Задание 56. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов

1.

Лед та…т. Снег уже раста…л.

Он сделал вид, что не слыш…т. Они все прекрасно слыш…ли.

От меня это не завис…т. Все завис…ло от сложившихся обстоятельств.

Она наде…тся на лучшее. Актер наде…лся на успех.

Овес уже посе…ли. Он уже се…т рожь.

2.

Дом строит…ся, начал строит…ся.

Дети удивляют…ся, удивят…ся, готовы удивит…ся.

Друг заступит…ся, надо заступит…ся.

Должен учит…ся, он учит…ся хорошо.

Задание 57. Можно ли образовать форму 1-го лица единственного числа от приведенных ниже глаголов? (см. справочные материалы)

Ощутить__________________ Галдеть_______________________

Очутиться_________________ Дерзить_______________________

Убедить___________________ Чудить________________________

Преградить________________ Пылесосить____________________

Затмить___________________ Дудеть________________________

Задание 58. В соответствующую графу таблицы впишите вариант, имеющий книжный, литературный характер.

Инфинитив   Литературная норма
Выздороветь Дети скоро выздоровят / выздоровеют      
Опостылеть Деревенская жизнь ей скоро опостылит / опостылеет      
Опротиветь   Любому опротивят / опротивеют ложь и притворство      

Задание 59. Определите стилистическую и смысловую принадлежность каждого из приведенных ниже глаголов. Впишите их в соответствующую графу таблицы. Смысловые различия параллельных форм глаголов иллюстрируйте примерами. (При выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).

Машут – махают, капает – каплет, сыпет – сыплет, щипет – щиплет, мучусь – мучаюсь, двигает – движет, брезговать – брезгать, прочитать – прочесть, ездит – ездиет, мяучит – мяукает, полоскает – полощет, плескает – плещет, мурлыкает – мурлычет, рыскает – рыщет, кудахтает – кудахчет, колыхает – колышет, брызгает – брызжет, мечет – метает; лазить – лазать, поднимать – подымать.

Стилистические различия Смысловые различия
Книжная форма Разговорная форма Просторечие
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание 60. Проанализируйте употребление времен глагола. Устраните ошибки в употреблении времен глагола, вписав в скобки необходимую форму.

1. Брошюра дает знания об истории календаря, научит ( ) делать календарные расчеты быстро и точно.

2. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают ( ) у присутствующих аппетит.

3. Когда французы вторгаются ( ) в нашу страну, Андрей Болконский отправился в действующую армию.

4. Если студент хорошо готовится к экзаменам, то сдавал ( ) их на «отлично».

Задание 61. Какие варианты в приведенных ниже глагольных формах используются в современном языке чаще? Подчеркните их. Объясните выбор варианта.

1. Шум над головой затихнул/затих.

2. Белье мокло/мокнуло под дождем.

3. Нина отвергла/отвергнула мою помощь.

4. Хозяин дома расторг/расторгнул договор об аренде.

5. Деканат прибег/прибегнул к решительным мерам.

6. Она опровергла/опровергнула все мои доводы.

Задание 62. Составьте предложения, позволяющие определить видовое значение следующих одновидовых и двувидовых глаголов.

1.

1. Лежать _______

2. Сидеть _______

3. Болеть _______

4. Сожалеть _______

5. Присутствовать _______

2.

1. Рассмеяться _______

2. Очнуться _______

3. Посидеть _______

4. Проболеть _______

5. Ринуться _______

3.

1. Атаковать __

2. Автоматизировать __

3. Использовать __

4. Жениться __

5. Обследовать __

6. Родиться __

7. Обязать __

8. Воздействовать __

9. Расследовать __

10. Исследовать __

Задание 63. Образуйте варианты видовых форм и выпишите их в соответствующую графу таблицы.

  Корневая гласная осохраняется Чередование о – ав корне Стилистические варианты
Книжный (о) Разговорный (а)
Заморозить        
Застроить        
Затронуть        
Обработать        
Облагородить        
Освоить        
Оспорить        
Удостоить        
Усвоить        
Захлопнуть        
Озаботить        
Опорочить        
Отсрочить        
Приурочить        
Узаконить        
Уполномочить        
Заподозрить        
Обусловливать        
Сосредоточивать        
Условливаться        

Задание 64. Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа от следующих глаголов. Объясните правописание.

Бежать __________________ - ___________________

Нарезать __________________ - ____________________

Выбрать __________________ - ____________________

Намазать __________________ - ____________________

Одеться __________________ - ____________________

Лечь __________________ - ____________________

Выкинуть __________________ - ____________________

Не испортить __________________ - ____________________

Задание 65. Укажите в скобках вариант формы глагола, соответствующий литературной норме.

1. Сегодня я обязательно пропылесошу ( ) диван.

2. Я победю ( ) свою болезнь.

3. С причала нам махают ( ) платками.

4. С крыши капает ( ) дождь.

5. Вы должны прочесть ( ) эту рукопись.

6. Им двигает ( ) чувство сострадания.

7. Узнав об опоздании сотрудников, директор метает ( ) гром и молнии.

8. Мороз щипет ( ) уши.

9. Он часто ездиет ( ) к нам в гости.

10. Она отвергнула ( ) его предложение и прибегнула ( ) к помощи подруги.

11. На балконе под дождем мокнуло ( ) белье.

12. Кошка жалобно мяучит ( ).

13. Не стоит этим брезговать ( ).

14. От болезни он совсем зачахнул ( ).

15. Оформление договора, по-моему, не двигается ( ).

16. Ребенок часто простуживается ( ).

17. О встрече необходимо уславливаться ( ) заранее.

18. Необходимо сосредотачивать ( ) внимание на главном, а не второстепенном.

19. Вы не должны отсрочивать ( ) рассмотрение документов.

20. Мы не имеем права узаконивать ( ) явную социальную несправедливость.

21. Студенты ознакомилися ( ) с приказом ректора.

22. Неожиданно он подскользнулся ( ).

23. Не ложи ( ) книгу на этот стол.

Наши рекомендации