

потешка

пословица

считалка

8. Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в Бабочку?

что она не может ползать

что она не сдержала честного слова

что она летает

что снова встретила девочку

9. Восстанови план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке. Цифра 1 указывает начало истории.

Гусеница обиделась.

Первая встреча Гусеницы с девочкой.

Превращение в Бабочку.

Сон в коконе.

Вторая встреча Гусеницы с девочкой.

Обыкновенное чудо.

10. Какой точный факт описан в произведении?

Гусеница очень красивая.

Гусеница встретилась с девочкой.

Гусеница превратилась в бабочку.

Гусеница дала честное слово.

2 вариант

Э.Ю. Шим

Укрывушки, хоронушки, показушки

К вечеру вызвездило, ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые – ужасно удивились, потому что никогда ещё не видели снега.

На берёзе молоденький Тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит – падают с неба мохнатые снежинки.

- Что за че-чепуха? – забормотал Тетерев. – Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются…

- Нет, родимый, это не мухи! – сказал старый тетерев.

- А кто же это?

- Это наши укрывушки летят.

-Какие такие укрывушки?

- Они землю укроют, отвечает старый Тетерев, - одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…

- Ишь ты! – обрадовался молодой Тетерев. – Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!

И стал ждать, когда на землю пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает - спускаются с неба мохнатые снежинки.

- Вот тебе на! – удивился Зайчишко. – Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!

- Глупенький, разве это цветочный пух! – сказала старая Зайчиха.

- А чего же это такое?

- Это наши хоронушки летят.

- Что ещё за хоронушки?

- Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой!

-Уй, как интересно! – закричал Зайчишко. – Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу по голому осинничку бежал молодой Волчонок.

Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит – падают с неба лёгкие снежинки.

-Ай-яй! –сказал Волчонок. –Никак гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и пёрышки роняют?

-Что ты, разве это пух да пёрышки? – засмеялся старый Волк.

- А что же это?

- Это, внучек, наши показушки летят.

- Не знаю я никаких показушек!

- Скоро узнаешь. Лягут они ровным-ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где какие птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки – и тотчас узнаем, в какую сторону за добычей бежать…

- Ловко! – обрадовался Волчонок. – Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери да птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветром. Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.

(371 слово)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О чём рассказывается в этом произведении?

о снегопаде

о животных

о том, как старые животные учат молодых

о зиме

2. Где происходили описанные события?

в роще

на лугу

в лесу

на реке

3. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?

днём

вечером

утром

ночью

4. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?

потому что снежинки летали

потому что он ещё не видел снежинок

потому что они были белыми

потому что он был невнимательный

5. Чему обрадовался молоденький Тетерев?

тому, что вокруг было красиво

тому, что стало холодно

тому, что можно будет укрыться под мягким тёплым снежным одеялом

тому, что с ним разговаривал старый Тетерев

6. Чему удивился молоденький Зайчишко?

тишине в лесу

наступлению утра

облачку одуванчикового пуха

приходу зимы

7. О чём знала старая Зайчиха?

что летят снежинки, а не цветочный пух

что это наступила зима

что снежинки – хоронушки для зайцев

что это очень красиво

8. Чему удивился молодой Волчонок?

снежинкам

пуху и пёрышкам

наступлению зимы

встрече со старым Волком

9. Почему старый Волк назвал снежинки показушками?

потому что станет кругом белым-бело

потому что кругом лежит снег

потому что на снегу видны следы птиц и зверей

потому что снежинки падают с неба

10. Восстанови план. Расставь цифры в нужном порядке. Цифра 1 указывает начало произведения.

Хоронушки.

Первый снег.

Укрывушки.

Тёплый ветер.

Показушки.

Наши рекомендации